Творчество Д.Д.Шостаковича как феномен отечественной и мировой культуры

Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом (№ 16-04-00367).
Руководитель проекта – доктор искусствоведения Акопян Лев Оганесович.
Сроки выполнения проекта 2016–2018 гг.

Литература, посвященная Д.Д.Шостаковичу, достаточно объемна как в нашей стране, так и за границей. В ее составе прижизненная критика, мемуары, собственно музыковедческие штудии, исследования политического контекста деятельности композитора, работы искусствоведческого характера и, в меньшей степени, философско-эстетические и культурологические исследования. Однако за всем этим многообразием рефлексий и интерпретаций пока еще трудно разглядеть творческий портрет композитора как символической фигуры отечественной и мировой культуры. Поставив проблему, мы считаем возможным внести весомый вклад в ее решение.

Исследовательским коллективом впервые предлагается осуществить системное исследование отношения к творчеству и личности Шостаковича в нашей стране и за ее пределами. Эти проблемы могут быть решены, если собрать корпус наиболее значимых и репрезентативных откликов о жизни и произведениях Шостаковича, подвергнув их соответствующей систематизации, анализу и комментированию. Творчество и судьба Шостаковича сложились так, что подобная книга будет интересна не только сама по себе, но и в качестве весьма показательного источника исследования разных сторон советской цивилизации (художник и власть, художник и общество, государственная критика и др.). Поскольку творчество Шостаковича невозможно выдернуть из контекста мировой музыкальной культуры, важным аспектом проблемы выступает исследование зарубежных рефлексий и интерпретаций. Другим аспектом является соотнесение истории и современного состояния рецепций и трактовок, опять-таки как в России, так и за ее пределами. Осмысление этого аспекта проблемы найдет отражение в монографическом исследовании. Проблема понимания Шостаковича как масштабного явления мировой культуры и своего рода «зеркала» (одного из «экранов») советской цивилизации вызревала давно, но предпосылки для ее постановки сформировались только в постсоветское время. Она вполне укладывается в общее проблемное поле обновления культурной идентичности России, что требует соотнесения и с Западом, и с недавним советским прошлым. Таким образом, наше исследование может стать вкладом как в искусствоведение и музыковедение, так и в философию культуры и эстетику. Таким образом, изучение научной проблемы, на решение которой направлен проект, имеет и конкретное музыковедческое значение, и более широкий, культурологический смысл.

Содержание фактически проделанной за 2018 год работы

Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. В течение трех лет коллектив исполнителей проводил активную исследовательскую деятельность, изучая литературу о творчестве Д. Д. Шостаковича, подбирая тексты, материалы и свидетельства, систематизируя их и осуществляя научное комментирование. В результате реализации проекта творчество композитора предстает как единый и неделимый феномен, рожденный советской цивилизацией и вместе с тем уходящий корнями в историю европейской музыкальной классики. Подготовленные в результате исследований научные продукты имеют и конкретное музыковедческое значение, и более широкий, культурологический смысл.

1. Создан оригинал-макет и опубликована монография руководителя проекта Л.О. Акопяна «Феномен Дмитрия Шостаковича» объемом 47,25 п.л. (2018 год). Была разработана концепция, структура монографии, осуществлен подбор основного материала; проведены необходимые архивные и библиографические разыскания; проведены работы по написанию текстов, вступительной статьи, научного комментария и библиографии, именного указателя; проведена корректорская и редакторская работа, создан оригинал макет. Руководителем проекта Л.О.Акопяном проведена значительная работа по подготовке и систематизации материалов к монографии. Будучи членом редколлегии Нового полного собрания сочинений Шостаковича (издательство DSCH), Л.О.Акопян находится в постоянном контакте с его творчеством, в том числе с рукописными материалами, среди которых удалось обнаружить несколько фрагментов, ранее не попадавших в поле зрения исследователей и исполнителей (в том числе два инструментальных отрывка из оперы «Нос», премьера которых состоялась в октябре 2016 года). В конце 2016 года в Великобритании, в издательстве Routledge, вышла книга Л.О.Акопяна «Music of the Soviet Era: 1917—1991», значительная часть которой, естественно, посвящена творчеству Шостаковича. Эту работа стала важным предварительным этапом в процессе подготовки монографии. Монография посвящена комплексному исследованию творчества Шостаковича как целостного феномена, во всем его жанровом и стилистическом многообразии. Выявлены сквозные лейтмотивы творчества Шостаковича, имеющие принципиальное значение для различных периодов его творчества. Разбор всех его основных произведений дополнен герменевтическим истолкованием скрытых смыслов и подтекстов, заключенных в музыкальной материи.
В монографии Творчество Шостаковича исследуется как целостный феномен, многими нитями связанный с самыми разнообразными явлениями культуры и искусства прошлого и настоящего и свидетельствующий об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Все ключевые опусы Шостаковича, от экстравагантной ранней оперы «нос» до серии пессимистических поздних «автоэпитафий», подробно анализируются с учетом широкого культурно-исторического контекста. В рамках «феномена Шостаковича» прослеживаются разные эволюционные линии, выявляются сквозные композиционные идеи, стилистические константы, лейтмотивы. Суть «феномена Шостаковича» в самых общих чертах определяется как органическая неспособность воздерживаться от неоднозначности, внутренней противоречивости, осложнений, чреватых эмоциональным и психологическим дискомфортом; в качестве центральной метафизической темы его творчества выдвигается тема упадка мироздания и нарушения «правильного» порядка вещей. Шесть первых глав посвящены систематическому рассмотрению наследия Шостаковича, тогда как седьмая глава трактует о таком существенном аспекте «феномена Шостаковича», как воздействие его творчества и личности на учеников и последователей. Текст проиллюстрирован многочисленными нотными примерами. Книга адресована музыковедам, музыкантам других специальностей и всем, кто интересуется историей русской музыки и советской цивилизации.

2. Подготовлено электронное издание (CD-диск) «Д.Шостакович в мировой культуре» (2018 год). Были проведены следующие работы: разработана структура и архитектура диска, написано техническое задание; разработан дизайн шаблона диска; осуществлялся подбор материала; проведены работы по систематизации библиографии и фотоархива; создана структура электронной энциклопедии; исследование источников, обработка информационного контента и разбивка его по разделам; оцифровка, сканирование и обработка изображений; создание модуля алфавитного каталога; тестирование; подбор библиографии, аудиоархивов, мемуаров, авторов; создание алфавитного справочника по произведениям композитора; оцифровка и обработка информационного контента; создание медийных компонентов диска; создание окончательной редакции диска. Мультимедийный продукт «Д.Д.Шостакович в мировой культуре» включает в себя аудио-коллекцию музыкальных произведений, медиа-галерею, цифровую антологию текстов, представляющих историческую панораму восприятия личности и творчества Д.Д.Шостаковича и оценок его творчества критиками и исследователями как российскими, так и зарубежными. В разноречивых суждениях исследователей Д.Д.Шостаковича предстает во всей сложности своей неповторимой новаторской творческой позиции.

3. В 2018 году участниками проекта подготовлены две аналитические статьи:
Богданова О.В., Оляндэр Л.К. Опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» на языке кинематографа (на материале одноименного фильма-оперы М. Шапиро, 1966);
Акопян Л.О. Музыка Шостаковича как объект герменевтики.

В исследовании был подвергнут реконструкции и исследованию очень важный слой общественного сознания (в первую очередь российского и советского). Результаты исследования будут иметь практическое значение для научных и учебных целей в разных областях искусствознания и культурологии; кроме того, учитывая популярность музыки Д.Д.Шостаковича, антология "Д.Д.Шостакович: pro et contra" (из серии "Русский путь") будет востребована самыми широкими кругами читателей. Многие тексты, рассеянные на страницах старых газет и других малодоступных изданий, были впервые собраны и опубликованы с научными комментариями; были привлечены также неизданные архивные источники. Изучение рецепции Шостаковича в русской и мировой культуре на протяжении длительного периода способствует прояснению картины восприятия его личности и творчества русской и мировой мыслью, воссозданию во всей полноте его роли в отечественной культуре. Результатом работы стала актуализация творческого наследия композитора для самосознания современной отечественной культуры. В ходе исследования проблема понимания творчества Шостаковича как феномена мировой и отечественной культуры была подвергнута системному исследованию. Судьба Шостаковича — одна из самых драматических в искусстве советской эпохи, а его музыка до сих пор звучит на всех континентах и надолго сохранит свою популярность. Результаты исследования являют собой переосмысление советской культуры, которое не совпадают ни с апологетикой советского времени, ни с оценками эмиграции, ни с критическим настроем 1990-х годов, что делает данную данные результаты, построенные по методике «за и против», особенно актуальными. Это феноменологическое исследование творческого наследия крупнейшего композитора XX века, выполненное на современном уровне. Творчество композитора предстает как единый и неделимый феномен, рожденный советской цивилизацией и вместе с тем уходящий корнями в историю европейской музыкальной классики. Общая картина рецепции творчества композитора включает в себя обширный комментарий — профессиональный и вместе с тем доступный для сравнительно широкого читателя.
Все поставленные исследователями цели и задачи выполнены в ходе трехлетней реализации проекта. Подготовленные в результате работы над проектом научные продукты ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и предназначены для музыковедов, литературоведов, культурологов, искусствоведов, историков, а также всех читателей, интересующихся российской музыкой и культурой.

Содержание фактически проделанной за 2017 год работы

Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. Были проведены совещания исследовательского коллектива по распределению функций и координации направлений исследования в течение 2017 года. В результате проведенных изысканий, анализа документов, материалов и ресурсов у коллектива исследователей уточнилось понимание задач по всем направлений работы. Было произведено уточнение структуры проекта; основные изначально заявленные направления работы исследовательский коллектив оставил без изменений, подвергнув небольшой корректировке количественные параметры – объемы анализируемых печатных материалов, зарубежные оценки и рефлексии.

1. Продолжались работы по подготовке монографии «Феномен Дмитрия Шостаковича»: продолжен подбор материала для комментария; продолжены работы по написанию базовых текстов, вступительной статьи и иных сопутствующих текстов справочно-комментаторского порядка, научного комментария и библиографии, по созданию именного указателя; проводилась корректорская и редакторская работа, подготовлен рабочий вариант рукописи монографии.

Монография будет посвящена комплексному исследованию творчества Шостаковича как целостного феномена, во всем его жанровом и стилистическом многообразии. Будут выявлены сквозные лейтмотивы творчества Шостаковича, имеющие принципиальное значение для различных периодов его творчества. Разбор всех его основных произведений будет, по возможности, дополнен герменевтическим истолкованием скрытых смыслов и подтекстов, заключенных в музыкальной материи. За последнее время руководителем проекта Л.О.Акопяном проведена значительная работа по подготовке и систематизации материалов к монографии. Будучи членом редколлегии Нового полного собрания сочинений Шостаковича (издательство DSCH), Л.О.Акопян находится в постоянном контакте с его творчеством, в том числе с рукописными материалами, среди которых удалось обнаружить несколько фрагментов, ранее не попадавших в поле зрения исследователей и исполнителей (в том числе два инструментальных отрывка из оперы «Нос», премьера которых состоялась в октябре 2016 года). В конце 2016 года в Великобритании, в издательстве Routledge, вышла книга Л.О.Акопяна «Music of the Soviet Era: 1917—1991», значительная часть которой, естественно, посвящена творчеству Шостаковича. Эту работу можно считать важным предварительным этапом в процессе подготовки будущей монографии.

2. Продолжались работы по подготовке электронной публикации CD «Д.Шостакович в мировой культуре»: Создана структура электронной энциклопедии. Проведены следующие виды работ: исследование источников, обработка информационного контента и разбивка его по разделам; оцифровка, сканирование и обработка изображений; создание модуля алфавитного каталога; тестирование.

3. По результатам работы за 2017 год участниками подготовлены и опубликованы три аналитические статьи:

  1. Акопян Л.О. До и после Шостаковича: восприятие советской музыки на Западе. Статья первая // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 18. Вып. 3. 2017. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. – С. 285-298.
  2. Акопян Л.О. До и после Шостаковича: восприятие советской музыки на Западе. Статья вторая // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 18. Вып. 4. 2017. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. – С. 326-339.
  3. Богданова О.В. Д. Д. Шостакович в контексте «носологии» Н.В. Гоголя // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 18. Вып. 4. 2017. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. – С. 267-281.

Содержание фактически проделанной за 2016 год работы

Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. Были проведены совещания исследовательского коллектива по распределению функций и координации направлений исследования в течение 2016 года. В результате проведенных изысканий, анализа документов, материалов и ресурсов у коллектива исследователей уточнилось понимание задач по всем направлений работы. Было произведено уточнение структуры проекта; основные изначально заявленные направления работы исследовательский коллектив оставил без изменений, подвергнув небольшой корректировке количественные параметры – объемы анализируемых печатных материалов, зарубежные оценки и рефлексии.

  1. Создан оригинал-макет и опубликована антология «Д.Д. Шостакович: pro et contra». В рамках подготовки антологии велись работы по формированию текстового состава, было проведено исследование и обработка материалов публицистики, мемуаристики, журнальных и газетных статей, глав монографий, развернутых высказываний, неопубликованных архивных документов, показывающих исторические закономерности изменения отношения к наследию Д.Д.Шостаковича общим объемом порядка 100 а.л., проводилось копирование и сканирование необходимых материалов, велись работы по созданию научного комментария и иных сопутствующих текстов справочно-комментаторского порядка, именного указателя, работы по написанию вступительной статьи, редакторские и корректорские работы.
    Антология включает свыше сорока текстов о Дмитрии Шостаковиче, написанных самыми разными авторами — музыкантами-профессионалами и меломанами, друзьями, коллегами и учениками Шостаковича, его поклонниками и недоброжелателями, россиянами и иностранцами, — со второй половины двадцатых годов, когда Шостакович делал свои первые шаги на композиторском поприще, до недавнего времени. Панорама разноречивых откликов на личность и творчество Шостаковича отражает уникальность биографии этого художника, наделенного, помимо феноменального природного дара, сильной волей и исключительной гибкостью, и ставшего своего рода символом советской эпохи, со всеми вытекающими из этого последствиями для его прижизненной и посмертной репутации. Включенные в антологию тексты сгруппированы в четыре раздела: «Ключевые моменты творческой биографии: похвалы и нападки, впечатления современников и взгляды из сегодняшнего дня»; «Воспоминания и суждения коллег, родных, знакомых, учеников», «О “Свидетельстве”» (имеются в виду нашумевшие в свое время мемуары Шостаковича, опубликованные в США после его смерти и, судя по всему, частично сфальсифицированные публикатором) и «Размышления о личности, творчестве, историческом значении и особенностях современного восприятия». Антологии предпослано обширное, написанное составителем введение «Шостакович и советская власть: история взаимоотношений». В конце антологии помещен хронограф жизни и творчества композитора, содержащий сведения о времени создания его произведений и о других существенных моментах его биографии.

    Содержание антологии выглядит следующим образом:
    Л. Акопян Шостакович и советская власть: история взаимоотношений
    I.КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ:  ПОХВАЛЫ И НАПАДКИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И ВЗГЛЯДЫ  ИЗ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
    Николай Малько Дмитрий Шостакович
    Даниил Житомирский «Нос» — опера Д. Шостаковича
    Левон Акопян «Нос» и петербургская литература абсурда
    Матиас Сокольский Опера и композитор
    Вадим Шахов «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и Шостаковича
    <Без подписи> Сумбур вместо музыки
    <Без подписи> Балетная фальшь
    Юрий Олеша <О Шостаковиче>
    <Юрий Елагин> <О премьере Пятой симфонии>
    Алексей Толстой На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича
    Евгений Петров Торжество русской музыки (на репетиции Седьмой симфонии)
    Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» В. Мурадели 10 февраля 1948 года
    Мариан Коваль Творческий путь Д. Шостаковича
    К обсуждению 24 прелюдий и фуг Д. Шостаковича
    Значительное явление советской музыки (дискуссия о Десятой симфонии Д. Шостаковича)
    Юлий Кремлев О Десятой симфонии Д. Шостаковича
    Левон Акопян Шостакович, Пролеткульт и РАПМ
    Исайя Берлин Шостакович в Оксфорде
    Виталий Катаев «Умирают в России страхи»
    Ольга Домбровская О музыке в фильмах Козинцева
    Заметки к публикации одного письма
    Данкан Уилсон <О Четырнадцатой симфонии>
    II. ВОСПОМИНАНИЯ И СУЖДЕНИЯ  КОЛЛЕГ, РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ, УЧЕНИКОВ
    Марина Сабинина Мозаика прошлого
    Было ли два Шостаковича?
    Лев Лебединский О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д. Шостаковича
    Даниил Житомирский Шостакович
    Тихон Хренников <О Шостаковиче>
    Кшиштоф Мейер «…Любите людей, делайте им добро своим творчеством…»
    Встречи с Д. Д. Шостаковичем
    Михаил Ардов Великая душа. Воспоминания о Шостаковиче <Фрагменты>
    Георгий Свиридов <О Шостаковиче>
    Эдисон Денисов <О Шостаковиче>
    Альфред Шнитке <О Шостаковиче>
    Виктор Суслин <О Шостаковиче>
    III. О «СВИДЕТЕЛЬСТВЕ»
    Генрих Орлов <О «Свидетельстве»>
    Лорел Э. Фэй Шостакович против Волкова: чье «Свидетельство»?
    Возвращаясь к «Свидетельству»
    Левон Акопян Очередной «Новый Шостакович» <Рецензия на книгу: Shostakovich Reconsidered. Written and edited by Allan Ho and Dmitry Feofanov. With an Overture by Vladimir Ashkenazy.
    IV.РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ, ТВОРЧЕСТВЕ, ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ  И ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
    Игорь Шафаревич Д. Д. Шостакович
    Ричард Тарускин Шостакович и мы
    Марк Арановский Вызов времени и ответ художника
    Елена Зинькевич «Прогулки» с Шостаковичем
    Георгий Гачев В жанре философских вариаций
    Иосиф Райскин Симфонии общей судьбы
    Дмитрий Янов-Яновский Вариации на тему
    Хронограф жизни и творчества Дмитрия Шостаковича
    Комментарии и примечания
    Указатель имен

  2. Начались работы по подготовке монографии «Феномен Дмитрия Шостаковича»: разработана концепция, структура монографии, начат подбор основного материала; проведены необходимые архивные и библиографические разыскания; начаты работы по написанию базовых текстов. Монография будет посвящена комплексному исследованию творчества Шостаковича как целостного феномена, во всем его жанровом и стилистическом многообразии. Будут выявлены сквозные лейтмотивы творчества Шостаковича, имеющие принципиальное значение для различных периодов его творчества. Разбор всех его основных произведений будет, по возможности, дополнен герменевтическим истолкованием скрытых смыслов и подтекстов, заключенных в музыкальной материи. За последнее время руководителем проекта Л.О.Акопяном проведена значительная работа по подготовке и систематизации материалов к монографии. Будучи членом редколлегии Нового полного собрания сочинений Шостаковича (издательство DSCH), Л.О.Акопян находится в постоянном контакте с его творчеством, в том числе с рукописными материалами, среди которых удалось обнаружить несколько фрагментов, ранее не попадавших в поле зрения исследователей и исполнителей (в том числе два инструментальных отрывка из оперы «Нос», премьера которых состоялась в октябре 2016 года). В конце 2016 года в Великобритании, в издательстве Routledge, вышла книга Л.О.Акопяна «Music of the Soviet Era: 1917—1991», значительная часть которой, естественно, посвящена творчеству Шостаковича. Эту работу можно считать важным предварительным этапом в процессе подготовки будущей монографии.
  3. Начались работы по подготовке электронной публикацией CD «Д.Шостакович в мировой культуре»: разработана структура и архитектура диска, написано техническое задание; разработан дизайн шаблона диска; осуществлялся подбор материала; проведены работы по систематизации библиографии и фотоархива.

В целом уровень исполненности от общего объема трехлетних работ может быть оценен в диапазоне 30%.