РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

М. В. Воробьева

МИРЧА ЭЛИАДЕ И ЕГО ВРЕМЯ

Мирча Элиаде есть величайший феномен в истории мировой культуры ХХ столетия в целом и, в частности, в истории религиоведения. Будучи человеком разносторонним, он обладал обширными познаниями в области истории, философии, этнографии и др. Не лишенный мистических навыков, Мирча Элиаде мог детально изложить проблему, четко улавливая ее суть. Литературные навыки помогли ему сделать свои труды доступными широкому кругу читателей. Известно, что помимо религиоведческих работ, Мирча Элиаде оставил после себя литературные произведения, позволившие ему полнее раскрыть сущность религии ("Майтрейи", "Змей" и др.).

Мирча Элиаде родился в 1907 г. в Румынии. Окончил факультет филологии и философии Бухарестского университета и получил степень лиценциата философии. С 1957 г. он возглавлял кафедру истории религий Чикагского университета, а также занимал должность профессора в Комитете общественной мысли. В 1966 г. был избран членом Американской академии искусств и наук. В том же году он стал почетным доктором Йельского университета. В 1970 г. был избран почетным доктором Лойольского университета (Чикаго). Был членом-корреспондентом Британской академии, Австрийской академии наук, членом Бельгийской королевской академии (1972). Доктор honoris causa Сорбонны (1976) и Вашингтонского университета (1985). Умер он в 1986 г. в Чикаго. Еще при жизни Мирчи Элиаде Чикагский университет присвоил его имя кафедре истории религий (1985).

Таковы основные факты биографии Мирчи Элиаде, которые говорят сами за себя.

Главная заслуга Мирча Элиаде в религиоведении состоит в том, что он сумел обобщить в своих работах опыт, изложенный ранее учеными-религиоведами, дополнив его современными исследованиями и сделав интересные выводы, которые позволяют сказать о рождении нового метода исследования религий.

Религиоведение — наиболее динамичная из гуманитарных наук, которая требует непрерывного обновления как в области социологии религии, так и в других областях, в том числе истории религии, которая и в настоящее время дополняется новыми археологическими находками, вносящими свои коррективы (пример — археологические находки на берегу Мертвого моря, открывшие миру целый пласт истории Кумранской общины)

Именно по причине своей динамичности импульс, заложенный такими известными учеными, как Шантепи де ля Соссе, Корнелис Тиле и др. не мог оставаться неизменным и требовал своего дальнейшего развития. Деятельность Мирча Элиаде в сфере науки о религии — яркая попытка в таковом развитии.

Вернемся к названию нашей работы. Почему же все-таки, обращаясь к феномену Мирча Элиаде, я употребила формулировку "его время"? Причина этого — особенности российского религиоведения, позволяющие автору доклада сделать вывод о неадекватности понимания Мирча Элиаде в настоящий момент в России. Упомянутые мною особенности религиоведения есть тесная взаимосвязь с атеизмом с одной стороны и с богословием — с другой. Смешение этих понятий часто дает отход от непосредственно религиоведческой проблематики и подмену религиоведения другими, смежными с ней областями, которые, впрочем, не являются сущности религиоведения как такового. Именно подобные наблюдения и позволили автору сделать вывод о том, что Мирча Элиаде по-прежнему остается для большинства из нас непонятым до конца по своей значимости. Именно поэтому мы говорим: Мирча Элиаде и его время.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001