Доклад

Бернардино Вариско – один из забытых авторов «Логоса»


Р.Н. Дёмин: Как известно, итальянское издание Логоса стало выходить в Перудже под руководством Бернардино Вариско и Александро Бонуччи в феврале 1914 года. Затем, по прошествии двух лет, издание было прекращено. Возобновлено оно было в 1920 году под руководством Антонио Алиотты. Позже секретарями были Николо Аббаньяно, Клето Карбонаро и Микеле Федерико Шакка. В 1920-1925 в состав международного комитета при редакции входил Борис Валентинович Яковенко (1884-1949).

Есть итальянские философы (в том числе и упомянутый Вариско) и среди иностранных авторов русского «Логоса». Однако очевидно, что имена многих из перечисленных мало, что говорят современному российскому читателю. Например, о Вариско в отечественной литературе нет почти никаких упоминаний. Можно встретить одно упоминание в старой философской энциклопедии в статье об итальянской философии. В новой философской энциклопедии нет и одного упоминания, да и самой статьи об итальянской философии нет вообще. А ведь в свое время, наряду с Б. Кроче, Вариско был одной из крупнейших фигур итальянской философии.

Познакомимся немного поближе с этим забытым итальянским мыслителем.

Бернардино Вариско родился 20 апреля 1850 года в местечке Кьяри в провинции Брешии в Ломбардии, в Северной Италии. Кьяри (итал. Chiari) – коммуна, располагается в регионе Ломбардия и подчиняется административному центру Брешии. Население на 2008 год составляло 18 428 человек.

Отец Бернардино Карло был директором местной гимназии. Мать Юлия Бонателли, по одним источникам была дочерью итальянского философа Франческо Бонателли (1830-1911) автора книги «Мысль и познание» (1864), по другим сестрой этого философа. После смерти матери в 1864 году Вариско получил классическое образование в Национальном колледже в Турине. Закончил он свое образование, сначала учась в Падуанском университете, а затем в университете в Павии, который он закончил со степенью по математики. С 1874 по 1905 год он преподавал в школах и технических колледжах.

В 1874 году, он женился на Наталине Мюллер, которая, оставив ему двух дочерей, умерла в 1881 году. Дочерей звали Джулия Лаура и Мария. Из них только Джулия Лаура ненамного пережила отца: Мария умерла еще при его жизни в 1924 году в возрасте 45 лет. Спустя десять лет в 1934 умерла старшая дочь - Джулия.

В семидесятых и восьмидесятых годах девятнадцатого века Вариско опубликовал множество работ по математике, но только в начале девяностых вышла в свет его первая философская работа. Обширные научные знания, прежде всего математические, результат солидной подготовки и длительной педагогической практики выгодно отличали его работы от работ других. В 1901 году Вариско опубликовал книгу «Наука и мнения», за которую знаменитая Академия дей (деи) Линчеи присудила ему главную премию по философии.

Книга имела успех. Представитель т.н. академического прагматизма Джованни Вайлати (1863-1909) написал рецензию на эту книгу в последнем номере «Ривиста филозофика» за 1901 год. Известный историк итальянской философии Эудженио Гарин пишет, что он располагал экземпляром «Науки мнений», принадлежавшим знаменитому флорентийскому медику Банти, который, как замечает Гарин, как видно с интересом изучал книгу Вариско.

В 1906 году Вариско был назначен профессором теоретической философии в университет в Риме. Ранее там с 1871 года работал философ Луиджи Ферри( 1826 – 1895). В 1910 году в Милане вышла из печати работа Вариско I massimi problemi (Великие проблемы). Яковенко в книге первой Логоса за 1910 год написал рецензию на эту книгу. Как уже упоминалось, Вариско вместе с профессором Бонуччи из Перуджи был одним из редакторов итальянского издания «Логоса».

В 1911 году Вариско сотрудничал в «Идеа национале» Энрико Коррадини и под покровительством «Группы молодого националиста» опубликовал в 1913 году в Риме томик сочинение под названием «Родина». Напомню, что Энрико Коррадини наряду с Дэ Аннунцио, Маринетти, и Парето был одним из непосредственных вдохновителей итальянского фашизма.

Отмечают, что национализм Вариско даже не позволял ему в качестве авторитета упоминать Гегеля. Он предпочитал называть итальянских философов. Как пишет известный Эудженио Гарин: он предпочитал говорить скорее о Розмини, нежели о Гегеле. Университет в Риме, деканом которого в годы первой мировой войны был Вариско, являлся в то время оплотом националистов. Студенты смотрели на войну как на конфликт цивилизации с варварством немецких Гансов. В мае 1915 года Вариско опубликовал письмо в поддержку итальянской армии.

В 1914 году работа «Великие проблемы» вышла в Милане вторым изданием и в этом же 1914 году была переведена на английский язык и опубликована в Лондоне под названием The Great Problems. В книге 2-3 русского издания Логоса за 1911-1912 гг. была опубликована на русском языке работа Вариско «Субъект и действительность». С 105-114. В 1912 году в Милане вышла в свет работа Вариско Conosci te stesso (Познай самого себя). В 1915 году она была переведена на английский и напечатана в Лондоне Know Thyself., translated by Guglielmo Salvadori, London: Allen and Unwin, 1915.

На должности профессора теоретической философии в университете в Риме Вариско оставался до своей отставки в 1925 году. В этом году его почти двадцатилетняя университетская преподавательская деятельность завершилась. В апреле 1926 года Комитетом по национальным почестям ему была преподнесена медаль, на которой были выгравированы слова «Молчаливому строителю новой Италии». Слова, заставляющие задуматься, как пишет Э. Гарин. После своей отставки Вариско возвратился в Брешию. Но и после отставки Вариско пользовался широкой известностью, которая подкреплялась его частыми выступлениями. В 1928 году он был назначен национальным сенатором. Умер Вариско в возрасте 83 лет 21 октября 1933 года в родном городке. На его могиле воздвигнут бронзовый бюст.

Среди его ближайших учеников был философ Энрико Кастелли (представитель христианского экзистенциализма) и Винченцо Ченто. Стоит упомянуть, что Вариско был почетным президентом Итальянского философского общества. В 1931 году действительным президентом этого общества стал Франческо Орестано.

Наиболее крупными и значимыми работами итальянского мыслителя являются сочинения «Наука и мнения» 1901, «Величайшие проблемы» 1910 «Познай самого себя» 1912, и изданная посмертно в 1939 году под редакцией Энрико Кастелли и первого переводчика Гуссерля на итальянский Джулио Аллинея книга «От человека к Богу». По некоторым сведениям Джулио Аллиней, переводчик Гуссерля, М. Шелера, автор книг по оккультизму и монографии о Вариско является внуком мыслителя, о котором мы говорим. Говоря о творчестве Бернардино Вариско, следует учитывать, не только крупные произведения, но и его многочисленные статьи, на значение которых указывал философ Гвидо Калоджеро, автор монографии «Философия Бернардино Вариско». Надо также сказать, что Вариско уделял большое внимание педагогики и упомянуть собрание его педагогических сочинений под названием «Школа для жизни».

Работы о Вариско

Английская и итальянская википедии указывают следующие работы, посвященные Вариско: De Negri, E. La metafisica di Bernardino Varisco. Florence, 1929.

Chiapetta, L. La teodicea di Bernardino Varisco. Naples, 1938.

Драго П.К. Drago, P. C. La filosofia di Bernardino Varisco. Florence, 1944. Гарин с. 140.

Librizzi, C. Il pensiero di Bernardino Varisco. Padua, 1944; rev. ed., 1953.

К этому списку можно добавить Giulio Alliney “Bernardinj Varisco” Milano, 1943.

и монографию ГвидоКалоджеро «Философия Бернардино Вариско» Мессина-Флоренция, 1950.

И последнее имеющее отношение к биографии мыслителя. Одним из культурных центров Кьяри является (Библиотека Морселли галерея живописи Репосси). Центр обладаеь хорошей библиотекой. Книги, рукописи, архивы, содержащиеся в этом центре, представляют собой дары частных лиц и монастырских библиотек. Среди них около 3600 изданий и более чем 2000 писем поступили от философа Вариско.

Теперь о философии Вариско.

Cчитается, что Вариско пришел от позитивизма и эмпиризма к религиозному спиритизму. В связи с этим, обычно его творческую деятельность делят на две части: первый период- позитивистский, и второй период: путь от науки к метафизики, от человека к Богу, постепенная эволюция к теизму. Однако, некоторые (Эудженио Гарин в своей «Хронике итальянской философии XX века» пишет: «не раз спорили о том, был ли когда-либо Вариско позитивистом…) ставили под сомнение, был ли Вариско вообще правоверным позитивистом в свой т.н. позитивистский период. Эти споры возникали, несмотря на собственные заявления Вариско (например, в 1906 году при вступлении на кафедру), о том, что он позитивист. Любопытно отметить, что Б.В. Яковенко в своей статье « О положении и задачах философии в России», опубликованной в 1915 году в «Северных записках» перечисляя имена тех, кем в последние десятилетия в разных странах Запада был разбит позитивизм, упоминая Италию, называет имена Бенедето Кроче и Бернардино Вариско. Для него несомненно, что Вариско это философ, выступающий как критик позитивизма. Разумеется, утверждение, что Вариско не был позитивистом можно относительно легко доказать в зависимости от того, что понимается под позитивизмом . С точки зрения Вариско, философия с одной стороны, и естественные науки -с другой, это разные вещи. Различие для него заключается в том, что науки пользуются человеческим разумом, не исследуя его. Отсюда вывод о том, что логико-гносеологическая проблематика входит в компетенцию философа. Вариско, отстаивая положение, что «все, когда-либо созданные философии обладают ценностью лишь постольку, поскольку имеют прочный фундамент научного знания, и оказываются ложными, постольку, поскольку противоречат какому-либо научно проверенному понятию», критиковал ученых, берущихся решать философские вопросы, исследуя их только с узкой точки зрения своей специальности. Таким образом, по мнению Вариско, ученый считает, что он дает основанные на науке решения, принимая в расчет лишь часть науки. Необходимо, согласно Вариско, пользоваться в своих исследованиях, всеми научными знаниями. Однако подчеркивал философ, метафизика не выводится из синтеза научных знаний, но из теории знания

Позитивистский период в философском развитии мыслителя может быть датирован приблизительно 1891-1910 годами или 1891-1914.

Где-то, начиная с 1910 (чуть позже или чуть раньше) началась эволюция Вариско к теизму. Некоторые называют в качестве рубежа год выхода «Великих проблем».

Говоря об этом периоде, следует учитывать, что Вариско, даже признавая свой идеализм, не раз подтверждал и пытался оправдать также и свое положительное отношение к позитивизму. Осознав, что разделяемая им ранее механистическая концепция действительности в конечном итоге ведет к материализму Вариско, стал прослеживать в философии, основанной на естественных науках неизбежное тяготение к метафизике. При этом он оговаривался, что он лично никогда не приписывал механической концепции действительности значения окончательной метафизической истины.

Его поиски (в основе которых, по мнению, Гарина лежало желание оправдать веру, которая для него давала надежду на другой мир) неизбежно вели его к принятию в той или иной форме традиционного понятия Бога. Вариско писал: «Понятие всеобщего единства, однажды признанное включающим сознание, совпадает несмотря на его большую неопределенность с традиционным понятием Бога». Признавая всеобщую (но в разной степени) одушевленность, Вариско приходит к панпсихизму, схожему, как отмечают, с взглядами Уайтхеда (1861-1947), Ройса (1855-1916), Фехнера (1801-1887) или Пауля Габерлина (Haberlin) Пауль (1878—1960) - швейцарского философа, психолога и педагога. Или добавлю Циолковского (1857-1935).

Заканчивается путь Бернардино Вариско от позитивизма к теизму, опубликованной посмертно книгой «От человека к Богу». В ней он утверждает, что Бог так ограничивает себя своим творением, что человек может сотрудничать с Богом в творческой активности. Такой взгляд, по мнению Вариско, поддерживает религиозное отношение к жизни и особенно совместим с христианством. Его метафизические взгляды позднего периода характеризуют как плюралистическую форму философии духа схожую с взглядами Готфрида Вильгельма Лейбница и Рудольфа Германа Лотце.

Отмечают, также (например, Пассмор в своей книге «Сто лет философии») сильную схожесть между взглядами Вариско второго периода и философией британского философа Джеймса Уорда (1843-1925), в течение многих лет (с 1897-по март 1925) бывшего профессором Кембриджского университета. Это тот Уорд, которого критиковал Ленин в «Материализме и критицизме» и чьими студентами были Б. Рассел и Джордж Мур.

Напомню, что Уорд учился в Гёттингене и посещал лекции Рудольфа Германа Лотце. Лотце в то время был одним из влиятельных мыслителей и не только в Германии Вероятно, Уорд именно от Лотце и приобрел свое первое знание и высокую оценку философии Лейбница, монадологию которого он позже положил в основу своей метафизики. Оба (и Вариско, и Уорд) критиковали позитивизм, оба были сторонниками теизма, оба были персоналистами, сторонниками монадологии. Любопытно, еще несколько мелких совпадений. Во-первых, некоторые датируют начало второго периода Вариско 1910 годом. Книга же Уорда «Царство целей: плюрализм и теизм» (“The realm of ends or Pluralism and teism”N.-Y.- Camb. ), в которой он изложил свои взгляды, вышла в 1911 году. Кроме этого, можно обратить внимание на 1925 год – конец университетской преподавательской деятельности как Вариско, так и Уорда. Интересно, что крупнейший специалист по истории индийской мысли Сарвапалли Радхакришнан в своем произведении «Индийская философия» проводит параллель между взглядами на познание Вариско (Радхакришнан ссылается на перевод на английский язык книги Вариско «Познай себя») и взглядами представителя пурвы-мимансы Прабхакары, который полагал, что в каждом акте познания одновременно представлены познающий, познаваемое и познание. С. 350 т.2.

Очевидно, что в итальянской философии того времени не один Вариско совершил путь от позитивизма к идеализму. Можно указать, например, на философа Уго Спирито (1896-1979).

Очевидно также, что в истории философии, истории искусства, истории науки мы часто встречаемся с явлением как забвения одних фигур, так и возвращением из забвения других. В качестве примера первого можно указать на Николая Кузанского, античный неоплатонизм, пожалуй, можно говорить и о возвращении из забвения кембриджских неоплатоников, второй схоластики, примером второго явления может служить Гоббс, Джозеф Пристли и др.

Возможно ли возрождение интереса к философии Бернардино Вариско? Пожалуй, что да.

Что касается западной литературы, то можно указать на проведение в Кьяри в 1983 году конференции «Бернардино Вариско и философская культура Италии между позитивизмом и идеализмом».Материалы этой конференции были опубликованы в 1985); на издание его писем (1982); на переиздание его книг, переведенных на английский язык еще при его жизни (Я имею в виду «Великие проблемы» и «Познай себя»). Эти книги были переизданы в 2006, 2009 и в январе 2010 года, то есть в январе нынешнего года.

Что касается возможного интереса отечественных исследователей, то можно указать, что метафизические построения Вариско обнаруживают определенную близость к философии русского персонализма который, как это становится постепенно очевидным, является не менее ярким историко-философским явлением, чем русский религиозно-философский Ренессанс. Да и вообще (как бы к этому не относится) путь от материализма, натурализма, эмпиризма, позитивизма к теизму – в настоящее время в нашей стране характерен для очень многих и заслуживает внимания и изучения. Спасибо за внимание.


Вопросы

А.Н. Муравьев: Ну вот, вспомнили Вариско. Кто хотел бы задать вопрос?

А.А. Ермичёв: Очень хотелось бы спросить: более определенные сведения о контактах Вариско с русскими основателями «Логоса» и с Мелисом, одним из немецких основателей.

Р.Н. Дёмин: К сожалению, на этот вопрос, я думаю, смогу ответить, когда изучу.

А.Н. Муравьев: Пожалуйста!

С.А. Воробьева: Ростислав Николаевич, Вы говорили, что одна из идей Вариско – идея сотрудничества человека с Богом. Если можно подробнее, в чем это выражалось? Только в области истории или, может быть, какие-то другие акценты он делает?

Р.Н. Дёмин: Если я правильно расслышал, то сказать несколько слов об этой книге?

С.А. Воробьева: Идея сотрудничества человека с Богом, эта идея, о которой Вы сказали, что имеется в виду?

Р.Н. Дёмин: Ну, насколько я могу судить по тому материалу, который мне доступен в данное время, речь идет о следующей идее, перекликающейся в какой-то степени, как мне кажется с идеей некоего американского персоналиста Джорджа Холмса Хауисона, автора работы «Персональный идеализм», которая появилась в Англии одновременно со одноименным сборником английских персоналистов, изданным в Лондоне в 1902 году. Тогда английские персоналисты вместе с американскими, если не ошибаюсь, выступали против абсолютного идеализма. Вот Хауисон тоже предлагал такую идею, что Бог может обладать таким могуществом, что может Сам Себя ограничить. И здесь, видимо, тоже такая идея, что Бог ограничивает Сам Себя, создавая этот мир. А раз он сам себя ограничивает, то это требует сотрудничества со стороны человека, я понимаю это так.

А.Н. Муравьев: Пожалуйста, последний вопрос к Ростиславу Николаевичу.

А.А. Иваненко: Ростислав Николаевич, все-таки возникло такое недоумение некоторое, поскольку тут Вариско как в какой-то степени националистически настроенный мыслитель охарактеризован был. И более того, там приводилась такая цитата по поводу отношения. Каким же образом этот журнал, «Логос», который исходно немецкий по локации был, как же получилось, что он да еще в этот период стал издаваться в Италии под редакцией Вариско? Спасибо!

Р.Н. Дёмин: Это очень интересный вопрос, на который я сам хотел бы знать ответ. Но могу сказать только, изучив контакты Б.В. Яковенко в Италии в то время. По-видимому, это были два крупнейших мыслителей, которых нельзя было не привлечь, по крайней мере, ну как хотя бы как «свадебных генералов». Потому что Анджело Креспи (в своей работе, освещающей итальянскую философию для английских читателей, по-моему, в журнале «Майнд») прямо говорит, что у нас два только есть мыслителя, которых вы должны обязательно знать, и с идеями которых должны знакомиться, и называет Кроче и Вариско. И это время как раз – время создания «Логоса». Скорее всего, именно так. Возможно, были еще какие-то так сразу не приходящие, честно говоря, на ум соображения, которыми руководствовались те, кто пригласили их в редакцию.

А.Н. Муравьев: Спасибо большое!

(Аплодисменты)