РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ
М. В. Воробьева *
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ВАВИЛОНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Понятие Месопотамии включает в себя два государства - Вавилонию и Ассирию. Вавилонская цивилизация является более древней. Письменные памятники, дошедшие до нас, датируются XX-XVIII вв. до н.э.
Климатические условия Вавилонии способствовали экономическому развитию данного региона, что дало толчок, в первую очередь, к развитию науки.
Феномен человека в Вавилонской традиции определяется религиозностью данного региона. Вавилоняне отличались своим политеизмом, имея в наличии огромный пантеон божеств.
Божественные силы связывались с силами природы и, как следствие, оказывали непосредственное влияние на жизнь человека. Из характера отношений природных стихий и человека вытекали отношения божества и человека.
Любое противостояние исключено, следовательно, человек целиком зависит от божества. Жизнь его предрешена и от рождения известен его путь. А если так, то любой знак на теле человека может быть истолкован. Именно в этом лежат истоки магической практики, различных заклинаний, присущих вавилонянам.
Таким образом, можно говорить об антропологии, поставленной на служение божеству. Человек - лишь средство для истолкования. Отсюда - отношение к медицине в вавилонской традиции. В качестве вспомогательных используются народные средства, основное же действие приписывается заклинаниям, носящим магический характер. Иная традиция - изучение симптомов и лечение болезней - шла параллельно с первой, но со временем была вытеснена ею.
Магическое само по себе не может долгое время сосуществовать на равных с иными формами мышления. Оно неизбежно будет выталкивать собой религиозную, философскую и научную форму мышления; в противном случае само будет оттеснено ими. Выйдя на первый план в Вавилонской традиции, магическое сознание замещает антропологию во всех ее аспектах, заставляя человека повернуться в сторону предопределения божеством и не оставляя ему права для сомнений.
* Марина Владимировна Воробьева, выпускница РХГИ.
© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000