ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

В. Д. Чекина*

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОСТИ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Проблемы самосознания и самооценки в настоящее время становятся самыми популярными в психолого-педагогической науке о личности. При анализе нарушений самооценки исследователи обычно концентрируют внимание на изучении ее уровня (неадекватно заниженного или завышенного), меньший интерес вызывает такой параметр самооценки как устойчивость, хотя на важность изучения этой переменной указывает целый ряд авторов.

В силу теоретической неопределенности возникают трудности и на операциональном уровне. В частности, открытым остается вопрос о том, каким образом интерпретировать колебания самооценки - как недостаток надежности измерительной процедуры или как реальное изменение уровня самооценки. Выполнено много исследований, посвященных изучению динамики самооценки с возрастом, влиянию успехов и неудач на ее уровень, влиянию устойчивости этого уровня на успешность деятельности и т.п. Исследователи больше не рассматривают самооценку как некую данность, видят в ней скорее феноменальный конструкт, который, несмотря на свою значимость и практическую действенность для конкретной личности, имеет слабую объяснительную силу и сам нуждается в раскрытии и объяснении.

Согласно современным системным представлениям, устойчивость самооценки может быть понята как динамическое равновесие системы оценок и самооценок человека. Изменение любого звена этого целого приводит к переконструированию отношений внутри него и обусловливает возникновение нового равновесия (в случае нормального функционирования личности) или же дальнейших изменений, приводящих к распаду самооценочного гештальта, либо его ригидизации и т.п.

Некоторые исследователи экспериментально выделяют различные типы неустойчивости самооценок и высказывают предположение о существовании двух разных типов колебаний уровня самооценки: обусловленных изменениями представления о себе и трансформацией иерархии шкал - ценностей, по которым производится самооценивание. Они предпринимают попытки теоретически обосновать и экспериментально выявить источники этих типов колебаний самооценки. Мы полагаем, что в основе системы самооценок человека лежит иерархия его ценностей и предпочтений, своим существованием обязанная механизму смыслообразования. Далее логично предположить, что содержательные и структурные составляющие системы личностных смыслов оказывают влияние на сохранение устойчивости самооценки или ее дестабилизацию посредством двух разных механизмов.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, личностный смысл является производным от ведущих (смыслообразующих) мотивов и значений как когнитивных образующих сознания. Из этого следует, что конфликты между несколькими смыслообразующими мотивами, каждый из которых стремиться стать доминирующим, должны привести к смене основных личностных смыслов.

В связи с этим возникает вопрос о том, как влияют изменения в мотивационной вопрос о том, как влияют изменения в мотивационной сфере на систему оценок и самооценок человека.

Таким образом, первая проблема связана с предположением о дестабилизирующем влиянии конфликта в мотивационной сфере на самооценку.

Вторая проблема вытекает из представлений о производности личностного смысла не только от мотивов, но и от значений, в частности от структурных характеристик, которые принято называть когнитивным стилем личности.

Как свидетельствуют результаты многих исследований, такие параметры когнитивного стиля, как "дифференцированность - глобальность", "сложность - простота", "локус контроля", "локус каузальности", "артикулированность (расчлененность) - монолитность" и т.п., оказывают влияние на различные личностные образования, в том числе и на самооценку. Однако влияние когнитивного стиля на стабильность уровня самооценки до сих пор не подвергалось детальному экспериментальному исследованию. Таким образом, вторая выделенная нами проблема связана с представлением о когнитивном стиле, в частности о том его аспекте, который можно обозначить как когнитивную оснащенность. Этим термином обычно обозначают богатство и разнообразие способов реагирования на события, сложность и многоплановость опыта.

Одной из основных характеристик когнитивной оснащенности является степень дифференцированности когнитивных структур. У когнитивно недифференцированного человека количество смысловых конструктов минимально, а сами они оценены, связаны между собой. Изменения, даже незначительные, одного смыслового конструкта в силу такой сцепленности ведут к изменению сразу многих других смысловых конструктов, что, согласно нашему предположению, должно обусловливать неуправляемые флуктуации представления о себе и иерархии шкал ценностей. Итак, гипотетически можно предположить, что в основе неустойчивости системы оценок и самооценок лежат два основных фактора - наличие конфликтов между ведущими мотивами и когнитивная недифференцированность.

* Валентина Дмитриевна Чекина, зав. кафедрой РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000