Авксентьевский Игорь Игоревич –– кандидат философских наук 

Предмет этики

Этика является мышлением о предельном основании бытия человека среди людей. Это основание не пребывает безразлично к мысли о нем, наподобие природного закона, но обосновывает только тогда, когда мыслится. Следовательно, этическому мышлению присуща воля: оно не только осознает, но и полагает (творит) определенный способ совместного бытия людей. Этика – не просто наука об этосе, но определяющая структура самого этоса.

Поскольку бытие среди людей исторично, то вместе с ним исторична и этика. Она есть развивающаяся волевая мысль. Пройденные ею этапы не оставляются в прошлом, а включаются как моменты в более поздние формации.

Этическая мысль имеет художественное, религиозное и философское выражение. Развитость той или иной формы выражения зависит от характера эпохи. Только в философии этика предельно проясняет себя. Философия является формой и нашего этического мышления.

Педагогический принцип

Этика как учебная дисциплина воспроизводит историю этики в опыте мыслящей воли учащегося, образовывая эту волю в духе современной эпохи. Такая педагогика исходит из принципа единства исторического и логического в феноменологическом. Современное (логическое) формируется в опыте (в феноменологическом), осмысленно повторяющем историческое.

В  дисциплинах, следующих такому принципу, история получает иное значение, чем в традиционно построенных учебных курсах. История мысли перестает быть частью курса, предшествующей сути дела и имеющей целью осведомить любопытствующих. Она становится самой сутью дела. Тогда нет необходимости дополнять историю мысли проблемно-логическим изложением категорий: содержание категорий (экзистенциалов) формируется в истории.

Межпредметная связь

Этическая мысль связана с другими видами мыследеятельности, что отражается и во взаимосвязи учебных дисциплин. Поскольку бытие среди людей является некоторым модусом бытия человека в мире, то этика обосновывается наиболее общим тематическим разделом философии – онтологией: этика спрашивает историю философии о предельном основании бытия человека в мире и переосмысливает это основание в горизонте своей главной проблемы – проблемы оправданности бытия человека среди людей. Этика ведет дискурс с дисциплинами, проясняющими другие модусы бытия человека в мире, – с философией искусства и философией религии. Наконец, этика сама занимает обосновывающее, методологическое положение по отношению к множественным наукам, исследующим разные аспекты совместного бытия людей и традиционно относящимся к классу общественных.

Логика курса

Содержание настоящего курса этики выражено в семи темах. Первая тема вводит учащегося в сферу этической мысли из опыта обыденности. Здесь также набрасывается структура бытия человека в мире. Набросок выполняется способом качественного различения сущего на природу и дух, а духа – на его внутренние моменты. Это позволяет выделить в сущем область этического.

В темах со второй по шестую представлен процесс развития этической мысли. В нем намечены три эпохи: непосредственная этика (тема 2), рефлективная этика (темы 3, 4, 5), этика понятия (тема 6).

Непосредственная этика (этика Востока).

Мыслящая воля первой эпохи, хотя и предсознает немирскую укорененность мира, но всё же развернута к миру. Ещё не раздваиваясь между мирским и немирским, она занимается мироустройством и прежде всего – обустройством принадлежащего миру бытия среди людей. Способами этического обустройства здесь являются размерение (Китай), противоборство (Персия), законодательство (иудаизм). Страх перед лицом немирского законодателя (Бога иудаизма) вызывает у воли чувство суетности мира вместе с сомнением в мирской исполнимости добра. Воля преодолевает страх шагом навстречу страшащему. Так она входит в следующую эпоху – рефлективную.

Рефлективная этика (классическая европейская этика) .

Вступление в новую эпоху оказывается для этической воли раздвоением. Заступая в немирское, она должна задерживаться и в мире, чтобы отталкиваться от него для заступания. Этическая воля одновременно пребывает и в мирском, и в немирском, но в каждом из них способом воления противоположного как условия исполнимости блага. Поскольку бытие этой воли среди людей двусмысленно, то двусмысленны для нее и люди: они всегда представляют собой нечто иное, чем они есть.

Антиномия этической воли, развиваясь, проходит в рефлективной эпохе три формации: прекрасного (тема 3), верующей благодати (тема 4), трансцендентальности (тема 5). В этих формациях антиномия последовательно выражает себя в противопоставленности соответственно физического и метафизического, имманентного и трансцендентного, эмпирического и трансцендентального.

Трансцендентальная этика (этика Канта) размечает бытие среди людей как мир целей. Кажется, воля может пребывать в этом мире избегая двусмысленности – автономно. Но, преследуемая эмпирическим, она вынуждена вновь размыкать, постулируя, перспективу немирского, чтобы убегать в нее. В таком опыте воля постигает, что немирское есть проект, задаваемый ею из мира и потому принадлежащий миру. Немирское укоренено в мирском, и это открывает возможность их примирения.

Этика понятия (гегелевская этика).

Диалектическая воля примиряет понятием мирское и немирское и вместе с этим обретает единство сама с собой (тема 6). Она бытует среди людей захватывающим их процессом, в котором различаются всеобщее, особенное и единичное как ее собственные моменты. В этих моментах для диалектического преобразования представлены соответственно немирское, мирское и заступающее. Обнаруживая себя в каждом моменте, воля понятием размыкает его так, что другие моменты соучаствуют в нем. Добро такой воли – сам процесс, всегда понимающе собирающий себя в единство.

Тотально вразумляя бытие среди людей, этика понятия снимает трагическое напряжение этического. Несмотря на это (а может, именно поэтому), совместное бытие людей исторически впадает в неразумность – технизируется. Здесь феноменологически движущаяся мысль учащегося входит в проблемный горизонт современности (тема 7). Теперь она должна, во-первых, осмыслить современную ситуацию в основных модальностях экзистенциала «техника». Во-вторых, мыслящей воле учащегося предлагается предпринять усилие к выходу из этой ситуации. Усилие может быть продуктивным только при условии, что предпринимающая его воля, с одной стороны, удерживает весь опыт своего исторического движения, а с другой – просматривает ведущие этические проекты современности: проект воли жизни, проект исторического деяния, экзистенциальный проект.

Литература

  В качестве основной для курса берется литература, представляющая мыслительно-волевые акты в подлинности, – классические этические тексты (см. список литературы). Ряд этих произведений или их частей предполагается обсудить на семинарских занятиях. Список текстов к семинарам и рекомендации по работе с ними даются в отдельных методических материалах.

Тематический план

1. Введение в этику

2. Непосредственная этика

3. Этика прекрасного

4. Этика верующей благодати

5. Трансцендентальная этика

6. Этика понятия

7. Этические проекты современности

Программа

Тема 1. Введение в этику

Постановка этической проблемы из современной ситуации. Бытие среди людей как модус бытия в мире. Дух в отношении к природе. Формации духа: субъективный, объективный, абсолютный. Этика как самосознание объективного духа. Этика как мыслящая воля. Художественное, религиозное и философское выражение этики. Историческое, логическое и феноменологическое в этике.

  Набросок сферы этического из опыта обыденности: воля, поступок, свобода, вина, ответственность, совесть, награда и наказание, обычай, закон, общая воля, сообщество.

Тема 2. Непосредственная этика

Этика меры (Конфуций). Дао и принцип меры. Качества благородного мужа. Внимательность («жень»). Ритуал. Музыка. Условия благоденствия государства.

Этика противоборства (зороастризм). Добро и зло в мировом противоборстве. Содержание добра и зла. Человек и власть в противоборстве добра и зла. Соратничество.

Этика закона (иудаизм). Бог и закон. Тварность, богоподобие и подзаконность человека. Первые люди. Различение добра и зла как грехопадение. Первое преступление и наказание. Всемирный потоп и открытие историчности добра. Богоизбранность народа. Заповеди Моисея. Вожделение, страх, суета.

Тема 3. Этика прекрасного

  Этика моральной индивидуальности (Сократ). Метафизический горизонт этики. Греческая художественность и Сократ. Добро и самопознание. Добро и божество. Обратимость зла. Жизнь Сократа как моральное произведение. Сократ и полис.

Этика идеи (Платон). Добро как идея. Добро и зло в противопоставлении чувственного и нечувственного. Душа в связи с добром и злом. Воздаяние. Бытие среди людей в платоновской притче о пещере. Справедливость как принцип государства. Подобие души и государства. Добродетели государства. Образование граждан.

Этика деятельности (Аристотель). Добро как деятельность. Виды деятельности. Праксис как деятельность среди людей. Пафосы. Склад и практические добродетели. Произволение. Счастье. Дружба как конкретность этоса. Государство.

Тема 4. Этика верующей благодати

Смысл верующей благодати. Трансцендентно-имманентный горизонт этики. Боговоплощение. Христос как этическая парадигма. Евангельские заповеди. Верующая благодать и свобода произволения. Любовь как способ благодатно-верующего бытия среди людей. Царство Божье в имманентно-трансцендентном измерении. Церковь в духе и церковная организация. Церковь в отношении с иными формами совместного бытия людей. Историческая реформация церкви и судьба этики благодати.

Тема 5. Трансцендентальная этика

Трансцендентальный горизонт этики (Кант). Воля как практический разум. Принципы организации воли: максимы и императивы. Свобода воли и закон. Гетерономия и автономия воли. Действие из склонности и из долга. Счастье и благо. Категорический императив. Самоценность мыслящего существа. Царство целей. Антиномичность практического разума. Постулаты бессмертия души и Бога. Религия в пределах разума.

Тема 6. Этика понятия

Диалектическое основание бытия среди людей (Гегель). Переход от субъективного к объективному духу. Воля как способ существования объективного духа. Право. Объективный дух в отношении с абсолютным. Моменты всеобщности, особенности и единичности воли. Смысл развития воли. Абстрактная этика: лицо, собственность, договор, неправо. Этика моральности. Этика института (нравственности): семья, гражданское общество, государство.

Тема 7. Этические проекты современности

Рационализм как принцип эпохи. Наука. Гуманизм. Нерелигиозная этика. Технизация бытия среди людей. Экономика. Массы. Нигилизм. Этика воли жизни (Ницше). Этика исторического деяния (Маркс). Экзистенциальная этика.

Литература

(в последовательности курса)

1. Лунь юй // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т.– М.: Мысль, 1972.– Т. 1.

2. Авеста в русских переводах (1861 – 1999).– СПб.: Журнал «Нева», Летний Сад, 1998.

3. Библия. Ветхий Завет. Бытие; Исход; Второзаконие; Книга Иова; Притчи Соломона; Книга Екклесиаста; Книга Премудрости Соломона.

4. Платон. Апология Сократа // Собр. соч.: В 4 т.– М.: Мысль, 1990.– Т. 1.

5. Платон. Критон // Там же.

6. Платон. Федон // Там же.– Т. 2.

7. Платон. Государство // Там же.– Т. 3.

8. Соловьев Вл. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1990.– Т. 2.

9. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В. 4 т.– М.: Мысль, 1984.– Т. 4.

10. Аристотель. Политика // Там же.

11. Библия. Новый Завет.

12. Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики.– М.: Мысль, 1987.

13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.– М.

14. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 6 т.– М.: Мысль, 1965.– Т. 4. Ч. 1.

15. Кант И. Критика практического разума // Там же.

16. Гегель Г. В. Ф. Философия права.– М.: Мысль, 1990.

17. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека.– СПб.: Наука, 1994. Главы 16, 17, 20.

18. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вторая часть: Настоящее и будущее // Ясперс К. Смысл и назначение истории.– М.: Политиздат, 1991.

19. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов.– М.: Политиздат, 1990.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч.– М., 1955-1981.– Т. 4.

21. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов.– М.: Политиздат, 1990.