Новинки издательства РХГА



Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Щетников А.И. ΜΟΥΣΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной музыки. Издательство РХГА, 2015

Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Щетников А.И. ΜΟΥΣΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной музыки. Издательство РХГА, ИнтелБук - Умная Книга


Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Щетников А.И.
ΜΟΥΣΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной музыки. – СПб.: Издательство РХГА, 2015. – 247 с. : ил., [16] с. ил. – (Античные исследования).
ISBN 978-5-88812-733-9


Исследования по истории музыкальной теории и практики и комментированное собрание греческих и латинских текстов, иллюстрирующих музыкальную теорию с древнейших времен до периода поздней античности адресованы как специалистам-антиковедам, так и студентам соответствующих специальностей университетов. Пояснительные статьи и комментарии призваны помочь читателю лучше понять контекст изучаемых текстов. Книга иллюстрирована и дополнена библиографией. После общего введения и библиографического очерка, авторы исследуют основные элементы музыкальной теории в Античности и истоки античной идеи гармонии, а также рассматривают эволюцию музыкальной исполнительской практики и роль музыки в воспитании. В книге публикуются Музыкальные проблемы Аристотелевского корпуса, Деление канона псевдо-Евклида, фрагменты музыкальных сочинений Аристоксена, Теофраста, Птолемаиды Киренской и Дидима, акустические фрагменты Псевдо-Аристотеля (О слышимом), Элиана, Гераклида и Панетия, что, вкупе с переводом Руководства по гармонике Никомаха из Герасы и музыкальными разделами Изложения математических предметов, полезных для изучения Платона Теона Смирнского, составляет представительную подборку античных музыкальных сочинений в новых русских переводах.

УДК 94(3):78
ББК 63.3(0)32:85.3
А94

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ
И КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

© Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина, А. И. Щетников, 2015
© Издательство РХГА, 2015


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 6
Музыка и музыканты в Древней Греции
Е. В. АФОНАСИН  11
Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита
А. И. ЩЕТНИКОВ  23
Рождение гармонии из духа tekhne
А. С. АФОНАСИНА  67
Аристотелевский корпус. Музыкальные проблемы
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания  78
Евклидов корпус. Деление канона
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания  92
Аристоксен о музыке
Е. В. АФОНАСИН, перевод и комментарии  108
Аристоксен. Элементы ритмики
Е. В. АФОНАСИН, предисловие, перевод, примечания  127
Теофраст о музыке
Е. В. АФОНАСИН, перевод и комментарии
148
Птолемаида Киренская. Пифагорейское учение о началах музыки
Е. В. АФОНАСИН, предисловие, перевод, примечания  164
Античная акустика. Архит, Псевдо-Аристотель, Гераклид, Панетий и Элиан о звуке (по свидетельству Порфирия)
Е. В. АФОНАСИН, перевод и комментарии  174
Никомах из Герасы. Руководство по гармонике
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания  187
Адраст и Фрасилл о музыкальных интервалах и делении канона
(по свидетельству Теона Смирнского)
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания   207
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ  233
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ  245
SUMMARY  246
ИЛЛЮСТРАЦИИ


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Книга посвящена античной музыке и включает в себя как статьи по истории музыкальной теории и прак­тики, так и ряд пере­водов античных музыковедческих сочинений.

В вводной главе книги обсуждается музы­кальная культура древней Греции и ее роль в жизни общества, кратко описываются теоретические источники музыкальной гармоники.

Следующий за ней обзор посвящен анализу пифагорейской гармонии в истори­ческом и теоретическом аспектах. Эта работа имеет своей целью рассмотреть пифагорейское учение о гармонии как первую главу в истории математического естествознания, касаясь смежных областей истории философии и истории музыковедения лишь по мере необходимости. Впрочем, мы выражаем надежду, что наши изыскания будут интересны и полезны также и специалистам в этих дисциплинах. После краткого введения сначала в главе рассматривается феноменология гармонии, а затем подробно изучаются ее математические аспекты, а также реальные или воображаемые античные акустические эксперименты, призванные установить или подтвердить свойства созвучных и несозвучных интервалов.

Следом мы переходим к обсуждению возникновения идеи гармонии в контексте «тэхнэ». Мы увидим, что на формирование многозначного слова «гармония» огромное влияние оказал микенский язык и что даже ранние греческие философы, для которых «гармония» была организующей природой, неким объединяющим, скрепляющим принципом, возможно не до конца осознанно выбирали для его описания подходящий технический контекст. Как показал П. Илевски, древнегреческий глагол harmodzo восходит к микенскому слову (h)armo (означающему «колесо» в виде обода со спицами). Гераклит объясняет гармонию при помощи лука и лиры, давая тем самым понять, что это не просто видимое соединение, но скрытая внутренняя природа чего бы то ни было. И именно лук и лира взяты им потому, что они отражают ту же внутреннюю связь, что делает легче и прочнее колесо. Эмпедокл связывает гармонию с Афродитой – одной из творящих сил. Ему было важно показать многогранный характер гармонии при помощи различных ремесел. В философских взглядах Эмпедокла мы ясно можем наблюдать процесс развития представлений о гармонии от технического значения к абстрактному.

За общими обзорами следует ряд переводов и комментариев к ним. Входящие в Аристотелевский корпус Проблемы – это обширное собрание вопросов и ответов на них по различным темам. Вопросы сгруппированы по книгам, так что каждая книга связана с отдельной тематической областью. Общий характер вопросов и ответов является скорее исследовательским, нежели доктринальным; ответы высказываются в предположительной форме, и зачастую для одного явления приводятся различные объяснения. Этот стиль свободного исследования, при котором ценится сама возможность ставить вопросы и обсуждать их с разных сторон, служит самым весомым доводом в пользу того, что Проблемы были составлены в аристотелевской школе в конце IV – начале III в. до н. э., а не в какую-нибудь более позднюю эпоху. Вниманию читателя предлагается перевод XIX книги Проблем, посвященной проблемам музыкальной акустики и практики музыкального исполнительства.

Затем идет небольшой Псевдо-Евклидов трактат Деление канона (Sectio canonis), в котором излагается пифагорейская теория музыкальных интервалов. Он включает в себя краткое введение и 20 предложений, сформулированных в виде теорем. Центральная часть трактата могла быть составлена самим великим математиком на основе работ ранних авторов, таких как Архит, введение же принадлежит другому автору. Несмотря на некоторые недочеты, трактат представляет собой раннюю попытку дать систематическое описание гармоники, основанное как на эмпирических наблюдениях, так и внутренней логике деления музыкального канона.

Следующие две главы посвящены величайшему музыковеду Античности перипатетику Аристоксену (IV в. до н. э.). Сначала мы обращаемся к фрагментам его сочинений о музыке. Контекст рассмотрения задает трактат О музыке, приписываемый Плутарху, в котором неизвестный автор отразил эволюцию музыкальной культуры с древнейших времен до раннего эллинистического периода. Оказывается, что в древности музыка играла важную роль в развитии духовной культуры и воспитании граждан, однако затем ее влияние постепенно уменьшалось, пока она не начала играть вспомогательную роль даже в сфере образования. Участники диалога (богатый хозяин Онесикрат, музыкант Лисий и ученый Сотерих) собрались обсудить причины этого культурного упадка, цитируя различных музыкантов древности, и обсуждая различные нововведения, за которые они ответственны. Важная роль музыки обусловлена ее образовательной и моральной ценностью, поэтому участники диалога самым решительным образом настаивают на сохранении традиции и приходят к выводу о том, что именно погоня за техническими улучшениями привела к тому, что музыканты забыли о своей истинной цели в угоду литературным упражнениям. Именно такой позиции, как мы видим, придерживался Аристоксен.

Следом идет трактат Аристоксена о ритме. Ритмические феномены весьма распространены: они, по словам Аристида Квинтилиана (О музыке 1.13) «встречаются в неподвижных телах, когда мы говорим, что статуя отличается хорошим ритмом, или в движущихся телах, когда мы видим, что человек идет в хорошем ритме… в целом же ритм воспринимается тремя органами чувств: зрение воспринимает танец, слух – мелодию, а осязание – движение артерии». В трактате Элементы ритмики Аристоксен строит общую теорию ритма, рассматривая его как феномен, независимый от метра и музыкального интервала. Действительно, если эти последние структурируют стих и мелодию и внутренне им присущи, ритм подвижен и текуч, как время, и не содержится в стихе или музыке: для того, чтобы исполнить поэму или музыкальное произведение, особенно если это исполнение включает в себя телесное движение, танец, необходимо прибегнуть к более эмпирической технике, которую он называет образованием ритма (rhythmo­poiia). Мы предлагаем читателям перевод Элементов ритмики на русский язык и, комментируя текст, сопоставляем античную теорию ритма с современными наблюдениями в области психологии восприятия времени и структурированных пространственных и временных образцов. Эти тексты, мы надеемся, помогут лучше понять главное сочинение Аристоксена Элементы ритмики, переведенное в 1998 г. нашим московским коллегой В. Г. Цыпиным.

Преемник Аристотеля Теофраст из Эреса (глава Ликея с 322 по 287 г. до н. э.) изучал самые разнообразные науки, включая музыкальную теорию. К сожалению, большая часть его работ не дошла до наших дней, поэтому сведения о его оригинальном подходе к музыке приходится восстанавливать на основе ряда позднейших свидетельств и относительно большой выдержки из трактата О музыке в составе Комментария Порфирия к Гармонике Птолемея. Теофраста прежде всего интересовал образовательный и терапевтический потенциал музыки и, критикуя как стандартную «пифагорейскую» математическую гармонику, так и современные ему акустические теории, он предложил новый качественный подход к музыке, основанный на переосмыслении доступных в то время эмпирических наблюдений и крайне проблематичную (ввиду почти полного отсутствия свидетельств) теорию психологического происхождения музыкального сознания.

Выдержки из трактата единственной в истории античной науки женщины музыковеда Птолемаиды Киренской, также сохраненные Порфирием в его Комментарии к Гармонике Птолемея, важны, прежде всего, потому, что принадлежат к тем немногочисленным свидетельствам, которые позволяют проследить развитие античной музыкальной теории в период от Аристоксена до Никомаха. Порфирий цитирует Птолемаиду на основе работы Дидима и абсолютно ничего не сообщает о ее жизни. В своей недавней работе Ф. Левин (Levin 2009) предположила, что она могла быть знатной дамой, жившей во времена Эратосфена (ок. 275–194 гг. до н. э.), что позволило бы поместить ее в контекст богатой интеллектуальной жизни Александрии того времени. В сохранившихся выдержках вводится понятие науки «каноники» (kanonike) и обсуждается известная полемика между mathematikoi и mousikoi, отстаивающих, соответственно, рациональный пифагорейский и эмпирический аристоксенианский подходы к музыкальной теории.

Фрагменты музыкальных сочинений Аристоксена, Теофраста, Птолемаиды и Дидима дополнены далее другими свидетельствами, сохраненными Порфирием. Мы разбираем важнейший музыкальный фрагмент Архита, выдержки из перипатетического трактата О слышимом, цитаты из трактатов о музыкальной теории и акустике таких иначе неизвестных авторов, как Панетий Младший (время жизни неизвестно), Гераклид Младший (живший во времена Клавдия и Нерона) и Элиан (конец II в. н. э.).  

Наконец, публикуется перевод Руководства по гармонике Никомаха из Герасы, за которым следуют музыкальные разделы «Изложения предметов, полезных при чтении Платона» Теона Смирнского (II в. н. э.), где цитируются Фрасилл (начало I в. н. э.) и Адраст (конец I в. н. э.), пишущие о музыкальных интервалах и делении канона.

Книга иллюстрирована и дополнена библиографией. Значительная часть представленных здесь материалов предварительно публиковалась на страницах журнала ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция (www.nsu.ru/classics/schole/). Здесь же читатель найдет ряд других публикаций по теме, не вошедших в эту книгу, таких как выдержки из трактата О музыке Аристида Квинтилиана, Птолемееву «Музыку», статьи о музыкальной теории и культуре, в частности специальную работу о Псевдо-Плутархе и т. д.

 Евгений Афонасин,
Анна Афонасина,
Андрей Щетников
Академгородок,
3.14.15, день числа «Пи»