РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

О. А. Пушкова *

ЛАБРИС КАК ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКИЙ САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ МИНОЙСКОГО КРИТА

Лабрис - секира с двойным, противоположно направленным лезвием. Встречается в основном среди археологических артефактов и на произведениях изобразительного искусства крито-минойской цивилизации, отчасти на территориях иных культур, связанных с Эгейским миром. Самые ранние образцы лабрисов относятся к III-му тысячелетию до н.э. Оружие и орудия всегда пользовались особым уважением людей со дня их возникновения, им приписывались магические силы, маленькие каменные топоры даже носили в виде амулетов на шнурке еще в нижнем палеолите. Почитание орудий труда как предметов, при посредстве которых поддерживается жизнь, могло иметь место и в более поздние времена, но сама форма лабриса не подразумевает его использование для повседневных нужд, таких как заготовление дров или строительство. Двойное лезвие делало опасным любое резкое движение лабрисом. То же может относится и к использованию лабриса как оружия. Тем не менее перед тем как стать исключительно символической фигурой двойная секира могла и, скорее всего, употреблялась в ритуальных целях.

Основными божествами минойского Крита были Богиня-Владычица, воспринимавшаяся греками как богиня земли Рея, и ее сын и супруг, впоследствии именовавшийся Дий или Зевс Критский. Последний, как точно установлено, имел своей животной ипостасью длиннорогого быка. Также считается, что в ритуальной практике крито-минойской цивилизации присутствовало регулярное жертвоприношение, в котором жертвой являлся именно бык. Часто встречающаяся и непосредственная близость бычьих рогов (в том числе с черепами) с лабрисом, иногда даже вставлявшимся между ними, может говорить о том, что орудием жертвоприношения быка мог служить именно лабрис. Его двойственность в религиозном контексте кажется вполне оправданной и немаловажной. Дуализм прослеживается во многих религиозно-мифологических структурах. В данном случая двойное лезвие могло символизировать сразу несколько семантически связанных понятий. Лабрис мог олицетворять двустороннюю связь между богом и человеком выраженных жертвой и жрецом, а также, соответственно, межу смертью и жизнью, "тем" и "этим" светом. Физическая опасность от второго лезвия, которой мог подвергаться приносящий жертву жрец, способна быть, в понимании представителей архаической культуры, выражением сакральной опасности соприкосновения с потусторонним миром.

С течением времени и, возможно, с изменениями в ритуальной практике жертвоприношений, двойная секира все больше становилась священным символом. Лабрис помещали на алтари, как это показано на расписном саркофаге из Агиа-Триады (ок. 1700 г. до н.э.) и приносили на этом алтаре возлияние и жертвы. Вотивные двойные секиры из различных металлов были найдены в захоронениях и пещерах, служивших храмами. Некую связь можно проследить с тем, что в египетских памятниках слово "бог" обозначался иероглифом в виде секиры с длинной рукояткой, а во время пятой династии существовал титул "жреца секиры". Во времена гегемонии в средиземноморском бассейне греков-ахейцев религиозный смысл лабриса стал утрачиваться и двойную секиру начали воспринимать как один из видов оружия, что видно из сцены убиения царя Агамемнона Клитемнестрой, употребившей для этого именно двойную секиру. Вообще же традиция применения мотива лабриса в орнаментах при росписи керамики сохранялась достаточно долго и образцы этой керамики различной датировки многочисленны. Лабрис, имевший первоначально глубокий сакральный смысл, со временем профанизировался и в конце концов совершенно утратил значение. Тем не менее научное изучение и осмысление этого древнего символа еще может иметь продолжение. М. В.

Ольга Анатольевна Пушкова, выпускница РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000