А.А. Ермичёв: Теперь мы переходим к тем авторам, кто взяли предметом своего исследования XX век, различные аспекты XX века. «В.П. Свенцицкий времени Христианского братства борьбы и “голгофского христианства”».

Татьяна Ивановна Лузина – доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ.


                                             



Т.И. Лузина: Мое выступление посвящено человеку, который очень хотел сделать общество более гармоничным и счастливым, а являясь глубоко верующим христианином искренне полагал, что роль Церкви в этом вопросе – не просто важная, а главная и определяющая.

Его имя – Валентин Павлович Свенцицкий – религиозный мыслитель, публицист, драматург, церковный писатель, после 1917 г. священнослужитель православной церкви.

Он родился в 1881 г. и умер в 1931 г., после тяжелой болезни. Казалось бы, по современным меркам, он прожил короткую жизнь. И вместе с тем, он прожил достаточно для того, что он сделал.

Один из видных деятелей русского религиозно-общественного движения начала прошлого столетия, Свенцицкий приобрел известность в религиозно-философских кругах Москвы и Петербурга начала ХХ века благодаря своим способностям, умственным и проповедническим. По мнению современников, он производил на окружающих почти «магнетическое впечатление», подчинял их своей воле, был замечательным аналитиком, поражал многих своей начитанностью, желанием и умением вести продолжительные беседы на различные религиозные и нравственные темы.

Но он не был простым человеком, и мнения о нем расходились: одни уверяли, что он обладал блестящим умом и художественным дарованием, а также поразительной нравственной силой (В.Ф. Эрн), другие считали его невыносимым, некоторых он просто шокировал. (А. Белый называл Валентина Свенцицкого «ложным пророком» и был уверен, что его «пыл» – это психопатология, «болезнь самотерза, сменяемая пароксизмами чувственности» [1].).

Наверное, нужно признать, что Свенцицкий был очень необычным человеком. Сложной и противоречивой, но интересной и оригинальной личностью.

Теперь я перехожу к основной части своего доклада. И хочу сказать о В.П. Свенцицком как о создателе и активисте появившейся в России в 1905 г., благодаря усилиям радикально настроенных кругов христианской интеллигенции, организации под названием «Христианское Братство Борьбы». А также, о его участии в религиозном движении, именуемом «голгофским христианством».

При этом мне хотелось бы обратить внимание на вышедший второй том Собрания сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого [2]., в который вошли его произведения за 1905-1908 гг. И что особенно важно, документы Христианского братства борьбы, причем в комментариях впервые опубликованы материалы судебных преследований участников организации. Необходимо подчеркнуть, что на основе скрупулезного изучения архивных материалов редактор-составитель этого издания, С.В. Чертков, проанализировал современную исследовательскую литературу по истории Христианского братства борьбы и указал на имеющиеся неточности и фактические ошибки в серьезных научных исследованиях по истории русской мысли, касающихся исторической судьбы Братства и его деятельности.

Учитывая это, я остановлюсь лишь на отдельных эпизодах биографии В.П. Свенцицкого периода его активной деятельности в Христианском братстве борьбы.

Итак, будет справедливо отметить, что в основании Братства лежала инициатива двух молодых людей – В. Свенцицкого и В. Эрна. Особое внимание к роли Свенцицкого в организации Христианского братства борьбы ни в коей мере не умоляет теоретического и практического участия Эрна в этом их совместном предприятии. Соглашаясь с мнением компетентных исследователей, подчеркнем, что в данном случае Свенцицкий все-таки был просто более заметной фигурой, чем «сдержанный» Эрн.

Известно, что кровавые события 1905 г. сильно повлияли на Свенцицкого, способствуя проявлению его общественного темперамента. После 9 января прибывшие в Петербург москвичи, Свенцицкий и Эрн, стали энергично призывать к борьбе за расторжение союза православной церкви и самодержавия, и к участию самой Церкви в борьбе за новое общественное устройство и новое светлое будущее. Вероятно, именно тогда у них возникло желание создать такую организацию, члены которой, оставаясь преданными Церкви и православию, приняли бы участие в борьбе за преобразование общества на основе евангельского христианства.

Можно утверждать, что с этого времени Свенцицкий становится представителем крайне левого крыла в движении за обновление русской церкви и принимает в этом движении самое активное участие. В феврале 1905 г. он пишет статью «К вопросу о церковной реформе», где настойчиво призывает всех любящих Христа и Церковь к ее возрождению. Свенцицкий заявляет о том, что именно Церковь должна повести своих членов, являющихся одновременно и гражданами государства, на борьбу за претворение в жизнь идеалов свободы и справедливости. Заботясь о нравственном и духовном развитии христиан, Церковь, настаивает он, должна быть во главе тех реформ, которые способствуют улучшению общественного строя. Более того, именно Церковь, по его мнению, должна призывать к реформам и быть руководителем общественного движения. «Она должна, - пишет Свенцицкий - явиться проповедницей и проводником в жизнь истинной общественности, основанной на свободе, равенстве и справедливости» [3].

В 1906 г. в Москве появляется брошюра под названием «”Христианское Братство Борьбы” и его программа», где формулируются цели и задачи этой организации.

«”Христианское Братство Борьбы” имеет целью активное проведение в жизнь начал Вселенского Христианства. Эти начала, введенные историческим христианством в сферу индивидуальной жизни, до сих пор не были сознательно положены в основу общественных отношений. В общественных отношениях до сих пор осталась не раскрытой «правда о земле», лежащая в самой сущности христианского учения. Раскрыть эту правду и действенно осуществлять вселенскую правду Богочеловечества во всемирно-историческом процессе и есть общая задача «Братства». Своеобразие и исключительность настоящего исторического момента сами собой определяют ближайшие, частные задачи «Братства», необходимо вытекающие из общей основной. Эти задачи суть:

Борьба с самым безбожным проявлением светской власти – с самодержавием, кощунственно прикрывающимся авторитетом Церкви, терзающим народное тело и сковывающим все добрые силы общества.

Борьба с пассивным состоянием Церкви в отношении государственной власти, в результате чего Церковь идет на служение самым низменным целям и явно кесарю предает Божье.

Утверждение в социально-экономических отношениях принципа христианской любви, содействующего переходу от индивидуально-правовой собственности к общественно-трудовой. «Братство» призывает к совместной Господней работе всех верующих во Христа без различия исповеданий и национальностей ввиду того, что борьба с безбожной светской властью имеет смысл не только национальный, но и вселенский» [4].

Мы видим, что Свенцицкий и деятели Братства всецело полагались на Вселенскую Церковь (через которую, по их мнению, только и возможно было обретение гармонии социума и вхождение в Царство любви) и стремились перенести акценты борьбы «за хлеб насущный» на борьбу за внесение в повседневную жизнь христианских ценностей. А их действия в борьбе за «Правду Христову», которые базировались на теоретических положениях «социального христианства», была подчинены основополагающей для них идее Богочеловечества как залогу эсхатологического освобождения в Царстве Божьем.

И хотя деятельность организации осложнялась отсутствием необходимых материальных средств, собственной типографии, достаточного числа преданных сторонников, которые пропагандировали бы идеи Христианского братства борьбы среди самых широких слоев населения, Свенцицкий и Эрн были уверены в серьезности и необходимости своего дела. Ведь они считали, что из веры в Христа неизбежно вытекает обязанность каждого христианина принимать самое деятельное участие в общественной жизни, и самоотверженно осуществлять вселенскую правду Богочеловечества.

С 1905 и по 1908 гг. впечатляющими были и издательские инициативы организаторов Братства: выпуск газет, журналов, сборников, большой серии брошюр (многие из которых были запрещены цензурой в связи с их «подрывным характером»), наконец, издание еженедельника «Век» с приложением под названием «Церковное обновление». Еженедельник религиозно-общественной жизни и политики – «Век», выходил с 12 ноября 1906 г. по 8 июля 1907 г. в Петербурге. Выход журнала был инициирован «группой 32-х» столичных священников, осенью 1905 г. ставшей именовать себя «Союзом церковного обновления» или «Союзом ревнителей церковного обновления», и с которой тесно сотрудничали члены Христианского братства борьбы. В «Церковном обновлении» от 28 января 1907 г. было напечатано: «22 января состоялось общее собрание «Братства церковного обновления», на котором В.П. Свенцицкий предложил глубоко интересный доклад на тему «Ценность человеческой личности с христианской точки зрения». Доклад сопровождался оживленным обменом мнений» [5].

В «Веке» публикации Свенцицкого появлялись практически регулярно. Случалось и так, что статьи на религиозно-общественные темы, по своей стилистике очень близкие публицистике Свенцицкого, выходили в «Веке» за подписью Асов. Важно отметить, что играя руководящую роль в этом петербургском издании, москвичи Свенцицкий и Эрн на его страницах остро полемизировали с петербургскими интеллигентами-богоискателями, деятелями «нового религиозного сознания» во главе с Д.С. Мережковским. Свенцицкий особенно настойчиво выступал в то время против обозначения идей Мережковского словом «новое» [6]. Отмечу также, что в изданиях, осуществляемых под эгидой Христианского братства борьбы, публикации Свенцицкого нередко являлись текстами его докладов в Московском Религиозно-Философском Обществе памяти Владимира Соловьева. (Наряду с С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Г.А. Рачинским, П.А. Флоренским и др. Свенцицкий вошел в состав членов-учредителей Общества).

Известно, что Христианское братство борьбы инициировало создание Московского Религиозно-Философского Общества, и с начала его работы Свенцицкий был основным оратором на его заседаниях. На открытии он выступил с докладом о «Христианском Братстве Борьбы и его программе» (21 ноября 1905 г.), который вызвал оживленную дискуссию. Надо сказать, что Свенцицкий был чрезвычайно эмоционален. Заметим, что в памяти современников молодой Свенцицкий запечатлелся в качестве человека бурного темперамента.

Являясь одним из инициаторов создания Религиозно-Философского Общества, Валентин Свенцицкий был исключен из него за «неблаговидные поступки». Распространившиеся в то время слухи о его недостойном поведении, к сожалению, находили подтверждение. М.А. Колеров в своем исследовании («Не мир, но меч») ссылается на агентурную записку Московского охранного отделения, которая содержала сведения о том, что в деятельности МРФО Свенцицкий играл «выдающуюся роль проповедника, производя сильное впечатление на слушателей». В ней говорилось о том, что: «В 1907 году Свенцицкий оказался совершенно дискредитированным в глазах названного общества…, так как выяснилось, что, с одной стороны, совершена им растрата общественных денег, а с другой – открылись любовные похождения его, несоответствующие роли проповедника... Свенцицкий вынужден был скрыться из Москвы, проживая долгое время инкогнито где-то под Петербургом» [7].

После скандала, разразившегося с выходом в свет шокировавшего публику романа Свенцицкого «Антихрист» [8], он сблизился с Ионой Брихничевым, одним из проповедников т.н. «голгофского христианства», стал активистом этого религиозного движения и автором многочисленных публикаций в главном печатном органе «голгофских» христиан – газете «Новая Земля» [9]. Оставаясь в лоне церкви, и по-прежнему проповедуя любовь к Богу и служение Ему, Свенцицкий утверждал, что Христа нельзя познать, не пережив в своей душе Антихриста. Он заявлял: «Любовь христианина – Голгофа, распятие плоти своей во имя вечной духовной правды» [10].

Достаточно остановиться на некоторых публикациях Свенцицкого в «Новой Земле», чтобы получить представление о целях и задачах движения, и основных идеях «голгофских христиан». Например, в статье «Наши ближайшие задачи» Свенцицкий пишет: «Идеи о новой земле, о земном Христе, об общественном христианстве, о царстве Божием не только на «небеси», но и на «земли», – идеи Голгофского христианства, когда они дойдут до религиозного сознания народа, они вызовут в нем к жизни скрытые уснувшие религиозные силы. Они создадут движение. Они снова пробудят религиозное творчество» [11]. По мнению Свенцицкого, новая жизнь обязательно выльется в новые формы. Он верит в силу движения «голгофских христиан» - народного религиозного движения, понимаемого им не как новая секта, а как выражение новой, давно назревшей идеи о «Земном Христе, в котором и небо и земля соединены воедино». Свенцицкий стремится подчеркнуть, что этой великой религиозной идее принадлежит такая же роль, что и первоначальному христианству, которое «дало новый поворот всей мировой жизни» [12]. Он много пишет о Церкви и вере, о личности и свободе, народе и интеллигенции, и в результате предлагает говорить о религии свободного человека как новом пути, который намечается перед людьми. Мы стремимся к полному освобождению человеческой личности, подчеркивает он, хотим, чтобы свободный человек, т.е. человек, сознающий себя сыном Божьим и живущий только для вечности, вступил в братское единение со свободными людьми, и эти новые люди привели бы тленный мир к настоящей, вечной жизни. Желая полного и окончательного освобождения мира от греха, страданий и смерти, Свенцицкий утверждает, что духовный переворот в жизни должен начинаться с изменения взгляда на будущее. А для того, чтобы перестроить жизнь по-новому, необходимо в основу всего положить божественную индивидуальность человека. Свенцицкий говорит о человеческой душе как неисчерпаемом источнике сил для выражения новой культуры и новой общественности, созидающих Церковь будущего.

Оценивая образ мыслей «голгофского христианина» Валентина Свенцицкого, развивающего на страницах «Новой Земли» основные положения принятого им учения, можно сказать, что во многом его идеи и суждения определялись словами: «где жизнь – там и борьба идей, и споры, и искания» [13].

Искренне веря в новую жизнь, Свенцицкий времени «голгофского христианства» призывал церковную интеллигенцию соединиться с народом, дать ему новую религиозную мысль и взять у народа его живое религиозное чувство.

Заключение:

Валентин Павлович Свенцицкий – это знаковая фигура в судьбе Христианского братства борьбы, и поэтому представить себе Братство без Свенцицкого практически невозможно.

Вполне очевидно, что Свенцицкий времени Христианского братства борьбы и «голгофского христианства» глубоко верил в истину Церкви, и в то, что только любовь к Христу способна открыть миру подлинный смысл человеческого существования и дать пример настоящей благополучной жизни.

И наконец, остались его идеи и его труды. Сегодня исследователи его жизни и творчества называют протоиерея Валентина Свенцицкого Пророком Христовой Правды, великим русским мыслителем, находя возможным, показать современникам необходимость более глубокого изучения его творческого наследия, богатого идеями, созвучными проблемам современного мира.

Спасибо за внимание!

Аплодисменты


ЛИТЕРАТУРА

1. Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2. – М., 1990. С. 496.

2. Свенцицкий В.П., прот. Собр. соч. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908 / Сост., послесл., коммент. С.В. Черткова. – М.: Даръ.

3. Свенцицкий В. К вопросу о церковной реформе / Вопросы жизни. 1905. Апрель-май. С. 272.

4. Свенцицкий Вал. Христианское братство борьбы и его программа. М., 1906. Религиозно-общественная библиотека. Серия 1 (для интеллигенции). № 2. С. 8-9.

5. Век. 1907. № 4. С. 31.

6. Свенцицкий Вал. О новом религиозном сознании (по поводу статьи Д.В. Философова)/ Век. 1907. 13 мая. № 18. С. 253-255.

7. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех» 1902-1909. – СПб: «Алетейя», 1996. С. 269.

8. Роман Свенцицкого «Антихрист (Записки странного человека)» был опубликован в 1908 г. в Санкт-Петербурге, в издательстве Д.П. Ефимова.

9. «Новая Земля» - еженедельная общественная, литературная и политическая газета, которая издавалась с сентября 1910 г. по май 1912 года. Организатором этого издания был И.П. Брихничев (1879-1968) – православный священник (до 1907 г.), публицист, религиозно-общественный деятель. Он считал своей миссией духовное просвещение русского народа и очень старался привлечь к сотрудничеству известных писателей и литераторов своего времени. В «Новой Земле» печатались произведения И. Бунина, В. Брюсова, А. Блока, Н. Клюева, Д. Мережковского. Однако основными сотрудниками газеты были сам И. Брихничев, В. Свенцицкий, старообрядческий епископ Михаил.

10. Свенцицкий Вал. Мировое значение аскетического христианства// Русская мысль. 1908. Кн. 5. С. 90.

11. Свенцицкий В. Наши ближайшие задачи/ Новая Земля. 1911. № 2. С. 2.

12. Там же. С. 3.

13. Там же.



ВОПРОСЫ

А.А. Ермичёв: Спасибо, Татьяна Ивановна! Вопросы какие будут, пожалуйста!

В.В. Ведерников: Татьяна Ивановна, очень интересный доклад!

                                          

Но я вот о чем хотел спросить. Речь идет о 1905-6 годе. Тут не просто абстрактные ставятся какие-то вопросы, а вот что нужно сделать, чтобы эти христианские идеалы воплотить в жизнь – с землей, с властью. Есть ли какая-то конкретная программа деятельности? Что мы получим на выходе?

Т.И. Лузина: Я постараюсь ответить так.

                                           

Конкретная программа с целями и задачами Братства сформулирована в изданной брошюре. И это проекты, масштабные замыслы христианской организации, призывающей Церковь стать во главе активной общественной деятельности. Свенцицкий и активисты Братства верили в Христа, они хотели служить Ему не только словом, но и делом. Братство предприняло ряд практических мер в целях широкого распространения своих идей, и эти реальные деяния их были связаны с издательской деятельностью, о которой я говорила. Свенцицкий был автором конфискованной брошюры «Правда о земле», в которой на основе христианского мировоззрения стремился обосновать – каким же должно быть действительное отношение между Церковью и государством, чтобы и то и другое отвечало своему назначению. Здесь может быть стоит вспомнить и слова Н.А. Бердяева, который полагал, что идеи русской общественности, призванной преобразовать русскую жизнь «выветрились» раньше, чем наступил час их осуществления в жизни, а мир идей и мир общественности так и остались разобщенными. Мне хотелось бы все-таки показать не историю Братства, а на примере жизни его основателя процесс формирования личности, ее стремление разобраться в себе (религиозные искания), ведь Свенцицкий был человеком своего времени, а будучи молодым и энергичным не мог не принимать участия в трагических реалиях жизни страны. Он говорил о себе как о «рыцаре Господа», что он заблуждался, падал, но всегда верил в то, что Бог простит его, потому что он шел туда, где «единое спасение мира».

А.А. Ермичёв: Татьяна Ивановна, у меня два вопроса очень коротких. Первый – вообще-то совместимо христианство с революционеризмом?

Т.И. Лузина: Для меня, наверно, это вопрос сложный, ведь я не занимаюсь темой: религия и политика.

А.А. Ермичёв: Это первый вопрос, а второй вопрос относительно Ионы Брихничева. Он что, действительно был однокурсником Иосифа Виссарионовича по тифлисской гимназии?

Т.И. Лузина: Об этом я узнала от Вас, Александр Александрович. Вы мне об этом как-то давно говорили. Но поскольку я еще не занималась изучением собственно историей религиозного движения под названием «голгофское христианство», и тем более биографией его основателя, Ионы Брихничева, то мне ответить сейчас трудно.

А.А. Ермичёв: Насчет совмещения христианства и революционеризма?

Т.И. Лузина: Наверное, не простой это вопрос.

                                           

На практике может быть и совмещался, если брать во внимание историю. Учитывая же историю Христианского братства борьбы и ее активистов, и исследования в этом направлении, наверно, стоит его обдумать, ведь судя по брошюре «Христианское братство борьбы и его программа», Свенцицкий ощущал себя революционером? И при этом не стоит забывать, что он был глубоко предан идеалу Вселенской Церкви. Спасибо, Александр Александрович, за вопрос.

А.А. Ермичёв: Спасибо, Татьяна Ивановна!

Г.М. Голод: Его движение собственно ограничилось движением к просвещению.

А.А. Ермичёв: «Голгофское христианство» – это что, просветительская организация?

Т.И. Лузина: Это народное религиозное движение. Я могу сказать сейчас лишь о том, что писал Валентин Свенцицкий в своих статьях в печатном органе «голгофских христиан», газете «Новая Земля». Он пророчествовал о жизни на «новой земле» под «новыми небесами». В его публикациях звучал призыв к церковной интеллигенции соединиться с народом и дать ему новую религиозную мысль, взять у народа его живое религиозное чувство. Большое спасибо всем за вопросы.

А.А. Ермичёв: Спасибо!