Требования для авторов

Требования к статьям, кратким научным сообщениям и другим материалам, предоставляемым для публикации

В журнале «Acta eruditorum» публикуются научные работы, отражающие широкий спектр проблем современного гуманитарного знания в области филологии, философии, теологии, культурологии, педагогики и психологии.

Редакция оставляет за собой право вносить редакционные (не меняющие смысла) изменения в авторский оригинал. При представлении в журнал рукописи статьи для опубликования автор передает права на размещение текста статьи на сайте журнала в системе Интернет. Решение о публикации поступивших материалов принимается редакционной коллегией на основании внутренних и внешних рецензий.

Публикация платная. Плата за опубликование рукописей аспирантов не взимается.

***

Представленные авторами материалы проходят внутреннее и внешнее рецензирование и должны удовлетворять принятым критериям качества. В случае несоблюдения настоящих требований редакционная коллегия вправе не рассматривать рукопись статьи до переработки рукописи автором в соответствии с данными требованиями.

Общие требования

  1. Объем статьи – до 0,5 а.л. (без учета объема аннотаций)
  2. Поля по 2,0 см; красная строка – 1,0 см.
  3. Шрифт Times New Roman, для основного текста размер шрифта и литературы – 12 кегль, межстрочный интервал – 1,0 пт.; для аннотаций, ключевых слов, цитат и списка литературы – 10 кегль, межстрочный интервал – 1,0 пт.

Оформление публикации

  1. Объем статьи для электронного сборника не более 0,5 а.л.
  2. Поля по 2,0 см; красная строка – 1,0 см.
  3. Шрифт Times New Roman, для основного текста размер шрифта и литературы – 12 кегль, межстрочный интервал – 1,0 пт.; для аннотаций, ключевых слов, цитат, литературы – 10 кегль, межстрочный интервал – 1,0 пт.
  4. Публикация структурируется по принятому международному стандарту в следующем порядке:
    • в верхнем левом углу присвоенный статье УДК
    • фамилия, имя, отчество автора
    • ученая степень и звание, место работы, мейл
    • название публикации на русском языке
    • аннотация (до 800 знаков) и ключевые слова на русском языке (до 5)
    • фамилия и инициалы автора на английском языке
    • название статьи на английском языке
    • аннотация и ключевые слова на английском языке
    • текст статьи
    • список литературы
  5. Ссылки на источники оформляются в тексте в квадратных скобках, например [5, с. 56–57].
  6. Цитаты свыше 200 знаков выделяются втяжкой и шрифтом 10 кегля, 1,0 пт.
  7. Список литературы обязателен. Пронумерованный список помещается после текста статьи в алфавитном порядке (сначала русскоязычные источники, затем иноязычные) и включает все источники, каким-либо образом использованные и указанные в публикации. Оформляется по действующему ГОСТ_Р7.0.5-2008, с указанием полной информации об источнике (авторство, полное название, место издания, год издания, страницы полного текста в случае ссылки на статью или часть издания).
  8. Примечания, приложения и фотографии в публикации не используются.
  9. Таблицы, графики и диаграммы, иллюстрирующие результаты исследования в тексте публикации не допускаются.
Пример оформления публикации дается в приложении 1.

Автор и его ответственность

При необходимости автор сообщает информацию о проекте, в рамках которого подготовлена статья (название организации-спонсора № гранта/соглашения, название проекта) для размещения указанной информации в специальном подстрочном примечании.

Автор гарантирует, что все данные в его публикации реальны и аутентичны, его работа не является плагиатом. Все авторы обязуются в случае необходимости предоставлять опровержения и исправление ошибок.

В случае, если статья написана двумя или более авторами, сведения о последних даются в последовательно, по отдельности о каждом из авторов, при этом указывается один, удобный им для связи, электронный адрес.


[Приложение 1]

Пример оформления статьи

УДК 159.2

Сергеева Алла Владимировна,
доктор психологических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы,
sergeeva@gmail.com

ПЕРЕЖИВАНИЕ РЕВНОСТИ И СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

В статье раскрывается природа феномена ревности и межличностной зависимости с позиций современной психологии и святоотеческой литературы. Описываются значимые взаимосвязи между проявлениями ревности и созависимости у молодых людей, разрушающие их духовный и общий эмоциональный уровень жизни. Проблема состоит в отсутствии системного подхода в оказании психологической помощи людям с переживаниями ревности и созависимости в рамках православной психологии. Анализируются разные теоретико-методологические концепции в изучении соотношения ревности и созависимости в молодежной среде.

Ключевые слова: духовная ревность, святоотеческое учение о ревности, классификация ревности, созависимые отношения

Sergeeva A. V.

EXPERIENCE JEALOUSY AND CO-DEPENDENT RELATIONSHIPS AMONG YOUNG PEOPLE: ORTHODOX VIEW OF THE PROBLEM

The article reveals the nature of the phenomenon of jealousy and interpersonal dependence in terms of modern psychology and patristic literature. Describes the important relationship between the manifestations of jealousy and co-dependency in young people, destroying their spiritual and emotional overall standard of living. The problem is the lack of a systematic approach in providing psychological support to people with feelings of jealousy and codependency within the framework of orthodox psychology. Analyzes the different theoretical and methodological concepts in the study of the relations and co-dependence of jealousy among the youth.

Keywords: spiritual jealousy, patristic teaching about jealousy, jealousy classification, co-dependent relationship

В статье рассматривается одна из актуальных, но малоизученных проблем в психологии, особенности проявлений ревности у молодых людей с созависимыми отношениями (межличностная зависимость). Как считают Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, к наиболее важным психологическим особенностям личности ревнивца, следует отнести наличие у него эмоциональной зависимости (созависимости) от близкого человека при сниженном фоне душевной теплоты в отношениях [5. с. 45]. Данное предположение авторов, к сожалению, эмпирически не изучалось. Поэтому целью настоящей статьи явилось узко-предметное и эмпирическое исследование психологических особенностей ревности у молодых людей с симптомами эмоциональной зависимости (созависимости).

Известно, что в научной литературе существуют множественные подходы в определении категории «ревность» и соответствующие им различные содержательные описания. Например, в словаре В. Даля ревность понимается в многозначных аспектах: 1) горячее усердие, старание и усердие к добру; 2) зависть, досада на больший успех другого; 3) слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение, в чьей либо любви и верности [3, с. 122].

Приведем несколько известных положений и определений из трудов ведущих исследователей ревности, как глобального человеческого явления. Например, в монографии «Психология любви» Е. П. Ильин определяет ревность как негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой [4].

В другой известной публикации Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриевой, авторами также предлагается одно из определений и рабочая классификация этого многогранного явления человеческих отношений. С позиций авторов, ревность является эмоцией, переживаемой в случае возникновения угрозы потери важных отношений с другим человеком, в связи с заменой этих отношений на отношения с соперником или с иным более значимым объектом [5]. Достаточно категоричное определение встречаем в работах А. Адлера. В соответствии с его взглядами, ревность это сложная установка, приносящая исключительно вред личности и вытекающая из глубокого чувства неполноценности [1].

В мире науки считается, что автором первой научной концепции ревности является З. Фрейд и выделяет три ступени чрезмерной ревности: конкурирующая, спроецированная и бредовая. По его мнению, конкурирующая ревность «состоит в основном из печали, боли из-за предполагаемой потери объекта любви и нарциссической обиды»» [11, с. 219]. Спроецированная ревность происходит из собственной неверности в жизни или из побуждений к неверности, которые подверглись вытеснению. Бредовая ревность также вытекает из стремления к неверности, но направлена на лиц своего пола и в содержательно-динамическом плане связывается с паранойей, такая ревность выполняет функцию защиты от гомосексуальных импульсов [11].

Известны также и взгляды Эриха Фромма, который рассматривает ревность как иррациональное влечение, которое проявляет себя на различных уровнях организации личности, то есть рассматривается как многоуровневое свойство личности. Приведем одно из рассуждений Эриха Фромма: «Жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность также коренятся в складе характера человека и порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности» [12, с. 52]. Можно сделать вывод, что автор рассматривает ревность, во-первых, соотнося ее с завистью, во-вторых, рассматривает эти явления как специфические виды фрустрации, однако ревность переживается более остро.

Остановимся не некоторых взглядах на проблему возникновения и проявления ревности с позиций экзистенциальной психологии. Наиболее яркий ее представитель В. Франкл в труде «Человек в поисках смысла» о ревности говорит, что это один из аспектов «эротического материализма», когда к личности относятся исключительно собственнически. Также автор говорит о бесполезности ревности:

«Ревность - это глупость в любом случае, так как она появляется либо слишком рано, либо слишком поздно… ревнивый человек, сомневаясь в своей возможности удержать своего партнера, может действительно потерять его, может действительно толкнуть партнера в объятия другого, принуждая к неверности, потому, что он усомнился в его верности. Конечно, верность - это одна из задач любви; но это всегда задача только для того, кто любит, и никогда не может быть требованием, направленным на партнера» [10].

Другой представитель гуманистической психологии Р. Мей делает акцент на чувстве собственничества, которое возрастает прямо пропорционально бессилию человека. То есть степень угрозы, которую представляет для него потеря другого, есть степень, в которой он чувствует ревность. Поэтому ревность, чаще всего, характерна для отношений, в которых человек ищет скорее власти, чем любви. Она имеет место, когда человек не способен выстроить достаточную самооценку и чувство собственной силы, собственного права на жизнь [6].

Кроме названных направлений, изучаются психологические особенности ревнивой личности и психологические детерминанты ее возникновения (Н. В. Дмитриева, Е. П. Ильин, А. В. Сергеева и др.) [4, 5, 8].

Наряду с указанными рассуждениями, существует иной взгляд на этот сложный феномен человеческой жизни. В работах святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», Иоанна Лествичника «Лествица», Паисия Святогорца «Слова», митрополита Иерофея Влахоса, дается иное понимание ревности и определяется она посредством нескольких понятий, разных по психологическому наполнению и содержанию: 1) духовная ревность, 2) душевная и 3) суетная (порочная) ревность.

Приведем одно из краеугольных и основательных рассуждений Святителя Феофана Затворника:

«Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения, житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению» [9].

Говорится святителем также о ревности суетной (о нарядах и подобном) и ревности злой (порочной и грешной) которая обращенная на удовлетворение страстям. Эти два вида ревности не только охлаждают ревность духовную, а враждебны ей.

Обратимся к рассуждениям другого святителя Паисия Святогорца в его труде «Слова», где дается понимание страсти и ревности и определяется она посредством рассуждения, почему ревность отравляет сильную любовь женщины. Приведем несколько рассуждений святителя:

«Женщина от природы имеет много доброты и любви, и диавол сильно на неё нападает, он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет её любовь. А когда её любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину. …Злоба женщины, когда в неё входят ревность и упрямство, может достичь демонической степени. Женщина должна бояться ревности. Она обязана удалить своё «я» из своей любви, чтобы её сильная любовь была чистою» [7, с. 201].

И далее Паисий Святогорец указывает способ, каким можно избавиться от страстной (ядовитой) ревности: если преодолеть мелочность и взрастить духовное мужество, духовное благородство и жертвенность. Благородство — это противоядие ревности [7].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адлер А. Наука жить. - К.: Port-Royal, 1997, - 352 с.
  2. Белов В.Г., прот. Г. Григорьев, В.А. Кулганов, Ю.А.Парфенов. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания: учебное пособие.- СПб.: РХГА, 2016. - 428 с.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1978.
  4. Ильин Е.П. Психология любви. - СПБ.: Мастера психологии, 2012. - 550с.
  5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире. ‐ М.: Академический проект; Культура, 2011. – 326 с.
  6. Мей Р. Сила и невинность. - М: Сфинкс, 2002, - 149с
  7. Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Страсти и добродетели – М.:.Святая гора, 2002.
  8. Сергеева А. В. Особливості емоційної стійкості студентів-педагогів, схильних до переживання ревнощів // Науковий вісник Херсонського державного університету. 2015, Серія «Психологічні науки», Випуск 3. с.70-75.
  9. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: ООО Отчий дом, 2005. - 301 с.
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла - М: Прогресс, 1990.
  11. Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Навязчивость, паранойя и перверсия. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. - 336 с.
  12. Фромм Эрих. Человек для себя. - Мн.: Коллегиум, 1992.
  13. B. K. Weinhold & J.B. Weinhold. Breaker tree of the Co-Dependency Trap. NH. Stillpoint International, 2000

При необходимости, автор сообщает информацию о проекте, в рамках которого подготовлена статья (название организации-спонсора, № гранта/соглашения, название проекта), которая оформляется в виде подстрочного примечания на первой странице статьи.

Контактная информация

Телефон редколлегии: (812) 570-02-36 (доб. 218)
Электронная почта: acta.eruditorum.rhga@gmail.com