Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

Т.В.Папаскири, И.В. Кириленко
НОРВЕЖСКИЙ ХУДОЖНИК ЭДВАРД МУНК

Эдвард Мунк черпал драматизм сюжетов картин из собственной жизни и впечатлений от природы. Однажды вечером он шел по дороге: с одной стороны простирался город, а с другой фьорд. Он был усталый и больной. Остановившись, посмотрел на солнце и фьорд. В это время садилось солнце, а тучи становились кроваво-красными. Так родилась картина "Крик" (1893, холст, масло, 91х73,5 см. Национальная галерея, Осло), в которой ему казалось, что он слышит крик природы (1889-1909).

Норвежский художник Эдвард Мунк родился в Лётене, а жизнь его окончилась в Экеме близ Осло1.

Его живопись во всех проявлениях относится к экспрессионистическому направлению, т.е. она лирична и очень драматична. Его работы наполнены человеческими чувствами в момент наивысшего напряжения. Наиболее выразительным примером этого направления является картина "Крик". Крик рвется из всех живописных элементов картины: из глаз, из открытого рта, из всех бегущих линий улицы, контрастных цветов пейзажа, мрачных темно-голубых цветов и красно-желтого.

До Эдварда Мунка такой прием напряженно-драматического смысла в конце XVI века можно увидеть в картине Эль Греко "Толедо": страшная стихия непогоды, нависшая над городом, отчего искажены собор и замок. Два символа власти озарены светом, и как бы небо низвергает на них два наказания.

В искусстве Ван Гога (1889-1890) также выражены стихия в форме закрученного неба, изуродованных деревьев, вихрь красок и форм, таким образом, выплеснуты собственные переживания.

Несмотря на то, что Мунк был из достаточно состоятельной семьи, его судьба оказалась трудной. Отец его Кристиан был военным врачом. Юность Эдварда проходила в Христиании (прежнее название Осло). В семье было пятеро детей, и всем детям родители хотели дать хорошее образование. Эдварду было пять лет, когда их постигло большое горе - смерть матери от туберкулеза. В 1877 г. умерла его любимая сестра Софи также от туберкулеза. Отец Мунка целые дни и ночи проводил в молитве, что пугало Эдварда.

Под влиянием всех переживаний в 1902 г. он сделал портрет отца2.

Именно все переживания, которые обрушились на его семью, повлияли на него, и он решил стать художником, о чем в 1880 г. записал в своем дневнике. Отец не мог повлиять до конца на Эдварда стать инженером, хотя он поступил в Высшую техническую школу в 1879 г., но в 1881 г. перешел в Государственную академию искусств и художественных ремесел. Он изучал живопись под руководством Кристиана Крога, известного норвежского художника (его искусство было посвящено социальным темам)3.

К шедеврам Мунка относится картина "Больная девочка" (1885-1886) (1906-1907, холст, масло, 112х114,5 см. Галерея Тейт, Лондон). Темой портрета была его сестра Софи. Композиция создана в пяти вариантах (в Национальной галерее в Осло, в галерее Тейт в Лондоне). Через 15 лет он создает лицо Софи в рисунке, офорте, литографии.

Импрессионисты на Мунка оказали большое влияние в технике свободного нанесения живописных красок, независимости цвета от формы. Именно картина "Больная девочка" научила его новому подходу к живописи.

В таком же духе в 1885 г. созданы картины "Танец" (1899-1900, холст, масло, 125,5х190,5 см. Национальная галерея, Осло) и "Тет-а-тет" (1885, холст, масло, 65,5х75,5 см. Музей Мунка, Осло). В последней картине он использовал темную палитру, отличную от импрессионистов. Этим достигнута особая выразительность женского образа, одухотворенного и несколько скрытого в табачном дыму.

Для Мунка характерна врожденная суровость, хотя эта типичная черта скандинавов. И эта черта характера отразилась на серьезных образах его персонажей4.

Его картинам присущи мотивы молчания, одиночества, отрицания, грезы - все это как бы растворено в очаровании деталей, приглушенной атмосфере, мягком освещении.

Пребывание в Париже в 1890 г. также отразилось на его творчестве и заставило его подумать над проблемами цвета. В результате он создал картины "Улица Лафайет" (1891, холст, масло, 92х73 см. Национальная галерея, Осло), "Улица Риволи" (1891, холст, масло, 92х73 см. Музей Фогт, Кембридж, США)5.

Эдвард Мунка побывал в кратковременных путешествиях по Италии, Германии, где очень ценили скандинавских художников, особенно в Германии. В начале ХХ века сформировалось яркое течение экспрессионизм, истоки которого зародились в Германии как протест художников-экспрессионистов против консервативных традиций в немецком искусстве. Впервые этот протест выразила группа "МОСТ" в 1905 г. Линейный рисунок экспрессионистов обладает острым нервным ритмом, тяготея к деформации силуэта. Это направление не обошло и Мунка. И, вместе с этим, в его работах присутствуют мистические настроения.

Тема женственности проходит через все его творчество - это получило телесное и духовное развитие. Движение цвета он запечатлел в картине "Мадонна" (1894-1895) (1894, холст, масло, 90х71 см. Собрание Кустхалле, Гамбург). В этой работе Мунк объединил идеал женского образа и воплощение зла, что явилось олицетворением мистических и эротических желаний художника. Вместе с тем, его женский образ пронизан целомудрием. Тема женщины его очень волновала и проходит все периоды развития. Он исследовал образ женщины, изображая разные возрасты женщины. Иногда он в своем творчестве уподобился Стринбергу (1849-1912), шведскому писателю и драматургу, который будучи разочарованным в браке, измученный раздорами, выражал ненависть к женщине, представив в своих пьесах Мадонну и вампира в одном образе6.

Его автопортрет под женской маской 1893 г. представляет оцепеневшее лицо с чувством страха, отвращения. Вместе с тем, самая ненавистная женщина одновременно и притягательная. Кроме всего понятно, что образ женщины пронизан мистикой и тайной.

Графика в его творчестве занимает огромное место. С 1894 г. он создает гравюры сухой иглой и экспериментирует с различными техниками, объединив офорт и акватинту по примеру Гойи, при этом он отрабатывал медную пластину лаком, достигая впечатления рисунка тушью, в котором штрих травления усилен акватинтой. Примером гравюры, где использованы все техники, является "Поцелуй".

1895-1896-е гг. он провел во Франции - Ницце. У него были выставки в известных салонах. О нем писали парижские издатели. Его мучили внутренние конфликты, тяжелые любовные связи, навязчивые идеи. В 1908 г. он попал в неврологическую клинику в Копенгагене.

Неприятные, даже трагические события, связанные с женщинами, оставили неизгладимый след в его душе; он так и не решился на брак.

Живопись Мунка на протяжении 60 лет его жизни была разнообразной, находилась под влиянием его противоречивого характера, и, при этом его работы притягательны, они завораживают, оставляя глубокое впечатление.

1 Живопись и графика Эдварда Мунка. Каталог выставки. Л., 1982

2 Bischoff W. Edvard MUNCH 1963-1944, Des images de vie etde mort. Berlin, 2001. S. 20, 21, 29, 30

3. Сельц Ж Эдвард Мунк, М., 1972.

4 Там. же.

5 Фар-Бекар Г. Искусство модерна. СПб., 2000. С. 288-291.

6 Прете М. К., Де А. Как понимать искусство. Джорджис. Живопись. Скульптура. Архитектура. Интербук. М.,2002. C..110, 396.

 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:editor@rchgi.spb.ru