Свято-Троицкие чтения – комплекс ежегодных научно-теоретических и научно-практических мероприятий, нацеленных на обсуждение широкого спектра гуманитарных проблем современности, в том числе, перспектив их разрешения на основе христианских ценностей в контексте отечественной и мировой культуры.
Культура XXI века богата, сложна и разнородна. Свой вклад в ее формирование внесли как традиционные практики и представления, веками определявшие быт отдельных народов и государств, так и новаторское мышление, создавшее условия для научно-технического прогресса. Отличительная особенность текущего исторического момента – принципиальное единство культурного пространства. Близость или разобщенность жителей Земли все меньше зависят от естественных физических ограничений и в гораздо большей степени, чем прежде, становятся результатом свободного выбора.
Важнейшим признаком культуры является иерархичность, упорядоченность и соподчинение идей и поведенческих норм в рамках цельного мировоззрения. Уже сейчас очевидно, что активное взаимодействие разных культурных моделей ведет к размыванию локальных ценностных систем, составлявших нераздельное достояние многих поколений. Между тем новые, общезначимые, ориентиры человечеству еще только предстоит найти. У людей мыслящих смешение главного и второстепенного, высокого и низкого, стирание различий между самими этими понятиями вызывает обоснованные опасения.
Поиски устойчивых, иерархически организованных смыслов ведутся на разных направлениях. Кто-то верит в могущество строгой науки – а кто-то ставит во главу угла интуитивное постижение мира. Одних вдохновляют поэтичные откровения родной земли – другие следуют вселенскому пророческому призыву. Многие верят в рассудочное искусство политики – но велико число и тех, кто добровольно подчиняется только красоте морального закона, коренящегося в человеческом сердце. Факторов культурного развития множество. Задача гуманитарного сообщества заключается в том, чтобы адекватно оценить значение каждого и, выявив единство их человеческой природы, установить между ними непротиворечивое отношение.
Христианство – неотъемлемый элемент мировой культуры, с его появлением человек обрел новое духовное измерение. На протяжении двух тысячелетий крещеная Европа училась жить и мыслить свое существование заодно с Богом. И сегодня, несмотря на то, что религия перестала быть основной движущей силой человечества, ее влияние на индивида и социум остается заметным, а в некоторых случаях существенным и даже судьбоносным. При этом определить роль христианства в современной культуре непросто. Породив ценности, приверженность которым отличает европейскую цивилизацию и производный от нее мировой порядок, оно само же нередко противодействует их последовательному воплощению в жизнь.
Безусловным достижением христианского сознания стала идея свободной человеческой личности. Настойчивые попытки оправдать жертвенную любовь Бога к преступно забывчивому, гордому, капризному созданию истощили верующий разум, но победно увенчались пониманием сверхъестественного достоинства человека. Обостренный же интерес к внутреннему миру личности, наблюдение за борьбой доброй воли с греховными побуждениями, явился предпосылкой для испытания и утверждения человеческой свободы. Во власти христианина, совершая выбор, возвыситься над законом природы и общественными установлениями.
На представлении о неотчуждаемой личной свободе покоится церковный идеал христианства. Признание равенства чад Божьих в грехе и в благодатном обновлении, соединенное с заповедью любви и сострадания ближнему, нашло впоследствии теоретическое выражение в понятии природного равенства людей. Замечательно, что христианство, не снимая со свободного человека ответственности за содеянное, обеспечило ему право на ошибку, снисхождение и прощение. Христианская справедливость заключается в разумном сочетании закона и благодати.
Выношенные в лоне отдельной духовной традиции, христианские ценности имеют общечеловеческий смысл, под их влиянием сложились международные экономические отношения и система права, моральные убеждения и эстетические ценности. Между тем, свой вклад в становление мировой культуры сделали и продолжают делать также другие религии, научная мысль, художественные интуиции. Чем человечество обязано именно христианству? Насколько своеобразно христианское понимание дружбы, семьи, подвига, просвещения? Повинно ли христианство в экономических, политических, экологических проблемах национального и международного масштаба, и что оно может предложить для их решения? Возможно ли существование христианских идей в отрыве от породившей почвы?
Задачи Свято-Троицких чтений состоят в том, чтобы рассмотреть процессы, идущие в самом христианстве или под его влиянием, с культурологической точки зрения, на основании подобного исследования точнее определить историческую роль христианства и показать, как оно может содействовать утверждению мира и согласия в условиях становления единой человеческой культуры.
На Чтениях обсуждаются исторические и социологические, правовые и филологические, антропологические и педагогические сюжеты. Но что важнее – присутствует психологический и философский анализ, ведь субъективное значение христианства становится понятным, только когда речь идет о жизни, о любви, о свободе, о благе, об истине, о совести. Вне этих категорий религиозное содержание христианства мельчает и выхолащивается. Поэтому любые события христианской истории подвергаются осмыслению с учетом личной воли их участников, стремящейся к достижению возвышенных или, напротив, низменных целей.
Особого внимания заслуживает вопрос о том, что христианство может предложить для решения глобальных проблем современного мира. В частности, требуют проверки популярные религиоведческие концепции культурного конфликта. Если говорится, что христианство противостоит исламу, дальневосточным идеологиям, светской культуре, необходимо выяснить, противостоит в каком смысле и в какой мере. Для организаторов чтений очевидно: христианство может быть открыто миру, а большая часть раздоров между христианами и нехристианами – результат недопонимания, малой образованности, наивного или намеренного смешения религиозных вопросов с нерелигиозными.
Участие христианства в мировом культурном процессе, бесспорно, весьма плодотворно, однако не является исключительным и абсолютным. Этот очевидный факт нуждается в серьезном осмыслении. Важно осознать, что христианство, противопоставляющее себя лучшим образцам человеческой культуры, равно как и светская культура, пренебрегающая опытом великих религий, нежизнеспособны и могут сохранять позиции только за счет сомнительных сделок с изменчивыми политическими силами. Между тем, конференция ученых и богословов призвана выработать новый, доброжелательный и ответственный, стиль взаимоотношений христианства с окружающим миром.
Одним из примеров успешного практического диалога между христианством и светской культурой является деятельность Русской христианской гуманитарной академии. Основные результаты получены Академией в области образования. Вместе с тем в академии ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования в области философии, религиоведения, культурологии, педагогики, складываются научные и научно-педагогические школы, обладающие авторитетом среди российских культурологов и религиоведов. Научный и культурный потенциал РХГА раскрывается в том числе и на Свято-Троицких чтениях, из года в год привлекающих внимание международного гуманитарного сообщества к вопросам, от правильного и своевременного ответа на которые зависит судьба не только христианского мира, но и всей человеческой культуры.