Вестник РХГА


Вышел очередной номер Вестника РХГА - том 14, вып. 3, 2013 г.
ISSN 1819–2777



Особенность выпуска в том, что большая его часть посвящена публикации материалов XXI конференции «Универсум платоновской мысли» (июнь 2013 г., СПб, СПбГУ-РХГА)
Объем издания: 392 с., формат 70×100⁄16


СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций.
Материалы XXI конференции «Универсум платоновской мысли»
От редакции.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Платонизм: новые перспективы исследования
А. В. Гараджа, И. А. Протопопова. Химера, лев и «внутренний человек»:
коптский перевод Платона (NH VI, v — Государство 588b1–589b6) . . . . . 9
А. А. Глухов. Политический смысл диалектики. . . . . . . . . . . 19
В. В. Прокопенко. Нарратологический поворот и становление драматической
парадигмы в платоноведении. . . . .. . . . . 28
А. Н. Романов. Основной вопрос философии и диалоги Платона . . . . . . . . 34
Р. В. Павловский. Смерть как структурно-целевой принцип:
замечания о композиции диалога «Теэтет». . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Платон и античный мир: тексты и история интерпретаций
Р. В. Светлов. Птичник или свинопас? Животные в «Политике» и в книге Левит . . . . . . . . . 45
М. Н. Вольф. «Менон» и парадокс поиска: интерпретации метода познания. . . . . . . . . 53
В. Л. Селиверстов. Число Эрота. Диалектика числа, или Математика любви
в «Пире» Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
А. А. Санженаков. Калокагатия в корпусе текстов Платона. . . . . . . 69
М. А. Трушина. Μίμησις в платоновском «Государстве» . . . . . . . . 75
И. Н. Мочалова. Аристотелевское прочтение Платона, или Была ли у Платона
неписаная философия . . . . . . . . . . . . . . . 80
Е. В. Алымова. Был ли Горгий софистом: Горгий, Платон, Доддс . . . . . . . . 88
С. В. Караваева. Проблемы интерпретации философии Платона
в контексте терминологии Аристотеля . . . . . . . . . . . . 97
Платон и христианская философия
М. А. Приходько. Отношение к слову как критерий истинной и ложной пайдейи
у Платона и Татиана Ассирийца. . . .. . . . . . 102
6
Д. С. Бирюков. Представления в области естествознания и тема научного познания
у Климента Александрийского в интеллектуальном контексте эпохи. . . 109
А. Д. Пантелеев. Платон и гностики: в поисках идеального человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
А. М. Шаталович. Компаративный анализ концепций «духовного брака» Платона и Григория Нисского. . . . . . . . . . . 125
А. А. Даровских. Немесий Эмесский о формировании человеческого тела:
между античной философией и медициной. . . . . . . . . 135
Г. И. Беневич. Об отсутствии προαίρεσις у богов в неоплатонизме и параллель в христианской мысли . . . . . . . . . 143
Платон и немецкая философская традиция
А. С. Журавлева. Великая цепь бытия. Лавджой о принципе изобилия в философии
Платона и Лейбница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Н. Н. Сотникова. Онтология Платона в интерпретации А. Шопенгауэра . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Н. В. Голбан. Гегелевская интерпретация платоновских идей как всеобщего . . . . . . . . . . . . . . 162
И. Г. Ребещенкова. Пауль Наторп: интерпретация платонизма как «предчувствия»
трансцендентального идеализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
С. Л. Катречко. Платоновский четырехчастный отрезок (Линия): Платон и Кант
о природе (специфике) математического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
И. А. Протопопов. Идея небытия в диалектике. От Платона к Гегелю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Платонизм и история культуры
А. Г. Погоняйло. Энергия образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Н. И. Ковалев. Платон в творчестве Г. Бенна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
А. Н. Крюков. Вещь и имя. История взаимоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Д. С. Курдыбайло. Космогония Плотина и учение о сперматических логосах. . . . . . . . . . . . . . 207
А. А. Плешков. О времени и вечности в философии Платона и Плотина . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
О. Ю. Гончарко. Диалог и псевдодиалог как форма изложения аристотелевской
логики в Византии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
В. В. Мурский. Взаимоотношение античной философии и богословия (языческого
и христианского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
И. П. Курдыбайло. Платонические импликации в описании земного рая
в «Божественной комедии» Данте Алигьери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
А. О. Родионовская. Платонизм Петрарки: принцип «заботы о себе» в Familiares. . . . . . . . . . 239
О. А. Медведева. Свобода и рабство: искусство владения вещами: Платон и И. А. Ильин . . 247
Платонизм в свете философского дискурса модерна
А. С. Степанова. Герменевтический характер диалектики (Платон и Гадамер). . . . . . . . . . . . 253
А. Н. Муравьёв. Диалоги Платона как введение в изучение классической философии . . . . . 261
Ю. Б. Тихеев. Доктрина и текст. К проблеме интерпретации Платона в поздних
работах А. Ф. Лосева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Д. Ю. Дорофеев. Диалектические диалоги Платона и философия диалога и бытия
в ХХ веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
О. Н. Ноговицын. Двусмысленность и произвольность языкового знака у Платона . . . . . . . 279
И. А. Гончаров. Государственность, свобода и наемный труд: три неизвестные
в социальной модели Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Т. М. Артемьев. Интеллектуальная интуиция в философии и математике
от Платона до Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
П. В. Хрущева. Преподавание философии Платона в негуманитарном вузе. . . . . . . . . . . . . . . 299
Дополнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Г. В. Вдовина. О гиперопределенности философских терминов и трудностях
философского перевода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
И. Р. Тантлевский. Фатализм ессеев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Г. А. Осипов. Пассионарность: модельно-междисциплинарный подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
А. М. Прилуцкий. Проявления перформативности в религиозных и суеверных
ритуальных текстах. . . . . . . . 333
И. В. Кравцов, И. В. Янишевская. Санкт-Петербургские Религиозно-философские
собрания (1901–1903): антиклерикализм или экуменизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
С. Л. Фирсов. Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле
(Гундяеве): основные тенденции развития. (К постановке проблемы). . . . . . . . . . . . . . . 351
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII–
начала XVIII века: от древнерусской книжности
к европейской учености (Т. В. Чумакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Пома А. Критическая философия Германа Когена (Р. В. Савинов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Памяти Виталия Сергеевича Никоненко . . . . . . . . 367
Авторы . . . .. . . . . . 368
Аннотации. . . . . . . . . . 372