ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ МЫСЛИ

СЕКТОР СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ 


Научные сотрудники

Шмонин Дмитрий Викторович

Бурлака Людмила Викторовна

Кульматов Владимир Александрович


Тематика исследований

Схоластика, являющаяся предметом изучения в секторе, рассматривается комплексно как синтетическая форма западноевропейского христианского мировоззрения, пришедшая на смену патристической богословско-философской мысли. Основная исследовательская стратегия сектора состоит именно в комплексном, междисциплинарном историко-философском, религиоведческом, культурологическом и историко-педагогическом изучении этой систематической формы христианской мысли, в том числе в контексте ее влияния на современную интеллектуальную и духовную культуру.

 Тема «Саламанкская школа права XVI в. и становление морально-правовых концепций Нового времени» выполнялась межвузовским научным коллективом (соруководители: от РХГА – докт. филос. наук Д.В.Шмонин, от СПбГУ – докт. филос. наук А.Г.Погоняйло) при поддержке РГНФ (проект № 03-03-00208а, 2003-2004). Работа позволила включить в научный оборот оригинальные источники теологов-правоведов и философов Саламанкской школы права с 20-х гг. XVI до начала XVII в. с акцентом на осмысление роли личности, индивидуальности, ценности человеческой жизни, неотчуждаемости личных свобод, концепция власти и суверенитета и др. Работа имела не только теоретический, но практический характер. На ее основе подготовлены две учебные программы и раздел для учебного пособия «Философия западноевропейского средневековья», (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; издание получило гриф Ученого совета СПбГУ).

Тема «Система образования иезуитов и становление педагогической культуры Нового времени» (проект РГНФ № 03-06-00147а, 2003-2004) также выполнялась межвузовским научным коллективом (соруководители от РХГА – докт. филос. наук Д.В.Шмонин, от СПбГУ – канд. филос. наук Л.В.Цыпина). Проект базировался на изучении, описании и введении в научный оборот широкого круга оригинальных источников. Проведенная историко-архивная и информационно-библиографическая работа, анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования позволила сделать взаимосвязанные выводы о достижении орденом иезуитов оптимального для эпохи XVI-XVII вв. и конкурентоспособного объединения интеллектуализма классического образования с религиозной аскезой, и о том, что реформа средневековой школы, осуществленная орденом иезуитов, опиралась на принципы, полностью или частично заимствованные педагогической теорией и практикой Нового времени. 

Тема «Корпус луллианских сочинений А. Х. Белобоцкого» (поддержанная грантом РГНФ: 04-03-10015а) выполнялась в рамках изучения истории логической мысли Средневековья, Ренессанса и Нового времени старшим научным сотрудником, кандидатом филос. наук В.А.Кульматовым. Исследования В.А.Кульматова ведутся в области рецепций средневековой логики в философии Нового времени, в том числе на российской почве. В развитие результатов НИР по теме «Великое искусство» Раймунда Луллия: истоки, принципы, генезис. Луллизм в России. (грант РГНФ 97-03-04370а, 1997–1998) в 2004‑2006 гг. им выполнялась НИР по теме «Корпус луллианских сочинений А. Х. Белобоцкого». В рамках НИР по указанной теме был изучен и подготовлен к печати весь корпус луллианских списков А.Х. Белобоцкого, проведено сравнение выбранных к публикации списков «Великой науки», луллианской риторики, «Книги философской», перевода «Краткой науки» Белобоцкого со списками, дающими начало особым видовым группам, выявлено новое луллианское произведение.

Тема «Образ Средневековья в культуре постмодерна», выполнявшаяся научным сотрудником Л.В.Бурлака под руководством докт. филос. наук Д.В.Шмонина в 2004‑2006 гг. нашла выражение в защите кандидатской диссертации и в публикации ряда работ. Результатом стали описание и анализ современных культурологических и историографических концепций (концепция «коллективных ментальностей», концепция «долгого Средневековья» и др.), которые дают многогранное представление о данной исторической эпохе и принципиально отличающееся от негативного образа Средних веков (как о тысячелетии стагнации и невежества), сформировавшегося в исторической науке Нового времени, (2) выявление и анализ двух различных типов восприятия времени в Средние века: сакрального линейного времени и мирского циклического времени природных циклов; (3) описание средневековых образов пространства и (4) человека, а также их концепций и интерепретаций в кульуте постмодерна.

Тема «Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте “интеллектуального ренессанса” XII в.», выполнявшаяся научным сотрудником А.А.Клестовым под руководством докт. филос. наук Д.В.Шмонина в 2004‑2007 гг. также завершилась защитой кандидатской диссертации и в публикацией ряда работ. Результатом стало осмысление философского учения Гуго Сен-Викторского как яркого явления периода средневековой интеллектуальной культуры, называемого «интеллектуальным ренессанссом XII в.», исследование которого выполнялось с опорой на оригинальные тексты Гуго в контексте возрождения и развития «кафедральной философии» (учений кафедр свободных искусств, кафедральных и епископальных школ), связанного с появлением школьной схоластики («сентенций» и «сумм»), и оказавшего влияние на становление университетской схоластики XIII в.