Ю.Г.Дунаева

Петербургский союзный договор между Россией и Швецией и Балтийский вопрос

В 1810 г. Франция и Россия разыгрывали «шведскую карту». Наполеон потерпел дипломатический провал: его неудачей стал союзный договор между Россией и Швецией 1812 г. Позднее, на острове Святой Елены, Наполеон с горечью признавал, что наполовину проиграл войну 1812 г. еще до ее начала.
Вначале казалось, что перевес сил на стороне Франции: после того, как потеряли независимость три ганзейских города Гамбург, Бремен и Любек, Франция стала балтийской державой. Российское правительство опасалось, что территория Швеции может быть использована Наполеоном как плацдарм для нападения на Россию. При назначении А.К.Бруна российским консулом в Гетеборг он получил инструкции наблюдать за французскими складами в городе и информировать правительство о накапливании на них стратегических запасов, военного снаряжения и создании арсеналов. Наполеон стал презрительно и высокомерно говорить с Россией. 15 августа 1811 г. на официальном приеме он угрожал графу Куракину: «Вы рассчитываете на союзников? Где же они?...Не Швеция ли? - Она вспомнит, что, отняв у нее Финляндию, вы наполовину разрушили ее. Такие обиды не забываются. Весь континент будет против вас!»
Угрозы Наполеона были направлены и в адрес Швеции. Франция считала, что шведское правительство нарушает Парижский договор 6.01.1810 г. и поддерживает тайные отношения с Англией. Об этом Наполеон неоднократно жаловался российским дипломатам, в частности, русскому резиденту в Париже А.И.Чернышеву, и писал в личных посланиях Александру I. 13 ноября 1810 г. посланник Франции в Стокгольме Альке в официальной ноте, переданной министру иностранных дел Л.Эгстрему от имени Наполеона, сделал серьезные представления шведскому правительству, обвинив в нарушении Парижского мирного договора, и потребовал объявления войны Англии не позднее 17 ноября 1810 г. Отказ означал новую войну с Францией.
Швеция оказалась в безвыходном положении. В любом случае ей грозила война, необходимо было выбирать союзников. В этой ситуации огромную роль играла Россия, армия которой находилась в непосредственной близости от границ Швеции. Военная кампания 1808-1809 гг. показала, что русские войска отлично подготовлены и значительно превосходят шведскую армию, и поэтому могут достаточно быстро оказаться вблизи шведской столицы. Важным фактором было приглашение в конце 1810 г. на шведский престол бывшего французского маршала Бернадота. Еще в 1806 г., воюя во французской армии, он очень мягко обошелся с пленными шведами - он их отпустил. Это создало ему большую популярность в Швеции, но вызвало скандал с императором Наполеоном, В 1810 г., после ухода в отставку, Бернадот был объявлен риксдагом наследником шведского престола (он стал основателем новой династии шведских королей, которая правит и сегодня).
Сложившуюся ситуацию российская сторона блестяще использовала в своих интересах. Александр I отдает распоряжение А.И.Чернышеву встретиться с Бернадотом и сообщить ему, что Россия не связана с кем-либо из союзников обязательством воевать против Швеции и “заинтересована в тесном сближении со Швецией”. На следующий день, 20 ноября 1810 г., Румянцев встречается с посланником Швеции в России Стедингом и заявляет, что после Финляндии Россия не имеет никаких претенций к Швеции. Если бы шведское правительство сблизилось с Россией теснее, чем с Францией, то Россия могла бы помочь избежать войны с Англией. Бернадот отлично понял цели России и стал использовать союз с ней в целях объединения Скандинавских стран. В декабре 1810 г. в беседе с русским резидентом Бернадот заявил, что “ни в ближайшем будущем, ни в перспективе она не собирается отвоевывать Финляндию”, но не против объединить свою страну с Норвегией. Получив принципиальное согласие на это объединение от Александра I, осенью 1811 г. Бернадот начинает вести в глубокой тайне переговоры об этом с Англией .
О тайных сношениях Швеции и Англии узнал Наполеон. В наказание за нарушение континентальной блокады 27 января 1812 г. французские войска вторглись в шведскую Померанию и оккупировали ее. Шведское имущество было конфисковано, солдаты и офицеры взяты в плен. Оккупация явилась официальным предлогом для переориентации шведской внешней политики. «Актеры» сбросили маски, союз Швеции и Франции распался де-факто. Официальная миссия во главе с Карлом Левенхельмом едет в Петербург в начале февраля 1812 г. и сообщает русскому правительству об отказе Швеции от континентальной блокады и установлении нейтральной позиции в отношении как Англии, так и Франции. Одновременно Левенхельм решал более важную задачу - он добивался от России помощи в присоединении к Швеции Норвегии. В писменной инструкции Левенхельму был изложен план совместных военных операций против Наполеона и давались советы относительно действий русской армии в предстоящей войне с Францией. Шведские планы о видах на Норвегию Бернадот изложил еще в декабре 1810 г. во время пребывания А.И.Чернышева в Стокгольме с поручениями царя.
Письма Бернадота Александру I находятся в Рщссийском государственном историческом архиве, в фонде графа И.Ф.Паскевича, генерал-фельдмаршала, члена Верховного уголовного суда над декабристами, наместника царства Польского. На русско-шведском союзе настаивал финский землевладелец, в прошлом шведский государственный деяетль, перешедший на русскую службу, граф Армфельт, часто беседовавший с Александром I.
Миссия Левенхельма в Петербург в феврале 1812 г. сложилась успешно. Уже 24 февраля Левенхельм написал в депеше о том, что русское правительство готово заключить со Швецией союз на предложенных ею условиях. Александр I всеми силами старался сгладить результаты недавней русско-шведской войны. «Забудем прошлое. – писал он, - Я находился тогда в ужасных обстоятельствах, и, клянусь честью, никогда не желал бы зла Швеции”. Царь выражал готовность признать права шведов на более богатую Норвегию (принадлежащую тогда захваченной Наполеоном Дании) в компенсацию за присоединение к России Финляндии.
В феврале 1812 г. в Петербурге было подписано тайное соглашение, по которому в обмен на признание прав Швеции на Норвегию сами шведы подтвердили права России на Финляндию и Аландские острова. Главнокомандующий армии в Финляндии П.К.Сухтелен направил 17(29) марта 1812 г. проект русско-шведского союзного договора, переданный ему из МИДа Швеции Л.Энгстремом. Согласно проекту, Россия должна гарантировать присоединение Норвегии к Швеции и предоставить ей две дивизии в 20 тыс. человек, которые объединятся со шведской армией в 30-35 тыс. человек, высадятся в Дании под общим командованием Бернадота. За потерю Норвегии предполагалось дать Дании в виде компенсации герцогство Ольденбургское земли между Голландией и Эльбой и предложить датскому правительству присоединиться к русско-шведскому союзу. После начала войны не континенте русские и шведские войска должны были высадиться в Германии. Россия и Швеция к тому же брали обязательство не складывать оружия без взаимного согласия. Проект предусматривал присоединение Англии к этому союзу и использование ее флота. Дополнительно Швеция предлагала свое посредничество в заключении мира с Турцией. Договор подписан П.К.Сухтеленом и Л.Энгстремом 28 марта (9 апреля) 1812 г. в Стокгольме.
В депеше от 24 марта (5 апреля) 1812 г. Н.П.Румянцев сообщил о подписании в тот же день в Петербурге им и шведским представителем Левенхельмом русско-шведского союзного договора. Договор от 28 марта(5 апреля) 1812 г., подписанный П.К.Сухтеленом в Стокгольме, терял силу .
Петербургский союзный договор между Россией и Швецией предусматривал обязательство обеих сторон высадить в Северной Германии экспедиционный корпус для ведения военных действий против Франции общей численностью 40-50 тыс.человек (из них 15-20 тыс. русских солдат). Русский император давал обязательство обеспечить присоединение Норвегии к Швеции или дипломатическим, или военным путем, включая использование и сухопутных, и морских вооруженных сил. Договор был составлен в двух экземплярах, оба на французском языке, копий не делалось. От России договор подписал государственный канцлер, министр иностранных дел, граф Н.П.Румянцев, от Швеции - королевский генерал-адъютант, полковник, посланник Швеции в Петербурге граф Карл Аксель Левенхельм . В России договор ратифицирован 30 марта 1812 г. в Петербурге, в Швеции - 17 мая 1812 г. в Эребру.
Так за спиной Наполеона был заключен союзный договор между Швецией и Россией, восстановлены дипломатические отношения между Россией и Англией (при посредничестве Бернадота). 18 июня 1812 г., еще до вторжения французских армий в Россию, был подписан англо-русский мирный договор. Россия отказалась от участия в континентальной блокаде, Англия пообещала оказать помощь России в войне с Наполеоном. Стороны провозгласили согласие и дружбу, принцип взаимного наибольшего благоприятствия в торговле. Так создалась шестая коалиция против Франции. Швеция, благодаря блестящей дипломатической политике Александра I и Бернадота, сохранила нейтралитет в 1812 г. и присоединилась к армии союзников, громивших Наполеона в 1813 г.