Лев Платонович Карсавин — центральная фигура Серебряного века

Дата заседания:

Лев Платонович Карсавин — центральная фигура Серебряного века

19 апреля 2019 г. состоялось 135-е заседание семинара «Русская мысль».

Выступила доктор филос. наук, профессор кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова Юлия Биляловна Мелих с докладом 

«Лев Платонович Карсавин — центральная фигура Серебряного века». 

После доклада она представила свою новую книгу «Лев Карсавин» (СПб., 2018). 






Экстракт доклада «Лев Платонович Карсавин — центральная фигура Серебряного века»

Тема доклада связана с творчеством и жизнью Льва Платоновича.

Цель доклада, во-первых, показать насколько методологические разработки Карсавина в постижении исторических эпох позднего Средневековья и Возрождения применимы к «эпохе» Серебряного века. Во-вторых, также показать применимость его толкования личности в истории к личности самого Льва Платоновича.

В первом случае мы обращаемся к изображению и трактовке позднего Средневековья, которое воспиринималось современниками Льва Платоновича как собственная эпоха, в которой они «узнавали себя», а ХIII веке «свой собственный», по словам рецензента диссертации Л.П. Карсавина О.Д. Добиаш-Рождественской. Такой подход кардинально меняет взгляд на определение Серебряного века как эпохи Ренессанса русской культуры. При этом также следует отметить, что Карсавин трактовал европейский Ренессанс как эпоху выроджения. Таким образом, возникает вопрос, узнаем ли мы больше о Серебряном веке, его характеристиках и чертах и насколько изображение и трактовка Карсавина соответствует нашему видению Серебряного века?

Во втором случае речь пойдет о личности Льва Платоновича как о центральной личности Серебряного века. При этом мы также воспользуемся предлагаемой Львом Платоновичем своеобразной трактовкой личности Джиордано Бруно в эпоху Возрождения с целью показать «внутреннее единство метафизики, характера, литературных приемов и жизни Бруно» и как в нем «раскрывался смысл Возрождения, и он сам раскрывается как индивидуализация этого смысла».

Итак, какие схемы и концепции предлагает Карсавин для трактовки позднего Средневековья. Во-первых, это статический, а не генетический метод, во-вторых, этот статический срез исторической реальности, культуры, рассматриваемый с точки зрения не только и не столько как мировоззрение, а как мирочувствование. Основной характеристикой мирочувствования Средневековья Карсавин считает религиозность. Можно ли отталкиваясь от религиозности как основной черты Средневековья говорить о эпохе Серебряного века? В трактовке Карсавина, оказывается, что можно. Вместо религиозности мы используем для определения мирочувствования эпохи Серебряного века термин идеалистичность, поскольку типичным для эпохи Серебряного века является ход от марксизма к идеализму и поиск общественного идеала. В докладе раскрываются выдвинутые положения.



Избранная библиография
  1. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХХII-ХХIII веках. — СПб.: Алетейя. — SCRIPTORIUM, YMKA-Press, 1997.
  2. Карсавин Л.П. Джиордано Бруно. — Берлин: Обелиск,1923.
  3. Мелих Ю.Б. Лев Карсавин. — СПб.: Наука, 2019. — (Мыслители прошлого).


Благодарим Юлию Биляловну Мелих за помощь в подготовке этого материала.