Семинар "Человек воюющий" в РХГА


Семинар "Человек воюющий" в РХГА

19 февраля 2014 года,18.30
 актовый зал, 5 эт.

Дмитриев Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения
Псковского государственного университета

"К дискуссии о «сарматской посадке»: изобразительные источники и проблемы их интерпретации"

Вход свободный




Появившись в середине XX в. в работах выдающегося советского учёного В. Д. Блаватского как одна из возможных гипотез, объясняющих весьма специфическую позу сарматских тяжеловооруженных всадников, изображенных на боспорских росписях III вв. н.э., со временем понятие «сарматской посадки» приобрело фактически вневременной характер; им стали оперировать применительно чуть ли не ко всем государствам и народам начала – середины I тыс. н.э. (а иногда – и гораздо более длительного периода), в армиях которых имелись тяжеловооруженные всадники, державшие во время атаки длинную кавалерийскую пику (контос) двумя руками.

В связи с этим принципиально важным является уточнить, что не всякая двуручная хватка контоса является достаточным основанием для того, чтобы констатировать использование всадником, изображенным древним художником, именно «сарматской посадки». О последней можно говорить лишь в том случае, если изображение содержит комплекс признаков: (1) сидящий на скачущей галопом лошади (2) тяжеловооруженный кавалерист, (3) развернув торс в три четверти, (4) во время атаки противника не только (5) держит контос (6) двумя руками, но и, (7) прижимая древко к бедру (или колену), (8) располагает его по одну и ту же сторону как своего корпуса, так и корпуса коня.

Анализ изобразительных источников позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Подавляющее большинство позднеантичных изображений всадников-копейщиков демонстрируют отсутствие «сарматской посадки» у изображенных персонажей.

2. У нас нет веских оснований для того, чтобы отрицать использование древней тяжелой кавалерией контосов, удерживаемых во время атаки двумя руками.

3. На изображениях всадников, использующих двуручный хват копья, в подавляющем большинстве случаев пика направлена под углом к корпусу лошади (передняя часть оружия располагалась левее конской головы, а задняя – правее крупа), что не даёт возможности считать их посадку «сарматской». Однако такая посадка широко представлена на сасанидских изображениях, в связи с чем её с полным основанием можно назвать «сасанидской».