Д.А.Журавлев

Организация медицинской помощи раненным и больным в Ленинграде во время советско-финляндской войны

Общая численность раненых и больных, доставленных в Ленинград с ноября 1939 г. по апрель 1940 г., составила 167 915 человек , большая часть из них была размещена в лечебных учреждениях города, другая, после оказания им необходимой медицинской помощи была отправлена в тыл страны. Частично раненые и больные эвакуировались в тыловые госпитали "транзитом". Основным критерием при распределении являлись медицинские показания пострадавших: в городе оставались, как правило, тяжелобольные и раненые, которым требовалась специализированная медицинская помощь. Раненые и больные проходили лечение в более чем 50 медицинских учреждениях города, имевших различную ведомственную подчиненность.
Ленинград, являвшийся центром округа, наряду с административным руководством сосредоточил в своих руках не только функции лечебного обеспечения гарнизона, но и оказания специализированной медицинской помощи войскам, принимавшим участие в советско-финляндской войне. В городе располагались крупнейшие военно-медицинские учреждения, накопившие опыт практической работы в период боевых действий. В этот разряд входили как постоянные военные госпитали, так и научно-практические центры, обладавшие высококвалифицированным личным составом и необходимой материально-технической базой. Однако ход советско-финляндской войны показал неспособность данных учреждений самостоятельно организовать медицинское обслуживание доставленных в город. Главными причинами, осложнившими положение, стали: высокая концентрация войск на Карельском перешейке, большое число санитарных потерь, недостаточный уровень организации лечебно-эвакуационной работы в армейском и войсковом районах. Все это предопределило увеличение показателей доставленных в город, в десятки раз превышавшие планируемые, вследствие чего, гражданские учреждения вынужденно стали привлекаться в более широких масштабах.
Формирования военного ведомства, в том числе фронтовой эвакуационный пункт (ФЭП) 50, сосредоточили в своих руках организацию работы медицинской службы не только в Ленинграде и пригородах, но и прилегающих областях. ФЭП являлся центральным лечебно-эвакуационным органом фронтовой санитарной службы , главными задачами которого были: определение величины и структуры санитарных потерь на основе медико-статистических данных; организация приема, сортировки, квалифицированного и специализированного лечения, размещения пострадавших; управление эвакуационной работой; организация снабжения лечебно-эвакуационных учреждений; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Начальником ФЭП 50 был И.М.Черняк, занимавший до февраля 1940 г. также пост начальника Ленинградского Красноармейского военного госпиталя имени З.П.Соловьева .
Организация лечебно-эвакуационной работы в Ленинграде сводилась к следующему. После прибытия в город раненые и больные поступали в сортировочно-эвакуационный госпиталь (СЭГ). До января 1940 г. в Ленинграде существовал только один госпиталь подобного рода - СЭГ 1170, который размещался на территории Александро-Невской лавры в специально отведенных помещениях. В связи с объективной необходимостью приема и сортировки поступающих с Карельского перешейка в гораздо большем объеме, был, развернут второй сортировочный госпиталь на базе больницы имени Мечникова (СЭГ 2307). Определенная часть пострадавших поступала непосредственно на лечебные койки города, минуя сортировочные госпитали, однако их число было незначительным. После проведения медицинской сортировки, оказания неотложной помощи и оформления документов, раненые и больные, в соответствии с показаниями, готовились для эвакуации в тыл, либо доставлялись в медицинские учреждения, развернутые в городе.
В отношении госпиталей, входивших в состав коечной сети Ленинграда, следует выделить следующие категории: госпитали Народного комиссариата обороны мирного времени (постоянные госпитали Красной Армии); госпитали, сформированные органами НКО в военное время (эвакуационные и сортировочные, подчиненные непосредственно эвакопункту во всех отношениях); эвакуационные госпитали, сформированные органами Народного комиссариата здравоохранения и переданные для использования ФЭПу; оперативные койки в лечебных учреждениях гражданских органов здравоохранения (больницы, институты и т.п.), где выделялось определенное количество коек по различным специальностям.
В число последней категории входили не только лечебные учреждения НКЗ, но и других ведомств.
В 1940 г. в Ленинграде действовало 126 гражданских лечебных учреждения, в которых насчитывалось 33 800 коек . Наравне с больницами, имевшими наибольший вес, в это число входили также клиники медицинских институтов, где оказывалась специализированная медицинская помощь. Согласно предвоенным мобилизационным планам, в них Ленгорздравотделом предусматривалось развертывание оперативных коек в военное время медицинская помощь поступавшим раненым и больным в больницах и институтах оказывалась наравне с гражданским населением, в отдельных случаях не существовало даже разделения лечебного учреждения по данному признаку. Командование ФЭПа и руководство Ленгорздравотдела стремились сохранить объем оказываемой медицинской помощи и не снижать эффективность проводимой работы, акцентируя внимание на размещении максимального числа пострадавших бойцов. Определенные изменения в процессе лечения горожан произошли незадолго до начала боевых действий, когда с целью освобождения больничных коек, находящиеся на них пациенты были выписаны, либо направлены для окончания курса лечения в другие учреждения здравоохранения . В данное время мероприятия по реорганизации своей работы проводили только те больницы и медицинские институты, которые значились в мобилизационном плане, позже в этот процесс были вовлечены также новые формирования, объем деятельности, которых определялся уже во время войны.
На Ленгорздравотдел возлагалась также функция формирования эвакуационных госпиталей, осуществлявших временную госпитализацию, необходимую для оказания раненым и больным квалифицированной лечебной помощи и подготовки их к дальнейшей эвакуации в тыл страны. Они развертывались в военное время, личный состав госпиталя призывался из запаса, а материально-техническое обеспечение осуществлялось по линии НКО, иногда, городских служб. Размещались эвакуационные госпитали в предоставляемых городскими органами власти помещениях, специально для этих целей не предназначенных. Как правило, это были школы старого фонда (т.е. построенные до 1936 г.), они располагали большой площадью и находились в центральной части города, что облегчало доставку раненых и больных в эти учреждения и организацию их дальнейшей эвакуации в тыл. Школьные здания новой постройки (1937-1939 гг.) имели ряд существенных недостатков, ставших серьезным препятствием для развертывания в них эвакуационных госпиталей: малоемкость, отсутствие складских помещений, плохое водоснабжение.
В связи с увеличением числа пострадавших и дефицитом лечебных коек, НКО счел целесообразным развертывание эвакогоспиталей в помещениях, которые не предусматривалось использовать для этих целей (казармы, учебные заведения и т.п.), но обладавших большим объемом свободной площади. Для развертывания госпиталей были подготовлены также помещения музеев, клубов и домов крестьян , однако они оказались трудно приспособляемыми объектами, не удовлетворяющими госпитальным требованиям. В большей степени этим запросам отвечали здания санаториев и курортов, находившихся в городе и близлежащих районах.
Серьезные трудности при формировании эвакогоспиталей возникали и с личным составом. Вследствие отсутствия возможности использовать собственные кадры, в январе 1940 г. состоялась передача Ленгорздравотделу 11 госпиталей от Мосгорздравотдела, которые были переформированы в 8 эвакогоспиталей со специализацией лечебных коек . Для этих целей Ленсоветом специально отводились помещения в Ленинграде и пригородах.
С началом боевых действий все отчетливее стала проявляться негативная тенденция, наметившаяся еще в довоенное время. Вполне очевидным становится тот факт, что ведомственная разобщенность явилась серьезным препятствием для оформления организационной структуры медицинской службы города. В документах, регламентировавших деятельность лечебных учреждений, не предусматривалось четкого разграничения полномочий и обязанностей между отдельными составляющими ФЭП. Как гражданские, так и военные формирования подвергались неоднократным проверкам со стороны комиссий, представлявших различные ведомства. Со временем эти отношения нормализовались и вошли в деловое русло - проводились двусторонние консультации, совместно решались проблемы административного плана и обсуждались коллегиально вопросы чисто медицинского характера.
Указанные сложности, обусловленные недостаточным уровнем предварительной работы в довоенный период, а также особенностями боевых действий, стали причиной длительного по времени организационного оформления и становления в городе лечебно-эвакуационной деятельности, которая отвечала бы возросшим требованиям. Через лечебные учреждения Ленинграда прошло большое число раненых и больных, им была оказана квалифицированная и специализированная медицинская помощь, уровень которой был достаточно высоким. Об этом свидетельствует большое число проведенных операций, немаловажным является и такой показатель как количество умерших на лечебных койках. Смертность в больницах и институтах, где были развернуты оперативные койки, составляла в среднем 1,5 %, что отражало общую картину по городу .
На основании изученных документов можно констатировать, что во время боевых действий 1939-1940 гг. в Ленинграде была создана единая система работы военного и гражданского здравоохранения, которая сыграла важную роль в быстрейшем возвращении раненых и больных в строй, а также к общественно-полезному труду.