Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

Н.В. Трошева
ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛА "СВИРСКАЯ ПОБЕДА"

О событиях связанных с боевыми действиями Карельского фронта уже существует достаточно большое количество как мемуарной, так и исследовательской литературы.1 Однако до сих пор еще мало известно о том, что еще в начале 1950-х гг. существовал целый комплекс материалов, который был создан в условиях продолжающейся войны и отражающий операцию советских войск по прорыву финских укреплений на реке Свирь летом 1944 г. Это была богатейшая коллекция документов, а также фотоиллюстративного и художественного материала, подкрепленного вещественными экспонатами.

К сожалению, созданная на этой основе экспозиция музея в городе Лодейное Поле, так и не смогла сохраниться, хотя, бесспорно, сейчас являлась бы одним из наиболее богатейших собраний, отражающих Свирско-Петрозаводскую операцию Карельского фронта, завершавшую целую эпопею боевых действий советских войск, связанных с битвой против немецкой и финской армий у стен Ленинграда. Тем не менее, сейчас в запасниках Лодейнопольского историко-краеведческого музея сохранились определенные сведения об утраченной экспозиции что, несомненно, не может не представлять определенную источниковедческую ценность.

И прежде всего, следует в этом отношении отметить, что сама эта экспозиция начала функционировать уже с 7 ноября 1944 г., когда в городе Лодейное Поле, ещё не остывшем от минувших боев на берегу Свири в торжественной обстановке был открыт мемориал Славы, названный "Свирская Победа". Дело в том, что еще в разгар Свирско-Петрозаводской наступательной операции против войск финской армии Военный Совет Карельского фронта принял решение о создании этого мемориала. Прежде всего, была организована проектная группа, в состав которой вошли воевавшие здесь архитекторы и художники. Во главе ее был назначен капитан К.Н. Калайда, командир маскировочной роты штаба фронта. Ему помогали архитектор, капитан Б.В. Воронцов2 и художник Я.В. Титов. Когда был готов проект, все сооружения музейного комплекса возвели бойцы военно-топографического отряда понтонно-мостового и дорожно-строительного батальонов и другие. Руководил всей работой инженер-майор Н.П. Белов, который являлся заместителем начальника управления Военно-полевого строительства Карельского фронта.

Что же касается самой работы, которая затем достаточно быстро была выполнена, то о ней есть определенные сведения, содержащиеся в специальном буклете, выпущенном ко дню открытия мемориала. "В предельно короткие сроки, - сказано в нем, - ценою дружных усилий и творческого энтузиазма, по свежим следам недавно прошедшей битвы создан музей большого политического и военно-исторического значения, который должен оставить для последующих поколений памятник великого мужества и военного искусства Красной Армии… Территория музея занимает несколько десятков гектаров. В центре… главное здание музея, в котором собраны документы и материалы, характеризующие героическое сражение; по берегу Свири расположены 7 павильонов с образцами нашей техники и трофейного оружия, захваченного у врага. В территорию комплекса включен участок нашей обороны с сохранившимися траншеями и дзотам. И на всей площади разбит парк".3

Из более позднего путеводителя по этому музею (1945 г.) узнаём, что в парке было проложено 7 километров дорожек, построено 11 мостов, сохранено 300 метров траншей и посажено 50 тысяч деревьев и кустарников. Это исторический источник повествует далее: "Строители музея - это люди, принимавшие активное участие в освобождении Советской Карелии. Едва успела отшуметь битва, как они взялись за работу и создали выразительный памятник эпохи Великой Отечественной войны. Величественный монумент, красивое здание музея, павильоны, раскинувшиеся на берегу реки, огромный парк с замечательными аллеями акаций, сирени, смородины, хвойных насаждений - всё это дело рук воинов карельского фронта. Они вложили в создание музея много любви, труда, таланта и выдумки. Все выставленные здесь экспонаты собраны и изготовлены офицерами, сержантами и бойцами различных соединений Карельского фронта. Музей "Свирская Победа" - один из памятников славы советских воинов, славы пехотинцев и артиллеристов, лётчиков и танкистов, сапёров и связистов - участников великой Свирской битвы, славы тружеников тыла, выковавших для своей Красной Армии великолепное грозное оружие победы".4

Здание, в котором теперь располагается Лодейнопольский историко-краеведческий музей, как раз и было центральным в мемориальном комплексе "Свирская Победа". Оно имело 9 залов. Причем можно достаточно подробно представить всю ту экспозицию, которая тогда была создана.

Первый, общий зал, как свидетельствует путеводитель, давал представление о роли и значении Свирской операции в ходе отечественной войны. В нем были размещены: Приказы Верховного Главнокомандующего, карты и схемы боевых действий; фотоснимки и макеты важнейших узлов противника; портреты членов Военного Совета Карельского фронта, бойцов и офицеров, отличившихся в боях за Свирь. Следующие же два зала посвящались пехотным войскам. Там находились фотодокументы, показывающие оборону финских войск на свирском рубеже, а также подготовку советских частей и соединений к форсированию Свири с последующим прорывом обороны противника и дальнейшем его преследованием. Особую ценность в этом отношении представлял целый комплекс документов, отражавший непосредственный ход боевых действий, а также реликвийные экспонаты, такие как оружие Героев Советского Союза и бойцов, которые особо отличились в ходе этой операции. В их числе, конкретно находился автомат № 8785-42 Героя Советского Союза А.И. Степового.

В четвертом зале было широко все то, что характеризовало боевую деятельность артиллерии в этой крупной операции: макеты пушек, действовавших ходе боев, хорошо выполненные схемы и чертежи, портреты и личные документы героев-артиллеристов, картины, отображающие боевые эпизоды. При этом еще в отдельном павильоне были размещены орудия наиболее отличившихся расчётов и образцы трофейной техники.

В зале инженерных войск и войск связи были представлены макеты финских дотов и дзотов. Модели понтонов, лодок, паромов, посредством которых войска Карельского фронта осуществляли переправу через Свирь. В павильоне можно было увидеть лодку Героя Советского Союза рядового Ф.Г. Загидуллина, перевезшего свыше 300 бойцов на правый берег Свири.

Конечно же, особый интерес представлял радиотелефонный аппарат посредством которого, командир гвардейского соединения генерал-лейтенант П.В. Миронов управлял войсками, форсировавшими Свирь.

Наряду с эти также отдельно существовал зал авиации. В нем размещались материалы, отображавшие подготовку новых временных аэродромов к наступательным действиям и сосредоточение советской авиации к моменту начала наступления. В числе экспонатов были модели типов самолётов и авиабомб, применявшихся в Свирской операции, макет аэродрома "Новинка", с которого наносился первый удар по противнику. Несомненный интерес представляли размещённые в павильонах боевые машины лётчиков, особо отличившихся в боях на свирском участке, авиабомбы всех калибров и систем, которые использовала советская авиация в этой операции.

В зале бронетанковых и механизированных войск давалось представление о роли и значении танков и самоходных орудий в прорыве укреплённой полосы противника. Кроме документальных фотоснимков, картин, скульптур, зарисовок, в зале были представлены макеты боевой техник, машин, а также танков Т-34, Т-70 и самоходных артиллерийских установок СУ-152, СУ-76 в 1/20 их натуральной величины. В павильонах были размещены танки героических экипажей, участвовавших в прорыве обороны финских войск.

Отдельно существовал зал войскового тыла, в котором демонстрировалась работа автомобильной, дорожной и санитарной служб в период подготовки Свирской операции и в ходе её проведения. В этой части экспозиции имелись уникальные экспонаты: образцы автомобильных деталей, изготовленных в полевых условиях; макеты обмывочно-дизенфекционного пункта и путей санитарной эвакуации от Видлицы до Паши; образцы медикаментов и оборудования, которыми снабжались санитарные учреждения в ходе операции.

В центре заключительного зала была развернута большая карта с указанием линии фронта на 21 июня 1944 г. и линии государственной границы, установленной соглашением о перемирии с Финляндией. Были представлены и документы о восстановлении органов советской власти на освобождённой территории Карелии.

Вся экспозиция сопровождалась большим количеством картин, представлявших собой зарисовки фронтовых художников, в которых изображались места минувших боёв, встречу воинов с жителями освобождённых районов, выход войск на советско-финляндскую государственную границу и т.п.5

Было очевидно, что после открытия экспозиции среди экскурсантов она сразу же стала пользоваться достаточно большой популярностью. В частности, известно, что к первой половине 1946 г. музей посетило 7,5 тысяч человек.6 В докладной записке директора музея подполковника А.А. Масловского указывалось: "Местные жители музей любят и посещают его, проводят на его территории выходные дни и праздники. Во вторую годовщину Свирской Победы музей посетило 3 тысячи человек. Многие проезжающие через Лодейное Поле обязательно приходят сюда".7

В одной из записей в книге посетителей музея и приводимой в докладной записке директора музея, говорилось следующее: "Трудно передать словами то огромное впечатление, которое оставляет музей. Правильнее всего было бы разделить все впечатления на две части. Первая - это восхищение перед героизмом и мощью Красной армии, которое охватывает посетителя музея; второе - глубокое уважение прекрасным состоянием и тщательным подбором экспонатов. Сейчас все события ещё свежи, но пройдут годы, и будущее поколение счастливых советских граждан с почтением и гордостью будут проходить по прекрасным залам музея. 25.04.1946 г. Группа артистов Ленинградской Филармонии". Другая запись принадлежала уже крупному ученому академику Графтио. 16 мая 1946 г. он прямо указал: "Музей - великолепный памятник грандиозной операции, исполненный с величайшим знанием и воодушевлением. Удивительно хорошо общее расположение зданий музея и его экспонатов. Музей - памятник Славы Героев".8

К сожалению, сохранить музей в первозданном виде не удалось. Этот уникальный военный памятник, мемориал "Свирская Победа" в октябре 1951 г. прекратил свое существование. Его павильоны разобрали, экспонаты вывезли в музеи Ленинграда и Петрозаводска. С ним произошло то же самое, что и с музеем Обороны Ленинграда, закрытым в период, когда рассматривалось т.н. "Ленинградское дело". Тот и другой музей насчитывали сотни тысяч экспонатов. На сегодняшний день те уникальные экспонаты почти полностью утеряны.

Тем не менее, как представляется, задача возрождение утраченных исторических ценностей периода Великой Отечественной войны с исчезновением прежнего мемориала не должна остановить исследовательскую и музейную работу, направленную на то, чтобы продолжить то дело, которое была начато в далеком 1944 г.

1 См.: См.: Битва за Ленинград. М., 1964; Героям Родины Слава! Петрозаводск, 1970; История ордена Ленина Ленинградского военного округа. М., 1974; Карельский фронт в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (военно-исторический очерк) М., 1984; Северо-Запад России в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. СПб., 2005; Куприянов Г.Н. От Баренцева моря до Ладоги. Л., 1972; Мерецков К.А. На службе народу. М., 1968 и др.

2 Воронцов Б. В. проектировал экспозицию здания музея "Свирская Победа", а также павильон "Артиллерия", Калайда К. Н. - павильона "Артиллерия", а также павильоны "Авиация" и "Бронетанковые войска".

3 Свирская Победа. Справочник-путеводитель по музею. Лодейное-Поле, 1944.

4 Свирская Победа. Справочник-путеводитель по музею. Лодейное-Поле, 1945.

5 В художественном оформлении музея тогда принимали участие: Васильев А. (картина "Десант в районе реки Тулокса"), Медведев М. (картина "Перед боем"), Угаров Б. (картина "Переправа орудий через Свирь"), Синайский (бюсты "Героя Советского Союза Гальченко", "Героя Советского Союза Кутахова"), Марков (картина "После боевого вылета"), Копейкин (картина "На фронтовой дороге"), Епифанов (скульптуры "У пограничного столба" и "Медсестра: первая помощь на поле боя"), Емельянов (картина "Перед боем"), Титов Я. В. (картины "Штурм Самбатуксы" и "Двенадцать комсомольцев гвардейцев", рисунок с натуры Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова), Львович (офорты "Мегругский узел сопротивления" и "Самбатукский узел сопротивления"), Расторгуев Е. А. (картина "Военный натюрморт", фриз "Форсирование Свири"), Берестовенко. (бюст ефрейтора Валентеева), Байков (картина "Подвиг капитана Белого"), Бобровников (обелиск с приказом о Свирской Победе, скульптура "Понтонер"), Коровин Ю. Д. (катрина "Постройка понтонного моста через Свирь"), Стрыгин (картина "Клятва"), Семенюк (картина "Танки форсируют Свирь"), Гольяшев (картина "Автоколонна с боеприпасами следует с боеприпасами через Свирь", акварель "Водители разминируют дорогу"), Штаркер (картина "Регулировщица Чернявская"), Орлов (картина "Переливание крови", портрет донора-медсестры Прокопченко), Остапенко (картины "Пункт первой помощи при форсировании Свири", "Главный хирург полковник Вишневский за операцией", "Погрузка раненых на пароход "Чапаев"), Гроздовский (рисунок "Портрет санитара Соколова"), Жадановский ("Портрет майора медицинской службы Воскресенского"), Егоров (картина "Погрузка раненых на санитарный самолет"), Островский (картина "У родного очага"), Слета П. (картина "Встреча в Петрозаводске, освобожденном нашими воинами"), Ефтютов (картина "Пленные"). Часть этих работ составляет фонд Лодейнопольского историко-краеведческого музея.

6 Фонды Лодейнопольского историко-краеведческого музея, отчёте А.А.Масловского "О состоянии филиала ЦМКА "Свирская Победа"", 15 августа 1946 г.

7 Там же.

8 Цит. по: Там же.


 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:editor@rchgi.spb.ru