Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

О.А. Кривдина
ВЫСТАВКА "СЕРГЕЛЬ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ТЕРАКОТА"
В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ СТОКГОЛЬМА (2004)

Интернациональный общемузейный проект 2004 г. был посвящен искусству европейской терракоты и включал такие страны, как Франция, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Россия, Италия и Германия. Выставки были поочередно организованы в Париже в Лувре, в Нью-Йорке в Музее Метрополитен и в Стокгольме в Национальном музее. Италия, Германия, Англия и Россия выступили в качестве экспонентов, предоставив скульптурные произведения для показа на всех трех выставках. Обратим внимание, что созданные в Париже, Нью-Йорке и Стокгольме экспозиции отличались друг от друга, так же как и изданные каталоги выставок1.

Поскольку наше внимание сконцентрировано на шведском варианте выставки, отметим, что в Стокгольме на первое место был поставлен скульптор Иоганн (Юхан) Тобиас Сергель (1740 - 1814). Полное название выставки - "Сергель и его римский круг. Европейская терракота 1760 - 1814", также был назван и обстоятельный научный каталог 2. Одной из основных задач организаторов шведской выставки было "сравнить работу Сергеля как скульптора с его международными современниками"3. И не просто сравнить, а "показать его центральную роль на Европейской художественной сцене этого периода. Может быть странно, что Сергель не получил большого внимания в других странах. Но причина в том, что все его значительные работы остались в Швеции, в результате того, что государство приобрело существенное число произведений после смерти скульптора у его потомков. Только те, кто посетили Швецию и имели возможность читать шведские монографии, могли сформировать мнение о художественных достижениях этого мастера. Поэтому наступил момент представить Сергеля международной аудитории. Предлагая сравнение его с другими скульпторами-современниками, эта выставка должна помочь преодолеть национальную изоляцию Сергеля", - писал в своем вступлении к каталогу выставки генеральный директор Солфрид Сёдерлинд4. Обратим внимание, что 1814 г. отмечает последнюю дату экспонируемых на выставке произведений и одновременно указывает на год смерти скульптора Сергеля.

Организатором выставки и составителем каталога являлся ведущий шведский искусствовед Магнус Олассон 5. В Национальном музее в Стокгольме экспозиция была развернута в выставочных залах второго этажа и работала с 13 мая по 29 августа 2004 г. В первом - самом просторном зале были показаны знаменитые статуи и скульптурные группы, выполненные Сергелем из мрамора и подготовительные эскизы этих произведений из терракоты. Решение экспозиции отличалось исключительной продуманностью, а показ скульптурных произведений поражал своим совершенством.

По периметру зала были устроены своеобразные затемненные витрины, за стеклами которых размещались эскизы и варианты из терракоты, выхваченные светом из темноты. Напротив витрин и рядом с ними на каменных постаментах возвышались мраморные оригиналы, одноименные находящимся в витринах работам. Например, выполненная из каррарского мрамора в 1776 г. "Венера" была установлена на постаменте, а в витрине - эскиз этой статуи из терракоты, относящийся к 1772 г. Композиция "Амур и Психея", созданная из каррарского мрамора в 1787 г., стояла на постаменте, а в витрине - подготовительный эскиз этой композиции из терракоты 1770 г. Группа "Марс и Венера", высеченная из каррарского мрамора в 1775-1804 гг., - на постаменте и ее эскиз из терракоты 1771-1772 гг. - в витрине. Небольшая терракотовая статуя "Диомед" 1770 г. стояла в витрине, а мощная мраморная статуя "Диомед", созданная в 1773-1774 гг., гордо возвышалась на постаменте. Для осмотра мраморных произведений был предусмотрен круговой обход, позволявший составить не только наиболее полное представление о скульптуре, но и дававший возможность одновременно сравнивать завершенную работу с ее подготовительным эскизом, находящимся рядом в витрине.

В других залах были представлены произведения европейской терракоты, привезенные из Лувра, музея Метрополитен, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, Старой Национальной галереи и Государственных музеев Берлина, Лондонского музея Виктории и Альберта, Музея Ватикана, Римской Национальной Академии Св. Луки и других собраний 6. Работы были распределены в витринах по странам, мастерам и по сюжетам. Отдельно были выделены рельефы и широко показаны рисунки, главным образом выполненные Сергелем.

Итальянская скульптурная школа была представлена терракотовыми эскизами А. Кановы и Б. Кавачеппи. Из французских мастеров обращали на себя особое внимание работы Ж.-А. Гудона, Едме и Жака-Филиппа Бушардонов, К. Мишеля, называемого Клодионом. Тематическое и пластическое сходство эскизов Сергеля выявилось при сравнении с подготовительными набросками немецкого скульптора И.Г. Даннекера. Из русских скульпторов - представителей классицизма в экспозицию выставки были включены терракотовые эскизы М.И. Козловского - "Аякс, защищающий тело Патрокла" и "Бдение Александра Македонского" и проект надгробия, выполненный И.П. Мартосом.

Сравнение терракотовых работ свидетельствовало о пластической, композиционной и тематической близости работ европейских мастеров разных школ. Однако сравнить мраморные работы Сергеля с подобными произведениями других скульпторов (экспонирование мраморных произведений из других стран не планировалось) можно было только по памяти, мысленно вызывая возникающие ассоциации.

Этот значительный выставочный проект для Швеции был необычайно важен, как блестящая возможность познакомить зрителей на примере мраморных статуй, терракотовых эскизов и моделей, а также рисунков, с творческой биографией выдающегося шведского скульптора и главными фактами его жизни. В России о Сергеле написано мало и фрагментарно. Видимо, редкая возможность увидеть выставку его произведений в Эрмитаже, вслед за парижским Лувром и стокгольмским Национальным музеем, была утрачена.

В этой статье не стояло задачи дать представление о биографическом аспекте, однако имеет смысл указать лишь несколько наиболее важных моментов из творческой деятельности Сергеля. Отметим, что еще в начале XX века П. Ганзен в статье "Шведское искусство" писал: "Первый скульптор-швед выступил на сцену в конце XVIII столетия; это был Иоганн Сергель (1740-1814), происходивший, однако, из поселившейся в Стокгольме немецкой семьи. Его художественным принципом было воспроизведение природы в духе античных мастеров, но без их объективной холодности… Сергель был также первым шведским скульптором, порвавшим со стилем барокко и французскими традициями"7. Обратим внимание что и в художественных энциклопедиях, изданных в последние годы, оценка творчества скульптора близка к вышеприведенной. Например, - "Испытал влияние французской барочной и античной пластики; в зрелый период творчества (с 1760-х гг.) стал одним из основоположников классицизма в европейской скульптуре 18 в."8.

Определение приверженности Сергеля в стилю классицизма подчеркивалось всеми критиками и искусствоведами. "Сергель определился как своеобразный классицист, как бы отталкиваясь от стиля французских барочных мастеров Жака Бушардона и Ларшевека, вместе с которыми он работал в начале своей деятельности. По сравнению с манерным и вялым изяществом мастеров европейского классицизма Сергель более патетичен и взволнован, он предпочитает более энергично и весомо показывать объемы своих фигур и групп, пластику человеческого тела", - отмечал известный знаток искусства Скандинавских стран - А. Тихомиров9.

Из биографии Иоганна Тобиаса Сергеля известно, что начинал он свою рабочую деятельность, как каменотес. В Стокгольме он довольно быстро попал на строительство королевского дворца, где обратил на себя внимание скульптора П. Ю. Ларшевека, который принял его в число своих учеников. Этот период приходится на 1756-1757 гг. В 1867 г. Сергель был отправлен на счет из королевской казны в Париж и Рим, где совершенствовал свое мастерство и обучался работе из мрамора. 1779 г. оказался особенно значительным для Сергеля: шведский король Густав VII назначил его своим придворным скульптором, и он был произведен в звание профессора Стокгольмской Академии художеств. Известен факт, что при открытии в 1808 г. монумента Густаву III Сергель получил диплом на дворянство с правом внести в свой герб изображение статуи этого короля, отлитой из бронзы по его модели для монумента.

При последующем шведском короле Карле XIV скульптор становится королевским гофинтендантом и получает заказ на создание в Риме мраморной статуи Карла XIII и произведения "Юнона". Чаще всего критики упоминают кроме названных работ Сергеля такие, как "Амур и Психея". "Марс и Венера", "Венера Каллипига", "Фавн", "Диомед - похититель Палладия", "Спартанец, пишущий на своем щите", "Густав III", "Аксель Оксенштиерна, которому муза диктует повествование о великих деяниях Густава-Адольфа". Один из биографов Сергеля сообщает: "Из прочих работ Сергеля замечательны: памятник Картезая в церкви Адольфа-Фридриха, огромный барельеф "Воскресение Христово" в церкви св. Кларенса в Стокгольме, два ангела над алтарем соборной церкви в Карлштадте, монумент Эренсверда в Свеаборге и некоторые из мраморных бюстов, изображающих знаменитых современников художника и членов королевской фамилии"10.

Необходимо указать, что Сергель являлся создателем значительного количества портретных медальонов. Эти работы отличаются "живыми, четкими характеристиками современников. Этим он как бы продолжал высокую традицию шведского медальерного искусства"11.

Все писавшие о произведениях Сергиля, отмечали, что они отличаются глубиною и силою замысла, соединенных с приятностью и жизненностью форм. Добавим, что и пластические решения его статуй и композиций исключительно композиционно продуманы и эффектны. При станковом решении, его работы носят монументальный характер. Идеальная обработка мрамора, доведенная до совершенства, способствует сильному и одновременно сдержанному воздействию на зрителя.

1 L'esprit crйateur de Pigalle а Canova Terres cuites europйennes 1740-1840. Sous la direction de James David Draper et Guilhem Scherf. Paris, 2003; Playing with Fire European Terracotta Models, 1740-1840. The Metropolitan Museum of Art. New-York, 2004.

2 Sergel och hans romerska krets. Europeiska terrakottor 1760-1814. Nationalmuseum. Stockholm, 2004.

3 Sergel och hans romerska krets. Europeiska terrakottor 1760-1814 // 13 maj -29 augusti 2004. Nationalmuseum. // Проспект выставки. С. 3.

4 Solfrid Sцderlind. Foreword. - Sergel och hans romerska krets. Europeiska terrakottor 1760-1814. Nationalmuseum. Stockholm, 2004. S. 7. Перевод цитаты сделан автором статьи.

5 Utstдllningskommissarie Magnus Olausson.

6 Приводим полный список музеев, участвовавших в стокгольмской выставке и подготовке каталога: Baynonne, Musйe Bonnat; Berlin, Alte Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin, Stiftung PreuЯischer Kulturbesitz, GroЯe Loge Royal York zur Freundschaft; Boston, Museum of Fine Arts; Detroit, The Detroit Institute of Arts; London, Victoria and Albert Museum; Lyon, Musйe des Beaux-Arts de Lyon; Montpellier, Musйe Fabre; New York, The Arthur M. Sackler Collections; New York, The Metropolitan Museum of Art; Orl?ans, Mus?e des Beaux-Arts ? Orl?ans; Paris, Mus?e Carnavalet; Paris, Mus?e Cognacq-Jay; Paris, Mus?e du Louvre; Rom, Accademia Nazionale di San Luca; Rom, Museo del Palazzo di Venezia; S:t Petersburg, Statliga Eremitaget; S:t Petersburg, Statliga Ryska Museet; Stockholm, Nationalmuseum; Stockholm, Kungliga Akademien fцr De Fria Konsterna; Stuttgart, Staatsgalerie; Vatikanstaten, Musei Vaticani. Данный перечень музеев приведен в каталоге: Sergel och hans romerska krets. Europeiska terrakottor 1760-1814. Nationalmuseum. Stockholm, 2004. S. 9.

7 Ганзен. П. Шведское искусство. - Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. XXXIX, СПб., 1903. С. 271

8 Популярная художественная энциклоредия//Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Т. II (М-Я). Кн. II. М., 1999. С. 226.

9 Тихомиров А. Искусство Швеции. - Всеобщая история искусств в шести томах. Т. IV. М., 1963. С. 461.

10 Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. XXIX, СПб., 1900. С. 645. Статья называется "Сергель", напечатана без указания автора.

11 Тихомиров А. Искусство Швеции. - Всеобщая история искусств в шести томах. Т. IV. М., 1963. С. 461.


 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:editor@rchgi.spb.ru