Новинки издательства РХГА


Е. И. Замятин: pro et contra, антология. СПб., 2014 (серия «Русский Путь»)

Е. И. Замятин: pro et contra. Серия  Русский Путь. ИнтелБук - Умная КнигаЕ. И. Замятин: pro et contra, антология / Сост. О. В. Богдановой, М. Ю. Любимовой, вступ. статья Е. Б. Скороспеловой.— СПб.: НП «МОПО “Апостольский город – Невская перспектива”», 2014. — 974 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-93112-011-13
Антология «Е. И. Замятин: pro et contra. Личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей» (подготовлена МОПО “Апостольский город – Невская перспектива” при участии издательства Русской христианской гуманитарной академии (РХГА)) представляет собой обширный свод научно-критического материала, созданного на основе исследования художественного творчества выдающегося русского классика первой трети ХХ века. В издание включены работы авторитетных отечественных и зарубежных литературоведов, философов, социологов, искусствоведов, написанные преимущественно в последние 30 лет. Антология подразделяется на несколько разделов, каждый из которых отражает особые грани художественного таланта Е. Замятина. Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей.


Серия
«Русский путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырёв (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Ермичёв, митрополит Иларион (Алфеев),
К. Г. Исупов (ученый секретарь), А. А. Корольков,
Р. В. Светлов, В. Ф. Фёдоров, С. С. Хоружий

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырёв

Научные редакторы тома:
Т. Т. Давыдова, Л. В. Полякова

Составители:
О. В. Богданова, М. Ю. Любимова

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям в рамках
Федеральной целевой программы
«Культура России (2012–2018 годы)»

© О. В. Богданова, сост., 2014
© М. Ю. Любимова, сост., 2014
© Е. Б. Скороспелова, вступ. статья, 2014
© Русская христианская гуманитарная
академия, 2014
© «Русский Путь», название серии, 1993

 


 

Содержание
От издателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
От составителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Е. Б. Скороспелова
Возвращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
I
М. Ю. Любимова
Жизненный стиль и творческая манера Е. Замятина . . . . . . . . . . . 25
И. О. Шайтанов
Рождение манеры: место Е. Замятина в литературной традиции . . 53
Т. А. Кукушкина
Замятин в правлении Всероссийского союза писателей
(Петроградский / Ленинградский отдел) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
А. Ю. Галушкин
Письмо Е. Замятина А. Воронскому : К истории ареста
и несостоявшейся высылки Замятина в 1922–1923 гг. . . . . . . . . . . 122
Т. Т. Давыдова
Е. Замятин и «Серапионовы братья»:
из истории литературной учебы 1920-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Л. К. Оляндэр
Е. Замятин и жанр литературного портрета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Л. Геллер
Е. Замятин и Ф. Сологуб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
А. М. Грачева
Алексей Ремизов — читатель романа Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . 173
Б. Я. Фрезинский
И. Эренбург и Е. Замятин (история контактов
и взаимоотношений с финальной загадкой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
II
М. Ю. Любимова
Философские взгляды и культурологические воззрения Е. Замятина . .  207
Л. Геллер
Утопия в зеркале гематрии,
или Эзотерический модернизм Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Р. Гольдт
Религиозный кризис и протест против мира отцов . . . . . . . . . . . . . 291
А. В. Лебедев
«Святой грех» Зеницы Девы, или Что мог прочитать инок Еразм
(два произведения Е. Замятина в церковно-литературном контексте) . . . 296
Т. Т. Давыдова
Традиции агиографии в прозе Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Н. Н. Комлик
Телесный код в русской литературе и в творчестве Е. Замятина . . . . 319
III
И. О. Шайтанов
Анатомия утопии: роман «Мы» в творчестве и судьбе Е. Замятина . .  341
Т. Т. Давыдова
«Мы» Е. Замятина — роман-антиутопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
А. Ю. Галушкин
К «допечатной истории» романа Е. Замятина «Мы» (1921–1924) . . .  404
И. А. Доронченков
Об источниках романа Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
М. Ю. Любимова
«Разговоры с дьяволом» и «Tertium Organum» П. Д. Успенского
(Заметки об источниках романа «Мы» Е. Замятина) . . . . . . . . . . . . 437
Р. Гольдт
Последнее убежище личности:
Записки Д-503 и психология личности
в подлинных дневниках межвоенного периода . . . . . . . . . . . . . . . . 452
А. Е. Ануфриев
Неизвестный источник романа Е. Замятина «Мы»
(Д. Пэрри «Багровое Царство») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
В. А. Недзвецкий
Благо и благодетель в романе Е. Замятина «Мы»
(О литературно-философских истоках произведения) . . . . . . . . . . . 487
М. А. Хатямова
Метатекстовая структура романа Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . 500
С. И. Пискунова
«Мы» Е. Замятина: Мефистофель и Андрогин . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
Н. А. Струве
Символика чисел в романе Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
В. В. Колчанов
Мистериальные векторы и нумерологические аллюзии
в романе Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540
К. В. Дьякова
Звуковые образы в романе Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
А. Б. Перзеке
Интертекст «Медного всадника» А. Пушкина
в антиутопии Е. Замятина «Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578
Дж. Куртис
Исследования романа «Мы» за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 603
IV
Л. В. Полякова
Повесть Е. Замятина «На куличках»: опыт прочтения . . . . . . . . . . 641
Л. И. Шишкина
Петербург и «петербургский текст» Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . 653
Л. К. Оляндэр
Е. Замятин и «петербургский текст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 664
В. Шмид
Орнаментальный текст и мифологическое мышление
в рассказе Е. Замятина «Наводнение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 670
Т. В. Иванова
Время и пространство в рассказе Е. Замятина «Наводнение» . . . . . 691
Ж. Хетени
Мифологемы в «Наводнении» Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 708
Н. Ю. Желтова
Поэтика национального характера в «северно-русской» тетралогии
Е. Замятина («Кряжи», «Африка», «Север», Ёла») . . . . . . . . . . . . 717
В. Н. Евсеев
Жанровый синтез в рассказах Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 752
Р. Джулиани
«Пещера» Е. Замятина: история и апокалипсис . . . . . . . . . . . . . . . 780
Е. В. Захарова
Пространство среднерусской провинции в прозе Е. Замятина . . . . 791
А. Гильднер
«Русь» Е. Замятина и «Русские типы» Б. Кустодиева… :
Экфрасис, диалог искусств или творческое взаимодействие? . . . . . . 799
Д. И. Золотницкий
Е. Замятин — драматург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 809
Р. Гольдт
Условные и творческие аспекты знака в «Блохе» Е. Замятина . . . 854
Е. А. Лядова
Историософия и структурно-поэтическая парадигма
трагедии Е. Замятина «Атилла» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 867
М. А. Хатямова
«Бич Божий»: логика повествования
и концепция истории Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 887
V
Л. В. Полякова
К спорам о творческом методе Е. Замятина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 907
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 932
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 949


 

От Издателя

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках книгу серии «Русский Путь», посвященную рецепции личности и творчества Евгения Ивановича Замятина отечественными и зарубежными исследователями.
Позволим себе напомнить читателю замысел и историю реализации серии «Русский Путь», более известной широкой публике по подзаголовку «pro et contra».
Современное российское научно-образовательное пространство сложно себе представить без антологий нашей серии, общее число которых превысило уже семьдесят томов. В научно-педагогическом аспекте серия представляет собой востребованный академическим сообществом метод систематизации и распространения гуманитарного знания. Однако «Русский Путь» нельзя оценить как сугубо научный или учебный проект. В духовном смысле серия являет собой феномен национального самосознания, один из путей, которым российская культура пытается осмыслить свою судьбу.
Изначальный замысел проекта состоял в стремлении представить отечественную культуру в системе сущностных суждений о самой себе, отражающих динамику ее развития во всей ее противоречивости. На первом этапе развития проекта «Русский Путь» в качестве символизации национального культуротворчества были избраны выдающиеся люди России. «Русский Путь» открылся антологией «Николай Бердяев: pro et contra. Личность и творчество Н. А. Бердяева в оценке русских мыслителей и исследователей». Последующие книги были посвящены творчеству и судьбам видных деятелей отечественной истории и культуры. Состав каждой из них формировался как сборник исследований и воспоминаний, емких по содержанию, оценивающих жизнь и творчество этих представителей русской культуры со стороны других видных ее деятелей — сторонников и продолжателей либо критиков и оппонентов. В результате перед глазами читателя предстали своего рода «малые энциклопедии» о П. Флоренском, К. Леонтьеве, В. Розанове, Вл. Соловьеве, П. Чаадаеве, В. Белинском, Н. Чернышевском, А. Герцене, В. Эрне, Н. Гумилеве, М. Горьком, В. Набокове, А. Пушкине, М. Лермонтове, А. Сухово-Кобылине, А. Чехове, Н. Гоголе, А. Ахматовой,  А. Блоке, Ф. Тютчеве, А. Твардовском, Н. Заболоцком, Б. Пастернаке, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Карамзине и В. Ключевском и др. РХГА удалось привлечь к сотрудничеству замечательных ученых, деятельность которых получила поддержку Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), придавшего качественно новый импульс развитию проекта. «Русский Путь» расширился структурно и содержательно. «Русский Путь» исходно замышлялся как серия книг не только о мыслителях, но и — шире — о творцах отечественной культуры и истории. К настоящему времени
увидели свет два новых слоя антологий: о творцах российской политической истории и государственности, в первую очередь — о российских императорах — Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, государственных деятелях — П. Столыпине (готовятся к печати книги о Г. Жукове, И. Сталине), об ученых — М. Ломоносове, В. Вернадском, И. Павлове. Другой вектор расширения «Русского Пути» связан с сознанием того, что национальные культуры формируются в более широком контексте, испытывая воздействие со стороны творцов иных культурных миров. Ветвь этой серии «Западные мыслители в русской культуре» была открыта антологиями «Ницше: pro et contra» и «Шеллинг: pro et contra», продолжена книгами о Платоне, бл. Августине, Н. Макиавелли, Б. Паскале, Ж.-Ж. Руссо, Вольтере, Д. Дидро, И. Канте, Б. Спинозе. Антологии о Сервантесе и Данте являются достойным продолжением этого ряда. Готовятся к печати издания, посвященные Г. Гегелю, А. Бергсону, З. Фрейду. Новым этапом развития «Русского Пути» может стать переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — «универсалии культуры», «мифологемы-идеи», «формы общественного сознания», «категории духовного опыта», «формы религиозности». Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции православия, католицизма, протестантизма, ислама. Обозначенные направления могут быть дополнены созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование этой базы данных может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает
к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и жизненный, духовный смысл.

 


 

 

Учебное издание

Е. И. Замятин: pro et contra
Личность и творчество Евгения Замятина
в оценке отечественных и зарубежных исследователей
Антология

Составители:
Ольга Владимировна Богданова,
Марина Юрьевна Любимова

Директор издательства Р. В. Светлов
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор С. А. Авдеев
Верстка Т. О. Прокофьевой

Подписано в печать 3.11.2014. Формат 60 × 90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 60,87. Тираж 1000 экз.
Зак. № 28

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15,
Некоммерческое партнерство
Межцерковная образовательно-просветительская организация
«Апостольский город – Невская перспектива».
Тел.: (812) 310–79–29; факс: (812) 571–30–75