Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

A.И. Фокин
ЛЕНИНГРАД - ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНЫХ АРКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В 1920 - 1930-Е ГГ.

Освоение арктических просторов издавна будоражило воображение европейских народов, но только жители северных стран в полной мере осознавали все трудности и опасность путешествий в полярной области. Это объединяло их в повседневной практической и научно-исследовательской деятельности и в тоже время порождало дух конкуренции в борьбе за приоритеты в продвижении к северному полюсу и его достижение. Длительное время покорение арктических широт было уделом бесстрашных и решительных одиночек-энтузиастов, которые вызывали всеобщий восторг и ажиотаж. Платой за популярность была собственная жизнь арктических исследователей. Первая мировая война заставила обратить внимание на морские коммуникации в Арктике. Потребности в обеспечении надежных метеорологических прогнозов, вызванные развитием регулярных авиационных сообщений, а так же необходимость вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых арктических территорий, - все это определило бурное развитие исследований в Арктике в 20 - 30-е гг.

Особое значение исследования в Арктике имели для СССР, стремившегося к хозяйственному освоения Заполярья и прокладке для этого северного морского пути. Масштабы подобных исследований требовали длительной и целенаправленной деятельности, которая обеспечивала хорошую организацию, последовательность и междисциплинарность исследований. Возникала потребность не в героях-одиночках, а в научных коллективах, которые могли быть хорошо оснащены исследовательским инструментарием, разнообразными транспортными средствами самого высокого класса и снабжением на индустриальном уровне. Арктическая экспедиция, сопровождающие ее исследования превращались в крупное предприятие, требовавшее серьезного финансирования, которое не могли обеспечить отдельные фирмы и крупные меценаты. Требовалась концентрация ресурсов на государственном уровне.

В этих условиях традиционные центры арктических исследований в Скандинавских странах оказались не способны удовлетворить потребности в данной работе. Научно-исследовательская деятельность в соответствующих географических областях и отраслях знаний стала развиваться в тех странах, которые могли обеспечить кадровым потенциалом комплексность исследований и финансирование широкомасштабных и технически сложных проектов. Во второй половине 20-х гг. центр арктических исследований перемешается в Италию и Германию, которые привлекают для исследований в Арктике дирижабли, ведут активную аэрофотосъемку приполярных областей и побережья арктических морей. Военная подоплека подобных исследований была очевидна уже для современников, но все же иностранные правительства предоставляли немецким ученым возможность для работы на территории государств Баренц-Арктического региона в расчете на то, что они предоставят необходимые сведения для использования в хозяйственном освоении этих районов мира. К тому же итальянская и немецкая стороны соглашались координировать деятельность ученых из приполярных стран. Самостоятельные исследования вели ученые США и Канады. Так международный центр исследований в евроазиатском секторе Арктики переместился с Северной Европы в континентальные страны во второй половине 20-х гг.

Россия традиционно проявляла естественную хозяйственную и научно-исследовательскую активность в зоне арктических морей. Однако до начала индустриализации ее интерес носил локальный характер. Индустриализация в СССР вызвала потребность не только в масштабных исследованиях Арктики, но предоставила новые технические возможности исследования региона. Отечественная наука смогла обеспечить исследования специалистами различных отраслей знаний на мировом уровне.

Первым актом международного сотрудничества стран Северной Европы явилась инициатива Ф. Нансена 1921 г., когда были установлены контакты советских и норвежских полярников на Шпицбергене.1 Свой вклад в организацию международного научного сотрудничества на просторах Арктики внесли общества дружбы с СССР в странах Северной Европы. Норвежское общество культурных с СССР организовало сотрудничество с Академией наук Норвегии (ее президент был членом общества) с другими академическими и университетскими центрами, крупными издательствами и журналами Норвегии.2 В работе "Общества для поощрения культурных и научных связей между Швецией и Советским Союзом" активное участие принял исследователь Арктики проф. Альман и др. С большим интересом следила общественность Швеции за советской экспедицией на Северный полюс, другими достижениями Советского общества.

Широкий отклик у международной научной общественности получили исследования советских географов. В то время географические и этнографические экспедиции сохраняли для общественности романтическую окраску, а их открытия - оттенок сенсации для прессы. Всеобщее внимание привлекло участие ледокола "Красин" в спасении экспедиции итальянца Э. Нобиле в Арктике, весь мир был взволнован мужеством членов экспедиции О.Ю. Шмидта на пароходе "Челюскин" и широкомасштабной операцией по их спасению, в которой приняли участие не только советские летчики, но и авиаторы с Аляски. Наконец, организация дрейфующей станции "СССР-1" с использованием авиации дальнего действия - все это создало нашей стране славу крупнейшей арктической державы.

Укреплению авторитета советских географов способствовало их участие в международном сотрудничестве. В 1933 г. в рамках проведения Международного полярного года (1932 - 1933 г.) была осуществлена программа исследований, включавшая наблюдения атмосферного электричества и радиоактивности, океанографические, метеорологические, аэрологические работы, горные исследования. Научные работы были проведены на прибрежных станциях и в 15 морских экспедициях. Впервые ледокол "Сибиряков" за одну навигацию прошел Северный морской путь. Правда, из-за мирового экономического кризиса часть плана, которую должны были осуществить западные страны, не была выполнена.3 С 1933 г. Ледниковая комиссия Географического общества СССР включается в работу Международной ледниковой комиссии, объединявшей исследователей Арктики и Антарктики.4 Более того, СССР становится одним из крупных международных научных центров в этой области. После закрытия в Германии международного журнала "Арктика" с августа 1933 г. издание было возобновлено на русском, английском и немецком языках Арктическим институтом в Ленинграде.5

Активное участие советские ученые приняли и в работе Международного географического конгресса, состоявшегося 23-31 августа 1934 г. в Варшаве. В президиум конгресса был избран О.Ю. Шмидт, его участниками стали Ю.М. Шокальский, Н.Н. Баранский и В.Е. Мотылев. Советские участники выступили с 10 докладами, ряд сообщений был распространен среди участников конгресса. На пленарном заседании О.Ю. Шмидт сделал доклад "Исследования Арктики в СССР", был показан кинофильм "Челюскинцы", который затем шел на экранах варшавских кинотеатров для широкой публики. Параллельно с конгрессом действовала Международная картографическая выставка. Советская экспозиция оказалась самой интересной и пользовалась широкой популярностью.6

В 1936 г. АН СССР стала членом Международного геодезического и географического союза. Советские ученые стали организаторами ряда международных научных объединений, принимали активное участие в формировании перспективных направлений научных исследований в координации научно-исследовательской деятельности представителей науки разных стран. Подготовка к международному конгрессу геологов в СССР началась в ноябре 1933 г. Весной 1935 г. Геологическая ассоциация при президиуме АН СССР создала оргбюро, которое при поддержке ЦИК СССР вело подготовительную работу, предопределившую успех XVII Международного геологического конгресса (Москва, июль 1937 г.). В его работе приняли участие около 400 делегатов из 50 стран, в том числе ученые из Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.7 Не смогли приехать в Москву немецкие и итальянские представители: их поездки были запрещены на правительственном уровне. Участники конгресса познакомились с научными исследованиями в Карелии, на Кольском полуострове и на Новой Земле.8

К концу 30-х гг. наметилось резкое сокращение масштабов международного научного сотрудничества, стала сказываться милитаризация научной деятельность, возрос уровень закрытости научных разработок. Но и в условиях сокращения международного сотрудничества признанием достижений отечественной науки со стороны мировой научной общественности являлось избрание членами зарубежных научных объединений ученых из СССР. К концу 30-х годов во многих отраслях естествознания СССР добился передовых позиций. Широкую известность получили работы в различных областях научных исследований, в том числе географии, геологии, метеорологии, исследования в стратосфере и в Арктике. Активное участие советских ученых в международном сотрудничестве позволяло четко определить перспективные направления деятельности и сконцентрировать на них свои усилия.

1 Романовский С.К. Международные культурные и научные связи СССР. М., 1966. С. 27.

2 Архив Российской Академии Наук (далее: АРАН). Ф. 2. Оп. 2. Д. 186. Л. 1-7

3 См.: Зубов Н.Н., Козицкий Н.И. Участие Советского Союза в проведении II Международного полярного года (1932 - 1933 гг.). М., 1959.

4 АРАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 22. Л. 9.

5 Известия. 1933. 12 авг.

6 Документы внешней политики. Т. 17. М., 1971. С. 765; Известия. 1934. 25 и 28 авг., 2 сент.; Государственный архив Российской Федерации. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 882. Л. 1.

7 Документы внешней политики СССР. Т. 18. М., 1973. С. 637, 642.

8 Санкт-Петербургское отделение АРАН. Ф. 265. Оп. 3. Д. 121. Л. 2.

 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:[email protected]