Александра Леонидовна Семенова (Великий Новгород)

Образные средства философской публицистики А. И. Герцена

(на материале статьи «Дилетантизм в науке»)







Публицистика – вид журналистской деятельности, предполагающий выявление, анализ и оценку общественно-значимых фактов, событий с целью актуализации их для общественного мнения, результатом чего становится изменение общественной практики.

Философская публицистика – это общественная саморефлексия. Важнейший аспект философской публицистики – проблема соотношения интересов человека и общества, индивидуума и власти; проблемы общественной морали, нравственных ценностей, этических приоритетов.

Затрагивая проблемы веры, научного прогресса, политических перспектив и социального развития, философская публицистика ставит фундаментальные проблемы существования социума и человека, при этом тексты обращены не к узкому кругу специалистов с философским образованием, а к широкой читательской аудитории. И цель такого рода публицистических текстов побудить общество к саморефлексии, к размышлениям, дискуссиям.

Для автора философского публицистического текста (субъекта высказывания) не является обязательным критерием наличие философского образования, здесь важен взгляд на проблему, широта и глубина постановки вопроса, которые будут выходить за рамки какой бы то ни было специализации: экономики, образования, медицины и т.п. При этом публицист может быть профессиональным журналистом: редактором, сотрудником СМИ, либо могут выступать в качестве публициста ученый, врач, писатель, но в этом случае их деятельность правомерно отнести к журналистской, так как текст будет ориентирован на медийный формат.

Целевой аудиторией для философской публицистики становится не узкий круг специалистов, что предполагает научная публицистика, где философия будет одной из областей научного знания, а широкая читательская аудитория, на которую ориентирован текст.

Философская публицистика близка к научной, но все же не сводима к ней. Статья, раскрывающая собственно философские проблемы, опубликованная в специальном – философском – журнале, является по существу научной. Философский публицистический текст обращается к масштабной и значимой проблеме. Он стремится выявить общие тенденции развития социума и индивида. Философская публицистика ориентирована на массового читателя, при этом ее характеризует логичность, аналитичность, аргументированность (1).

Цикл статей А.И. Герцена «Дилетантизм в науке» написан в 1842-1843 годах и был опубликован на страницах «Отечественных записок» в 1843 году: первая статья – в кн. 1, вторая «Дилетанты-романтики» – в кн. 3, третья «Дилетанты и цех ученых» – в кн. 5, четвертая «Буддизм в науке» – в кн. 12. Они были помещались за подписью Искандер и при жизни Герцена больше не печатались.

Журнал «Отечественные записки» XIX века представляет собой типичный образец популярного в России русского толстого журнала, что делало его успешным и востребованным у читателей.

Публикация принесла Герцену успех. Как отмечает Л.П. Громова, Герцен обладал «пониманием специфической задачи публицистики – писать о самом главном в данный исторический период…» (2) Белинский в письме Боткину восхищался: «Вот, как надо писать для журнала» (3). Успех автора во многом определялся легкостью стиля, ясностью мысли, точностью языка, хотя автор говорил о философии как науке, ее сущности и назначении. В тексте статьи очевидно увлечение философией Гегеля, к развернутым цитатам из трудов которого Герцен прибегнул в четвертой статье.

Образность герценовской публицистики анализировалась в работе М. Черепахова, который подчеркивал, что «Герцен-публицист обращается к разуму и сердцу читателя. Его публицистика обладает высокими эмоциональными свойствами, ибо в ней логические категории сочетаются со зримыми, живыми картинами», и при этом они составляют единое целое (4).

Художественные средства, которые использовал Герцен при написании цикла «Дилетантизм в науке» разнообразны. В первую очередь, это тропы. Тропы – речевые обороты, которые строятся на переносном значении слова. Наиболее употребимыми в тексте статьи Герцена стали метафоры. Важно подчеркнуть, что названия второй, третьей и четвертой статей, тоже имеют метафорическое значение. В первой статье насчитывается более 120 метафорических выражений.

Например,

На рубеже двух миров

Новые убеждения … не успели еще принести плода: первые листы, почки прочат могучие цветы

За лесом схоластики

Сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого

Бесплодно выдыхаются в какую-то туманную даль

Они попробовали плод древа познания и грустно поведали о кислоте и гнилости его

Завернувшись в одежды печали и сетования

Так же в цикле статей популярны эпитеты:

Наболевшие души

Растерзанного сердца

Бестелесные умозрения

Созерцательная важность

Неестественного классицизма

Окаменелые здания (веков – А.С.)

Живого уразумения

Неизлечимо отчаянное положение

Говоря о сущности науки Герцен использует олицетворения, подчеркивая, что наука – живой развивающийся организм.

Наука на горячие просьбы о хлебе подает камни

Она (наука – А.С.) намеренно говорит языком неудобопонятным

Не касаясь до живого духа ее (науки – А.С.)

В стройном наукообразном организме, живом

Она (философия – А.С.) слишком юна

Ей (философии – А.С.) много дела дома, в сфере абстрактной

Они (дилетанты) клевещут на нее (науку – А.С.)

Герцен-публицист использует прием противопоставления (антитезы):

Старые убеждения… дороги сердцу, новые убеждения ….чужды сердцу

Не одно сладкое должно высказываться, но горькое

Ей (Европе – А.С.) все мучения тяжелой беременности, трудных родов, изнурительного кормления грудью – а дитя нам.

Эта наука возле дома – но только она нигде не дает жатвы, где ни посеяна: она должна не только в каждом принимающем народе, но в каждой личности прозябнуть и возрасти.

Так голова живого человека кипит мыслями, пока шеей прикреплена к туловищу, а без него она – пустая форма

Ему (Данте – А.С.), земному, не товарищи были эти светлые, эфирные...

Есть в статье пример оксюморона (сочетание противоположных понятий): глубоко скорбящие об умершем мире, который им казался вечным

Одним из приемов, раскрывающих авторскую позицию, является ирония (осмеяние, при котором истинным является не прямой смысл, а противоположный):

Такие друзья науки, смешиваемые с самой наукой, оправдывают ненависть врагов ее.

Они… готовы признать науку, но для этого требуют, чтобы наука признала за абсолютное, что Дульцинея Табосская – первая красавица.

Ученому мешает его диплом: диплом – чрезвычайное препятствие развитию; диплом свидетельствует, что дело кончено…

Дилетанты, находящиеся вне науки, могут иногда образумиться и в самом деле заняться наукой.

Художественные средства в литературе выполняют эстетическую функцию. Публицист использует тропы и фигуры в качестве аргументов своего рассуждения, для убедительности, опирающейся не только на рациональное восприятие текста, но и эмоциональное.

В философской публицистике понятийно-логическая направленность текста является определяющей. И в таком случае эстетическая функция использованных художественных средств уступает понятийно-логической, а следовательно, может соотноситься с научным определением. Однако особенность подобных «публицистических дефиниций» заключается в их неизбежной многозначности, так как в основе лежит не прямое толкование слова, а переносное. Переносное значение может предполагать различные интерпретации и вызывать целый ряд всевозможных ассоциаций.

Неслучайно, если сам Герцен в первой статье говорит о «мухаммеданах в науке», то в четвертой он подбирает другую метафору «буддисты в науке», при этом автор использует слово «коран» по отношению к ним и называет «правоверные буддисты», что не вполне корректно с точки зрении историко-религиозного подхода.

Закономерно, что в цикле герценовских статей можно видеть тенденцию усиления научно-терминологических высказываний, обращение к цитированию научных текстов в последней, четвертой статье цикла, где герценовская мысль о действенной сущности философии получает свое убедительное завершение.

Таким образом, художественные средства в философском публицистическом тексте, с одной стороны, дают автору творческий простор для выражения мысли, для достижения доступности и убедительности высказывания, с другой, порождают неоднозначность восприятия и толкования.



ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Семенова А.Л. Русская философская публицистика: утопия радикального обновления. Великий Новгород, 2010. – 296 с.

(2) Громова Л.П. Герцен и русская журналистика его времени. Спб., Изд-во СПбГУ, 1994.-156 с. – С. 137.

(3) Цит. по: Герцен А.И. Собр. соч. В 8 тт. М., 1975. Т.2. С 368.

(4) Черепахов М. Герцен-публицист. М., 1960. – 55 с. С. 48.