Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

В.Н.Фридкин
СОТРУДНИЧЕСТВО СССР И ФИНЛЯНДИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В 1948 - 1991 ГГ.

Большое значение СССР и Финляндия придавали укреплению мира и стабильности в Северной Европе, где в непосредственной близости от границ двух стран проходит северный фланг Североатлантического военного блока. Уже У.К. Кекконен в 1952 г., серьезно задумываясь над этой проблемой, высказал мысль о превращении Северной Европы в нейтральную зону, но эта идея президента Финляндии не нашла поддержки со стороны правительств других северных стран. В последующие годы У.Кекконен неоднократно возвращался к своему предложению, предупреждая, что странам Северной Европы не удастся остаться в стороне, если ядерное оружие будет применено в Европе. Так, в 1963 г. он призвал северные государства взять на себя обязательства путем региональных соглашений не производить и не размещать на своей территории ядерное оружие, отметив, что "северные страны фактически образуют зону, свободную от ядерного оружия".1

Ещё одной важной инициативой Финляндии по укреплению безопасности было сделанное ею в 1965 г. предложение заключить между Финляндией и Норвегией договор об обеспечении мира и на их границе и в случае международного конфликта.2 В 1978 г. финляндский президент развил идею создания безъядерной зоны в районе Северной Европы: "Закрепление фактически безъядерного статуса Северной Европы - центральный вопрос политики безопасности Финляндии", - заявил он.3 В мае 1978 г. президент Финляндии У.К.Кекконен выступил с новой инициативой, направленной на обеспечение мира в районе европейского Севера. Произнося речь в Стокгольмском внешнеполитическом институте, он отметил, что "в условиях, когда переговоры по вопросам разоружения затягиваются, а развитие военной техники увеличивают опасность ядерного конфликта в Северной Европе, странам Севера следовало бы ради собственных интересов начать между собой, а также всем вместе с соответствующими великими державами переговоры о контроле над вооружениями".4 Целью таких переговоров должно быть создание отдельной договорной системы, касающейся Севера Европы, которая изолировала бы в максимальной степени северные страны в целом от влияния ядерной стратегии вообще и в особенности новой атомной военной техники.

Отправным пунктом для подготовки такого соглашения, по мнению президента Финляндии, могла служить идея о создании безъядерной зоны на Севере Европы, высказанная им в 1963 г. Советский Союз не только поддерживал идею безъядерного Севера, но постоянно выражал желание способствовать созданию условий для её осуществления, готовность внести свой конкретный вклад в упрочение безопасности и стабильности на Севере Европы, в сохранении этого района вне сферы напряжённости и военных конфликтов.5 Но при этом подчёркивалось, что территория СССР не может быть включена в безъядерную зону или в так называемый "пояс безопасности". "Было бы неверным поднимать вопрос об ограничении военной активности какой-либо одной ядерной державы, - писал заместитель министра иностранных дел СССР Ю.Дерябин, - просто потому, что она граничит с безъядерной зоной".6 В одном из интервью, данным редакторам финских газет, ГенСек ЦК КПСС Л.И.Брежнев между тем подчеркнул, что "СССР не исключает возможности рассмотрения вопроса и о некоторых других мерах применительно к нашей собственной территории в районе, примыкающем к безъядерной зоне на Севере Европы" и готов "обсудить этот вопрос с заинтересованными странами".7 Через несколько месяцев министр иностранных дел СССР А.Громыко заявил своему шведскому коллеге У.Ульстену, что северные страны не должны ждать более точного ответа от Советского Союза, пока они сами ещё не начали консультации по созданию безъядерной зоны.8 Тем самым советская сторона не желала создавать дополнительных трудностей в ходе возможных переговоров между представительствами северных стран.

Такая позиция СССР придала новые импульсы дискуссии в государствах Северной Европы о путях реализации идеи безъядерного Севера. На совещании министров иностранных дел северных стран в Копенгагене в сентябре 1981 г., где вопрос о безъядерной зоне впервые обсуждался официально, была достигнута договорённость о поддержании в этой связи постоянных контактов между ними.9 Однако инцидент с советской подводной лодкой в шведских территориальных водах в ноябре 1981 г. вынудил Швецию сильнее настаивать на включении в безъядерную зону всей акватории Балтийского моря.10 Это требование, в свою очередь, не соответствовало советской стратегии безопасности в Северной Европе, ключевую роль в котором играли Кольский полуостров и Балтийское море. В результате, инициатива Финляндии вновь не получила завершения, но идея создания безъядерной зоны как СССР, так и Финляндией по-прежнему считалась крайне необходимой.11

Новый импульс этой идее был дан во время официального визита в СССР президента Финляндской Республики М.Койвисто в 1983 г. В ходе обмена мнениями советский руководитель Ю.Андропов отметил, что "Советский Союз мог бы также обсудить с заинтересованными сторонами вопрос о придании безъядерного статуса акватории Балтийского моря".12 Официально вопрос о безъядерной зоне был обсужден в 1981 г. на совещании министров иностранных дел северных стран.13

Фундамент построения общеевропейского дома, основанного на принципах мирного сосуществования и сотрудничества, был заложен на совещании в Хельсинки в 1975 г. Курс на обеспечение безопасности государств Северной Европы продолжил и преемник У.Кекконена на посту президента Суоми М.Койвисто. В 1985 г. он ставил вопрос о необходимости запрещения крылатых ракет большой дальности, которые, по его мнению "создают особые проблемы северным странам".14 Позитивное отношение СССР к созданию на Севере Европы безъядерной зоны подтвердил Н.И. Рыжков в период своего визита в Финляндию 9 января 1987 г.15

В 1986 г. М.Койвисто вносит новое предложение о необходимости укрепления стабильности на европейском Севере, в частности в военно-морской области. В развитие этой мысли Финляндия внесла в Комиссию ООН по разоружению предложение по мерам доверия и ограничения военно-морской деятельности. Но остальные государства Скандинавии под нажимом США отвергли это предложение.16 Не оставалась в стороне и наша страна. СССР активно поддерживал Консультационный Совет Социалистического Интернационала по разоружению, в состав которого входило большое количество видных финских политических деятелей. Так, в его состав в 1980-е гг. входили такие представители как К.Сорса (председатель этого органа), П.Вяянянен, Л.Кангас, А.Росас, Р.Корхонен и другие.17 Эти деятели не раз встречались с советскими лидерами и обсуждали вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, обеспечение безопасности на планете в целом, и на Севере Европы в частности, внося соответственно свою лепту в дело поддержания мира и стабильности.

1 октября 1987 г. в Мурманске выступил М.С. Горбачев программой превращения Севера планеты в зону мира.18 Одновременно им предлагалось развивать широкое мирное сотрудничество (в военной, экономической, экологической и других сферах) на Севере, в его приполярных и полярных районах, установить прямые контакты между людьми.19 Финляндская сторона приветствовала эти предложения. М.Койвисто считал, что "налаживание подобного сотрудничества способствует укреплению стабильности и доверия на Севере" и является "долгосрочной целью политики безопасности Финляндии".20

12 февраля 1988 г. было опубликовано и передано обращение советского правительства к парламентариям северных стран (в том числе Финляндии) об устранении ядерной опасности, стремлении перевести обсуждение этого вопроса из сферы дискуссий в практическую плоскость.21 С советской строны подчеркивалось, что СССР выработал и придерживается оборонной доктрины.22

Из приведённых примеров может показаться, что финляндские руководители действовали исключительно в интересах Советского Союза и против западной ядерной стратегии. Советские авторы утверждали, что поддержка Финляндией многих предложений и инициатив СССР показывает убеждённость финского народа в "благородстве и конструктивности внешнеполитической линии Советског о Союза в современном мире".23 На наш взгляд, активность Финляндии в различных международных организациях давала возможность выражать именно своё видение проблем безопасности, которое во многом разделялось и другими нейтральными и неприсоединившимися странами. Так, например, точка зрения Финляндии в отношении обязательств СССР не применять первым ядерного оружия была позицией, уже ранее одобренной Швецией. Верная избранной линии содействия разрядке международной напряжённости, Финляндия поддержала все инициативы, имевшие целью ограничение распространения ядерного оружия и его запрещение.

Необходимо отметить, что в вопросах поддержания мира и стабильности между Финляндией и СССР в 1950-1980-е гг. не было разногласий, поскольку Финляндия традиционно придерживалась политики нейтралитета и неприсоединения, а Советский Союз старался поддерживать в международном сообществе реноме миротворца, тем более, что в годы Перестройки отношения нашей страны со многими государствами улучшились.24

1 Носков А.М. Северная Европа в военных планах милитаризма: исторический очерк. М., 1987. С.119.

2 Фёдоров В. Финляндия сегодня. М., 1990. С. 48.

3 Кекконен У.К. Финляндия: путь к миру, добрососедству. Статьи, речи, письма. 1943-1978 гг. М., 1979. С.279.

4 Там же. С. 272-282.

5 См.: Борьба СССР против ядерной опасности, гонки вооружений, за разоружение: Документы и материалы. М., 1987; Советский Союз в борьбе за разоружение. Сборник документов. М., 1977; Советско-финляндские отношения, 1948-1983:Договор 1948 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в действии. Документы и материалы. М., 1983; Finnish disarmament policy. Ministry of foreign affairs. Hels., 1983.

6 Yearbook of finnish foreign policy. Finnish institute of international affairs. Hels., 1978. P. 30.

7 См.: Новое время. 1981. №41. С. 6.

8 См.: Helsingin Sanomat. 1981. 26 9.

9 Фёдоров В. Финляндия сегодня. М., 1990. С. 43-51.

10 См.: Helsingin Sanomat. 1981. 18.3.

11 Правда. 1982. 12 дек.

12 Правда. 1983. 7 июня.

13 Фёдоров В. Советский Союз и Финляндия: Добрососедство и сотрудничество. М., 1988. С. 104.

14 Комиссаров Ю.Д. Безопасность и сотрудничество: опыт Европейского Севера. М., 1989. С.19.

15 Носков А.М. Северная Европа в военных планах милитаризма. С.120.

16 Комиссаров Ю.Д. Безопасность и сотрудничество: опыт Европейского Севера. С.28-29.

17 За мир и безопасность народов: документы внешней политики СССР. 1988 год: В 2-х кн. Кн.1. М-, 1990. С. 106 -107.

18 Комиссаров Ю.Д. Безопасность и сотрудничество: опыт Европейского Севера. С.32.

19 Международная жизнь. 1987. № 12. С.99-100.

20 Койвисто М. Взгляд на мир. М., 1992. С.76.

21 Правда. 1988. 14 февр.

22 Мир не должен упустить реального шанса. М., 1990. С. 8-9.

23 Смирнов В. По пути добрососедства. Тампере, 1983. С. 22.

24 См.: Iivonen J. Venдjдn mureneva sotilasmahti // Ulkopolitiikka. 1999. N3. S.154-155.

 


.


 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:editor@rchgi.spb.ru