Эномай и скифские хейромактроны


6 ноября 2013 года в РХГА прошел семинар "Человек воюющий" на котором выступил кандидат исторических наук  Синицын А.А. с темой "Эномай и скифские хейромактроны"

Варварский обычай обезглавливания и скальпирования побежденных врагов, несомненно, шокировал «цивилизованных» колонистов в Северном Причерноморье. Страшные истории о степных номадах греческие купцы и путешественники привозили в малоазийские и балканские полисы, чтобы насытить интерес соотечественников рассказами о чужеземных диковинках. И здесь создавались легенды о дикости и необузданности варваров, здесь сложился ксеномиф об их кровожадной жестокости. Обычай удаление части кожи вместе с волосами с головы убитого врага древние греки связывали с конкретным этносом, а именно со скифами. Экстравагантные «трофеи», добытые скифскими воинами, они называли греческим словом ceirovmaktron. В V в. до н. э. знания эллинов о скифах были настолько общими, что некоторые слова с корнем skuq- уже устойчиво закрепились в языке и вошли в лексикон аттической поэзии.

По-видимому, первым в мировой литературе упоминанием о скифском обычае скальпирования убитых врагов и изготовлении из скальпов специфических «ручников» (ceirovmaktra) следует считать не шокирующий рассказ Геродота (IV. 64. 1–2), а фрагмент Софокловой трагедии «Эномай», сохранившийся у Афинея (Soph. frg. 473 TGF, Radt = Athen. IX. 410 с): Sofoklh'" Oijnomavw/ : Skuqisti; ceirovmaktron ejkkekarmevno". Указание Софокла в этой драме на skuqisti; ceirovmaktron («полотенце по-скифски») свидетельствует о том, что драматург заменил Эномаевы «трофеи», которыми до этого в сказании были либо черепа, либо головы убитых соперников, на диковинные и устрашающие «ручники» – скальпы-ceirovmaktra. Вероятно, этой отсылкой к варварскому феномену Софокл хотел «зацепить» внимание своей аудитории. Упоминание в «Эномае» скифской экзотики акцентировало свирепость главного героя трагедии, чересчур зарвавшегося в своих «игрищах». Характеристикой skuqistiv Софокл показывает, что царь Писы Эномай ведет себя недостойно эллина, поступки, которые он совершает, обличают в нем «варвара», сущего «скифа». Таким образом, отсылка Софокла к экстравагантному скифскому обычаю не выглядит абсурдной и не должна казаться «притянутой за волосы».


                                   

                                    

Остальные фото см. здесь