Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

С.Е. Ивлева
СТРАНЫ СКАНДИНАВИИ В РУССКИХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ИЗДАНИЯХ
ИЗ СОБРАНИЯ НИКОЛАЯ СОЛОВЬЕВА

Среди петербургских коллекционеров начала XX века Николай Васильевич Соловьев был личностью заметной и яркой. Известный книжный деятель, издатель журналов "Антиквар" и "Русский библиофил", владелец знаменитого книжного магазина, он с юных лет питал нежную любовь к странам Скандинавии. В его обширной библиотеке, собирать которую Соловьев начал еще в гимназические годы присутствовал, по свидетельствам современников, большой раздел, посвященный скандинавским странам. Книги о странах Северной Европы всегда присутствовали и в ассортименте его книжного магазина. Магазин Соловьева, благодаря неустанным заботам Николая Васильевича, был не просто известным торговым заведением, а явился, по сути, первым в Петербурге специальным магазином - клубом для коллекционеров иллюстрированных изданий и графики. В своей деятельности Соловьев пытался совместить страсть к коллекционированию с заботами книготорговца. И в его случае желание коммерческого успеха все же оказалось менее сильным, чем любовь к "изящным изданиям". В процессе комплектования книжного фонда своего магазина Соловьев первым среди петербургских букинистов начала XX века стал целенаправленно собирать редкие иллюстрированные издания разнообразной гуманитарной тематики. Но со многими из них, даже предназначенных к продаже, расстаться он не мог, оставлял для собственного собрания, основная часть которого располагалась в его же магазине.

О тематическом подборе книг, в том числе и о Скандинавии, сообщали каталоги "Антикварной книжной торговли Н.В. Соловьева", известные каждому петербургскому коллекционеру и библиофилу. Хотя книги о Скандинавии, в том числе и издания иллюстрированные, составляли не основную часть от общего ассортимента, но, судя по каталогам "Антикварной книжной торговли Н.В. Соловьева", присутствовали они в магазине постоянно и давали возможность заинтересованному покупателю - коллекционеру приобретать разнообразные издания о странах Северной Европы.

Николай Васильевич Соловьев (1877-1915), по отзывам современников "самый образованнейший и даровитейший из всех русских книжников старого и нового времени"1, родился в Петербурге 11(24) февраля 1877 г. Его отец, Василий Ионович Соловьев, был владельцем многих фруктовых и бакалейных магазинов, знаменитого "соловьевского" гастронома на Невском проспекте, ресторанов, винных складов и двух гостиниц. Не стесненный в средствах, он дал сыну великолепное образование. Младший Соловьев окончил Анненшуле (мужскую гимназию при Лютеранской церкви святой Анны) и юридический факультет Петербургского университета. С юных лет Соловьев начал собирать собственную библиотеку, отдавая предпочтение книгам по библиографии и истории, иллюстрированным изданиям о России и Скандинавии. К моменту окончания Университета2 его книжное собрание было уже весьма значительным и являлось предметом гордости владельца. Издания о Финляндии из собственного собрания использовал Соловьев для написания первой статьи "Еще о Финляндии". В 1898 г. он обратился к Сергею Николаевичу Шубинскому, редактору популярного журнала "Исторический вестник", с просьбой "если найдется возможность, просмотрев, поместить ее [статью о Финляндии - С.И.] в Вашем уважаемом журнале"3.

Продолжил свое образование Николай Соловьев, путешествуя по Европе, где посетил знаменитые университетские центры Германии и Сорбонну. Он изучал опыт работы европейских антикварных книжных магазинов, знакомился с собраниями крупных зарубежных библиотек. После почти двухлетнего отсутствия, в 1901 г. Соловьева вернулся в Петербург, и его интересы оказались всецело сосредоточены на вопросах коллекционирования книг и графики. Он завязал знакомства с петербургскими букинистами В.И. Клочковым и П.П. Шибановым, коллекционером графики Н.К. Синягиным, активно пополнял библиотеку, приобретал редкие иллюстрированные издания. Устремления Николая Соловьева развивались далеко от семейного бизнеса, а Соловьев - старший желал видеть сына продолжателем фамильного дела и доверил Николаю Васильевичу руководство одной из своих гостиниц - "Большой Северной"4. Управление гостиницей мало интересовало молодого Соловьева и отец, разгневанный его небрежением к порученному делу, лишил сына материальной поддержки. Проявив твердость характера, в том же 1901 г. без помощи родных, на собственные средства Соловьев открыл в доме 11 по Симеоновской улице небольшую книжную лавку и положил в основу предприятия собственную библиотеку с ее скандинавским разделом.

Первое время в книжном мире он был фигурой скромной, но очень скоро прекрасное образование, знакомство с европейской антикварной торговлей, личный опыт коллекционера сделали Соловьева известным среди петербургских собирателей и книгопродавцев. Его магазин стал заметным явлением в книжном мире Петербурга, прежде всего потому, что Соловьев изначально определил ему необычные для книготоргового заведения задачи. Он задумал создать первый в своем роде магазин - собрание, магазин - коллекцию редких иллюстрированных книг, роскошных "библиофильских" изданий, гравюр и рукописей, место, где эти издания можно было не только купить, но изучить, просмотреть, сравнить с другими экземплярами и с экземплярами его личного собрания. В своей деятельности Соловьев стал ориентироваться, прежде всего, на особый слой собирателей - коллекционеров, знатоков книг и графики, а не просто любителей старины.

Популярность магазина поддерживали известные у собирателей-книжников "Каталоги книг антикварной книжной торговли Н.В. Соловьева". Их владелец заведения начал выпускать практически одновременно с началом своей книготорговли. Первые соловьевские каталоги были похожи по содержанию на подобные издания других книгопродавцев. Книги, предназначенные к продаже, традиционно располагались в алфавитном порядке авторов с указанием цены издания. По внешнему виду, от каталогов других букинистов "Каталоги книг Соловьева" отличались только обложками, выполненными более изящно. По воспоминаниям коллег, в "Каталоги" за 1901 - 1902 гг. вошла практически вся личная библиотека Соловьева и находившиеся в ней издания о Северной Европе5. В соловьевских "Каталогах" были представлены издания, которые мог купить, или просмотреть в магазине любознательный читатель, интересующийся Скандинавией. Так в нескольких номерах были обозначены работы популярного в России немецкого географа Фридриха фон Гельвальда, в том числе его известный четырехтомник "Земля и ее народы" (СПб.: 1878) со множеством иллюстраций. В томе 3-м - "Живописная Европа" были замечательные главы, посвященные Скандинавии ее природе и описанию основных черт характера скандинавских народов, что, как соседям, было интересно русским читателям. "Скандинава воспитало море, которое он называет своей второй родиной, считая первой - "великий Север". С гордостью вспоминает он своих викингов <…>, чтит память старинных морских королей, на могилах коих еще и теперь часто стоят надгробные камни с руническими эпитафиями…"6. Главы были снабжены иллюстрациями-вклейками с видами Швеции и Норвегии. Сочинения Гельвальда несколько раз попадали в "Каталоги" и после их краткой аннотации неизменно значилось - "уже распродано".

Значительную часть "скандинавских" книг, обозначенных в первых номерах "Каталогов", составили сочинения о Финляндии, "любимом предмете собирательства" Соловьева. Это были сочинения исторические, статистические, географические, книги о политическом устройстве и повседневной жизни Финляндии. Значительная часть этих работ входила в первый выпуск указателя М.Бородкина7. Среди изданий, находившихся в магазине у Соловьева и указанных в его "Каталогах" обращала внимание одна из первых работ академика Якова Грота: "Переезды по Финляндии от Ладожского озера до реки Торнео" (СПб.: 1847) и его же книги-оттиски "Знакомство с Рунебергом", "Гельсингфорс", "Записки о путешествии в Швецию и Норвегию" с пометками о них: "встречаются редко" и "уже продано". Скромно изданные отдельные оттиски из журнала "Современник" и "Приложений к запискам Императорской Академии наук" были, видимо, особо любимы Соловьевым и через несколько лет появились опять уже в роскошных тематических "Каталогах" его магазина с пометкой - "встречаются редко". Несомненно, любопытному читателю, купившему в магазине Соловьева редкую книгу - оттиск Я.Грота "Гельсингфорс", интересно было сравнить взгляд академика на финскую столицу почти полувековой давности с собственными современными впечатлениями.

Про Гельсингфорс 1840 г. Грот писал: "Гельсингфорс красавец, но красавец еще развивающийся, полудикий, исполненный противоположностей и страшно поражающей путешественника, особенно Петербургского жителя, вокруг которого все так правильно, стройно, гладко. Напротив, в Гельсингфорсе рядом с приветливым искусством видишь природу мрачную и грозную"8.

В "Каталогах" за 1902 г. значились: издание "Калевалы" (СПб.:1889) и сочинение знаменитого норвежского полярного путешественника Фритьофа Нансена "В стране льда и ночи. В 2-х частях со множеством иллюстраций. Переведено с норвежского действительным членом Русского географического общества Филипповым". (СПб.: 1897-1898). Про книгу Нансена в "Каталоге" №12 сообщалось: "имеется в нескольких экземплярах", "чрезвычайно интересна для юношества".

Отец Соловьева, видя, что сын смог справиться без его поддержки, и в дальнейшем, полон решимости заниматься только любимым делом, "признал в нем деловые качества, примерился и предоставил неограниченные кредиты"9.

В жизни Николая Соловьева наступил новый этап.

В начале 1903 г. он перебрался с Семеоновской улицы на "улицу букинистов" - Литейный проспект в дом 51. Коллега-букинист Павел Шибанов вспоминал, что Соловьев "отделывает с небывалой дотоле в Петербурге роскошью магазин в стиле empire [ампир], устанавливает с большим вкусом великолепные витрины, издает превосходные по внешности каталоги"10. Теперь основной задачей Соловьева стало пополнение магазина изданиями исключительно редкими, преимущественно иллюстрированными. Издания по скандинавской тематике Соловьев стал подбирать также, руководствуясь этими принципами, и явное предпочтение отдавал иллюстрированным изданиям. Так в нескольких "Каталогах" за 1903 г. значились великолепно иллюстрированные книги врача-антрополога и известного путешественника Александра Васильевича Елисеева: "Путешествие по Скандинавии и Лапландии" (М.: 1886) и, как сообщалось в "Каталоге" № 16 "особо роскошное, богато иллюстрированное издание" "По белу-свету. Очерки и картины из путешествий по трем частям Старого Света" (СПб.: 1894) с иллюстрациями художников Н.Н.Каразина, Д.Д.Кившенко, Н.С.Самокиша, Е.Б.Самокиш-Судковской и других. Первые шесть глав книги были посвящены нескольким путешествиям по разным частям Финляндии, описанию антропологических и этнографических особенностей ее жителей. К разряду "великолепно иллюстрированных изданий" были отнесены и "Путевые заметки о севере России и Норвегии" (СПб.: 1888) академика архитектуры Владимира Васильевича Суслова. Путешествие "через Швецию и Норвегию" было предпринято им по поручению Императорской Академии художеств "дабы ознакомиться с древним искусством соседней страны и получить ясное представление, по сколько оно имело отношение к нашему северному искусству"11. Почти каждая страница книги была оформлена изящными видовыми рисунками самого Суслова, выполненными во время "Северного вояжа". Как "издание иллюстрированное, особого качества" было обозначено в "Каталоге " №60 за 1906 г. сочинение Константина Случевского "По северо-западу России", изданное А.Ф.Марксом. Многочисленные иллюстрации сопровождали каждую главу книги, в том числе и главы о самоедах и лопарях - жителях русского Севера.

Расширяя собирательскую деятельность и пользуясь широкой денежной поддержкой отца, Соловьев в 1903-1908 гг. удачно приобрел несколько ценных библиотек: графа Алексея Ивановича Демидова (книги XVIII века), историографа Михаила Пыляева, профессора Помяловского, историка С.С. Татищева и некоторые другие. Соловьев, предоставив часть экземпляров этих собраний Публичной библиотеки и библиотеки Ватикана, получил звание почетного комиссионера этих учреждений. Это еще больше расширило коллекционерские контакты Соловьева.

Новой идеей, всецело поглотившей его, стало издание книжных каталогов нового типа. По замыслу Николая Васильевича каталоги эти должны были стать не просто перечнем книг, а по образцу западноевропейских антикварных каталогов приобрели бы характер библиографических справочников. Актуальность и своевременность их выпуска для Соловьева была очевидна. В журнале "Старые годы" за 1908 г. он писал: "превосходно составленные систематические каталоги европейских книгопродавцев являются ценным вкладом во всемирную библиографию и представляют собой незаменимое пособие при всех научных и литературных работах. Полное отсутствие у нас таких каталогов, взамен которых издаются бестолковые книжные прейскуранты,<…> лишает наше антикварное книжное дело серьезного значения и обращает его в ненужную роскошь, в торговлю дорогими игрушками для богатых маньяков".12 С начала 1909 г. подобного типа богато иллюстрированные каталоги Соловьев начал выпускать регулярно. Многие из них стали первыми в России тематическими книжными каталогами редких иллюстрированных изданий: № 100 (1910) "Редкая книга. Искусство, археология, архитектура, художественные издания", № 105 (1910) "Редкая книга", №114 "Искусство, архитектура, костюм". Даже при столь широких и разнообразных интересах Соловьев не забросил "скандинавское" направление. В его роскошных тематических каталогах-справочниках постоянно присутствовали книги о Скандинавии. Чаще всего они значились в разделах "Иностранцы о России" (книги о Финляндии и пограничных областях русского Севера) или "Живописные путешествия. Страны и народы". Пометки: "редкая", "большая редкость", "редчайшее издание" чаще всего сопровождали их.

С января 1911 г. Соловьев начал издавать журнал "Русский библиофил". Этот журнал, каждый номер которого был полон возвышенной любви к изящной книге, стал центром изучения русских иллюстрированных изданий. Многие редкие книги, упомянутые в "Русском библиофиле" значились и в "Каталогах книг Соловьева", их можно было увидеть, изучить и купить в его магазине.

В общей сложности под маркой магазина Соловьева вышло 145 каталогов и тематических, и именных. Последний, №145, вышел в конце 1915 г., уже после скоропостижной смерти Николая Васильевича от простуды в августе 1915 г. В этом каталоге, как последний привет от столь дорогой Соловьеву Скандинавии, значилась книга Фадея Булгарина "Летняя прогулка по Финляндии и Швеции в 2-х частях" (СПб.: 1839) с большим литографированным видом Стокгольма в первой части и очаровательными видовыми концовками-политипажами в части второй.

1 Шибанов П.П. Антикварная книжная торговля в России // Книжная торговля. М., - .Л.: 1925. С. 231.

2 Николай Соловьев получил выпускное свидетельство в 1899 году. См.: Годичный акт. Отчет о состоянии и деятельности Императрского С-Петербургского Университета за 1899 г. СПб., 1900. Приложение III. Список лиц, получивших выпускное свидетельство в 1899 году. Юридический факультет. № 307. С. 130.

3 Соловьев Н.В. Письмо к С.Н. Шубинскому от 9 февраля 1898. Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (далее: ОР РНБ). Ф.874 (С.Н.Шубинский). Д.74. Л. 271.

4 В настоящее время - центральное здание гостиницы "Октябрьская" (Невский проспект дом 118).

5 Шибанов П.П. Антикварная книжная торговля в России.С. 231.

6 Гельвальд Ф. Земля и ее народы. Том 3 "Живописная Европа". СПб., 1878. С.233.

7 Бородкин М. Финляндия в русской печати. Материалы для библиографического указателя книг и статей о Финляндии. Выпуск I. (А - Е). СПб., 1899. Второе издание труда М. Бородкина (СПб.: 1902) тоже продавалось у Соловьева, о чем многократно указывалось в "Каталогах" за разные годы.

8 Грот Я.К. Гельсингфорс. Отдельный оттиск из журнала "Современник" 1840. Т. XVIII. С. 2.

9 Шибанов П.П. Антикварная книжная торговля в России. С. 232.

10 Там же.

11 Суслов В.В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. СПб., 1888. С.6.

12 Соловьев Н.В. Цена на книги и книжная торговля // Старые годы. 1908. № 1. С. 51.

 

 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:[email protected]