РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

А. Ю. Рахманин

СЕМАНТИКА РОДОПОЧИТАНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Постановка проблемы. Родопочитание как одно из основных религиозных народных воззрений древней Руси.

Источники: церковные поучения против культа Рода и рожаниц (XII–XVI вв.).

Основные тексты: "Слово Св. Григория, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (далее — "Слово об Идолах"), "Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере"(далее — "Слово Христолюбца"), "Слово Исайи пророка, истолковано Св. Иоаном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам" (далее — "Слово Исайи"), "О вдуновении духа в человека" (далее: — "О вдуновении"). "Слово об идолах" как исторически первый текст, в котором упоминается Родопочитание. Отсутствие сведений о Роде и рожаницах до XII в.; возможные причины появления текста в этот период. Характер этих источников: отсутствие четкой авторской позиции — неясное осознание сущности культа. Данные, засвидетельствованные этнографией, работы А. Н. Афанасьева; общий характер.

Полисемия формы "Rodъ", не очевидная персонифицированность "божества" (термин "божество" используется условно). Огромный комплекс слов индоевропейского происхождения с корнеосновой rd. Наиболее распостраненные этимологии: Rod — ard — art (arta) (А. А. Потебня, О. Н. Трубачев, Б. А. Рыбаков);*hord(h)u (В. В. Иванов, В.Н. Топоров). Первый вариант этимологии обнаруживает огромное число соответствий семантических полей: рдяный, родяныйardeo (лат.), ardor (лат.), rod, roh (др. инд.) со значением "красный", "урожай", "рожь" и т. д. — rodas (др. инд. "земля"); производные от "Род" со значением "высокий", "огромный" — Altus (лат.), Ard (ирл.); со значением удачи, благополучия — Ardh (др. инд.) (А. А. Потебня) и др.

Мифологический аспект Родопочитания, концепция "Света" в теории Б. А. Рыбакова: тождество "Света" и "Рода", представление Мира как Света ("Белый Свет" и мифологема недосягаемости); преобразование "Род" в "Свет" в христианскую эпоху. Семантика "Света" в традиционной культуре. Свет и "Збручский идол" Святовита.

Понятийные соответствия между "Boch" (bhaga) и "Свет" в школе российских мифологов (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, А. С. Фаминцин).

Общее семантическое поле понятий Boch и Rod в исследованиях А. Н. Афанасьева. Fatum (Род) как гарант стабильности универсума: наличие данных представлений в малых формах фольклора (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения. Т.3. С. 183–184). Историческая значимость использования А. Н. Афанасьевым этнографических сведений.

Ритуальный и обрядовый аспекты Родопочитания. Дифференциация ритуальных и обрядовых действий в народной культуре. Ритуал, как фактор, регулирующий отношения между общим и частным, сакральным и профанным. Ритуальное "причащение" к всеобщему, субстанции "Мировой Души" (Роду) и "естественному" порядку. Концепция Порядка в индо-иранской мифо-религиозной культуре — Rta и Arta. Рита: трансформация хаоса в упрядоченное бытие, сохранение целостности мироздания. Arta "как ключевое религиозное понятие иранского мира" (Б. А. Рыбаков); "божество, которым клянутся". Rodъ как носитель универсального порядка в "славянском" варианте и значение ритуальных формул ("Роду примолвливающе". (Н. М. Гальковский. Борьба христианства. Т.1. С. 169). Использование "круговой чаши" на ритуальных пирах (свидетельство Гельмольда) в качестве интеграции в сакральное. Общинный характер пиров и праздника Полога Богородицы. Триада рождение — смерть — возрождение с точки зрения Родопочитания: активизация на всех уровнях бытия. Лиминальная стадия как этап перехода от частного к общему (предположительно от рожаниц к Роду). Род как универсальное бытие архаики.

Родильная обрядность — наделение нового существа рожаницей, то есть "носителем" сакрального. "Рожаницы" в трудах И. И. Срезневского, А. И. Веселовского, А. А. Потебни. Трактовка Н. М. Гальковским рожаниц, как "ангелов-хранителей". Обвинения в ереси Нестория и их причины: праздник Полога Богородицы, ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц. Отображение исторической ситуации в текстах поучений. Смерть в контексте Родопочитания. Трансдукция души в общее, несегментированное бытие и роль рожаниц в этом процессе. Посмертое пребывание души — "родьство огненное" ("Слово Исайи");концепция загробного мира А. Н. Соболева и роль Рода в этом построении (противоречащее источникам отождествление А. Н. Соболевым Рода и Чура).

Поминальная обрядность. Всестороннее отрицание связи между культом Рода и поминанием предков, как не имеющей эмпирических оснований, в теории Б. А. Рыбакова. Наличие словосочетания "трапезы кутейные", использованного по отношению к пирам "родопочитателей", по крайней мере в одном из самых авторитетных источников "Слово Христолюбца". О значении кутьи и приготовление ее из непромолотых зерен. Зерно в обряде – сохранение и воссоздание жизни (на примере индийской и русской обрядности). Соотносимость этнографических данных, касающихся символики зерна и свидетельства "Слова о вдуновении" ("<…>Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети") и предположительно возводимая к ней народная традиция употребления на свадьбах мужского семени. Представления о зерне и воззрения на смерть, как на новую жизнь.

Элемент возрождения в природном мире: "земля принялась за свой род" и т.п.; понятийный ряд (смерть) — зерно (глыба) — возрождение. Атмосферные функции Рода (Б. А. Рыбаков); универсальная оплодотворяющая сила. Связанная с этим фаллическая символика. Использование фаллических идолов на свадьбах ("Слово об идолах", "Слово Христолюбца"); глыба — семя. Амбивалентность образа Рода: смерть (кутейные трапезы), но "радость рождения" (тропарь рождества Богородицы).

Стремление русских книжников к обобщению — возведение культа Рода к средиземноморским языческим религиозностям. Содержащееся в тексте "Слово об идолах" сравнение эллинистического Осириса с Родом. Основание для проведения аналогий: инфернальный, агрокультурный аспекты; связь Неба и Земли, благодаяние; поминальная обрядность. Основной акцент — сфера ритуала.

Реконструкция синтагматики космогонии на основе "Слова о вдуновении"; возможности истолкований: "метания глыб" как универсальное оплодотворение и/или структурирование космоса, "связывание" Неба и Земли. Типологическое сходство с деятельностью Д'яуса-притхи (Ригведа I, 160, 3).

Уранизм как показатель верховной власти Рода. Понятия "высоты" и "древности" в форме "Род": традиция А. А. Потебни — рост (vardh) > род (ardh). Соответствие данной теории и концепции В. Л. Комаровича.

Организация общества. Представление о главе рода (семьи) как священной фигуре вследствие возраста (древности) и, следовательно, близости к "общему". Надмирный статус патриарха (соответствующие пункты теорий Б. Л. Комаровича и А. Н. Соболева).

Основная литература:

Афанасьев А. Н. О значении Рода и рожаниц //АИЮС 1855, Кн. 2.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М. 1995. Т.1–3.

Веселовский А. И. Разыскания в области духовного стиха. ХIII. Судьба-доля в народных представлениях славян // ОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. С. 172–264.

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества древней Руси. М., 1913. Т.2; Харьков, 1916-Т.1.

Комарович Б. Л. Культ Рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. // ТОДРЛ. Л., 1960. Т. 16. С. 84–104.

Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.

Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям // Мифология славян. СПб., 1999.

Срезневский И. И. Роженицы у славян и других языческих народов // АИЮС. 1855. Кн. 2. Отд.1. 11.

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958.

Трубачев О. Н. История славянских терминов родства. М., 1959.

Трубачев О. Н. К этимологии некоторых древнейших славянских терминов родства // Вопросы языкознания. 1979. № 2.

Фаминцин А. С. Божества древних славян. СПб., 1995.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001