26 января 2010 года

Центр по изучению эзотеризма и мистицизма: двенадцатый семинар 

Докладчик: Емельянов В. В.

"Небеса посылают нам знаки": основные этапы развития месопотамской астрологии

«Небеса подают нам знаки» - это цитата из предсказательной таблички, изданной в 1974 г. А. Л. Оппенхеймом, где сказано, что небеса и земля подают нам знаки – по отдельности, но нераздельно, потому что небо и земля связаны: знак, который плох на земле, плох и на небе, и наоборот. Эта цитата вводит нас непосредственно в тему астрологии.

Астрология является следствием веры людей в могущество небесных тел. Такая вера появляется у народов древней Месопотамии и отчасти у народов Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н. э. Возникают первые земледельческие города-государства, и их жители замечают, что сроки посевных работ совпадают со сроками восхождения и захождения созвездий. Замечают они также и то, что имеется связь между началом разлива рек и восхождением какого-либо созвездия. Именно этот факт является основой для древней астролатрии. Древний земледелец, живущий на одном и том же месте, начинает соотносить собственные действия и движением небесных тел и убеждается в том, что имеется определенная согласованность между происходящим на земле, а именно - между сроками пахоты, сева, уборки хлеба, и тем, что происходит на небе.

В Месопотамии астролатрия зарегистрирована ранее, чем где-либо, поскольку клинописные тексты датируются еще первой половиной третьего тысячелетия до н. э. Первые факты астролатрии фиксируются в текстах, описывающих культ богини Нисабы - богини ячменя, а впоследствии и богини учета ячменных рационов. То есть, Нисаба подсчитывает урожай на земле, а также подсчитывает звезды на небе. Один из текстов конца третьего тысячелетия до н. э., гимн богу Луны Нанне, гласит, что звезды являются скотом, который пасет лунный пастух. Так вот, богиня Нисаба считает этот скот и не дает пропасть ни одной овце из небесного стада. Это первый очень важный момент, связанный с культом богини Нисабы и с древнейшей астролатрией.

Второе свидетельство дают нам цилиндры А и Б Гудеа, правителя города Лагаша, жившего в двадцать втором веке до н. э. Там сказано, что богиня Нисаба держит на коленях глиняную табличку, на которой изображены сверкающие небесные звезды, и высчитывает по этой табличке время, когда должен появиться храм в честь бога Нингирсу. Нужное время обязательно будет отмечено выхождением благоприятной звезды, и об этом сообщается самому пастырю Гудеа в священном сне: бог Нингирсу говорит ему о сверкающей звезде, означающей начало построения храма.

Все шумерские тексты, в которых речь идет об астролатрии, связаны с культом двух божеств – Нисабы и бога Луны Нанны, который был и богом счета времени, счета дней, поскольку древнейший календарь Месопотамии - лунно-солнечный.

Еще одно свидетельство об астролатрии дошло до нас из шумерского гимна «Энки и устройство мира». В нем говорится о том, что храм водной бездны для бога Энки начали строить в момент восхождения звезды, знаменующей собою новый год (для того времени это звезда Площадь, или Поле (слово Ику можно переводить двояко)). Храм был построен уже к середине лета, ко времени восхождения другой звезды. То есть, координаты начала и окончания строительства храма были рассчитаны исходя из положения небесных звезд. Это третье текстуальное шумерское свидетельство о существовании астролатрии.

Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке. Несомненно, что все эти созвездия уже существовали в сознании шумеров в конце третьего тысячелетия. Об этом говорит хотя бы упоминание созвездия Тельца, встречающееся в заговорах III династии Ура. Когда были обожествлены шумерские цари, в частности, царь Шульги, в честь него была названа новая небесная звезда. Это говорит о том, что остальные звезды были вычленены ранее и носили шумерские имена.

Удивителен тот факт, что среди шумерских источников мы до сих пор не можем найти астрономических текстов. Есть шумерские названия созвездий, есть упоминания о восхождении звезд в шумерских гимнах, но нет ни одного астрономического или астрологического текста. Можем ли мы на основании этого факта делать вывод о том, что астрологии в Шумере не было? Не можем, так как знаем, какой промежуток времени проходил от создания текстов до их записи. Зачастую в Месопотамии этот период равнялся 500 – 600 годам! Поэтому наверняка астрологические представления в Шумере формируются еще в конце третьего тысячелетия до н. э., но записываются они только в эпоху семитского преобладания в Месопотамии, отчасти в старо-вавилонский период, а еще больше источников дошло до нас от средневавилонского (или касситского) периода.

Астрология формируется на базе астролатрии. База эта очень простая: каждое шумерское и вавилонское божество имеет два жилища: земное (ниша в храме, где стоит статуя божества) и небесное (либо звезда, либо планета). Шумерское божество пребывает между земным и небесным жилищем, циркулируя то вверх, то вниз. Следовательно, именно астролатрия закладывает основы для астрологии.

Проходит довольно большой промежуток времени, когда жителям Древней Месопотамии было не до астрономических выкладок, так как это был период экономического и политического кризиса. Можно сказать, что в период с двадцатого по семнадцатый век астрономические тексты не создаются. Мы можем предположить, что меньше всего вавилонский царь Хаммурапи в эпоху своих реформ и своей законодательной деятельности соотносил свою деятельность со звездами. Разумеется, он большое значение уделял верховным богам Шумера – Ану и Энлилю, о которых упоминается в прологе законов Хаммурапи, но все-таки его политическая ориентация была более земной и нацеленной на возвышение культа вавилонского бога Мардука. Культ Мардука был сугубо земным культом и не соотносился с каким-то определенным небесным телом, как это произошло впоследствии.

От середины семнадцатого века доходит чрезвычайно значимый не только для истории науки, но и для современной хронологии астрономический памятник вавилонской мысли. Это таблицы наблюдений за гелиакическим восхождением и захождением Венеры, которые делались на протяжении 21 года в эпоху правления царя Аммицадуки (это четвертый царь Вавилона после Хаммурапи). 8-й год правления Аммицадуки совпал с 8-м годом наблюдений за Венерой. Исходя из 64-летнего цикла Венеры, строятся три варианта древней хронологии: долгая (+ 64), короткая (- 64) и средняя. За точку отсчета принимается 8-й год Аммицадуки, по средней хронологии это 1639 г. до н.э.

Первые свидетельства существования астрологии доходят до нас от 16 – 15 веков до н. э., и с этого времени уже можно говорить о развитии астрологии как сложившегося искусства, которое претендовало быть и наукой, и политической аналитикой, и основой мировоззрения древних вавилонян.

Если говорить о периодизации в развитии астрологии, то можно принять корректно сформулированную схему Ван дер Вардена, которая была предложена им во втором томе книги «Пробуждающаяся наука”, который назывался “Рождение астрономии». Голландский математик подразделяет развитие астрологии на три этапа. Первый этап – предсказательная астрология, это тексты старовавилонского, средневавилонского и начала новоассирийского периодов; второй этап – зодиакальная астрология, 7-5 века до н. э.; третий этап – гороскопная астрология, 5-3 века до н. э. К этой классификации Ван дер Вардена можно внести коррективы, позже о них будет сказано.

От конца старовавилонского периода доходят таблицы звезд и названия некоторых созвездий, но не сама астрология. Этап формирования астрологии как таковой связан со средневавилонским периодом, с 16 по 11 века до н. э. Значение этого периода формирования новой вавилонской культуры, на мой взгляд, не изучено и до конца не оценено. В Месопотамии в это время происходят грандиозные перемены. Достаточно сказать, что серебро как основная плата за работу повсеместно сменяется золотом. Видимо, это новшество пришло вместе с касситами, захватившими Вавилон. В искусстве Вавилонии появляются совершенно новые мотивы. Например, касситский крест. До сих пор не известно, что он обозначал.

Именно в касситское время появляются первые представления о том, что такое предсказания по небесным явлениям и о том, что такое зодиак. В первых астрономических трактатах средневавилонского периода с элементами астрологии нет различения предсказаний по небесным телам и предсказаний по атмосферным явлениям. Люди этого времени еще не понимают, что есть совершенно особая область, которая впоследствии будет называться астрологией. Они занимаются предсказаниями как таковыми, которые дают внешние знаки. Эти предсказания подразделяются по трем богам: предсказания по Сину, то есть по движению Луны; предсказания по Иштар, то есть по движению Венеры; предсказания по Ададу – ветру и атмосферным явлениям. То есть, в один и тот же корпус текстов попадают предсказания по погодным явлениям и по небесным телам. Здесь еще нет этой разницы, она не улавливается. Точно также она не улавливается и в серии «Шумма Алу», которая также датируется касситским периодом. В период с 15 по 11 вв. до н. э. люди еще не осознают разницы между погодными явлениями и небесными телами, и астрология не выделяется как специальная дисциплина. Не существует в это время даже термина для наименования жрецов, которые занимаются астрологией.

Первый компендиум, который создается в средневавилонский период, - компендиум «Энума-Ану-Энлиль». Поскольку семиты не могли произносить сочетание «н-л», то возникла ассимиляция, и они произносили «Энума-Ану-Эллиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам). Ан и Энлиль создали предопределения для неба и земли, породили новый месяц, вывели на свет новый год и установили всем звездам их пути. Эта серия текстов очень большая, она до сих пор полностью не реконструирована, насчитывает 70 таблиц, составлена беспорядочно. В ней перечисляются все виды атмосферных и астрономических явлений, которые могут повлиять на события.

Формула астрологического текста, то, что известно нам как предсказательная формула «протасис - аподосис», имеет свою терминологию в аккадском языке. «Протасис» именуется «машальту», что означает «вопрос», - это знак ситуации: «если на небе произойдет нечто…». Аподосис тоже имеет свой термин «цату» («выход») - что выйдет, что получится. По этой формуле создается каждый текст астрологического или атмосферного предсказания. Вот типичный пример: «Если в восьмой месяц на одиннадцатый день Иштар исчезнет на Востоке и не появится на небе два месяца, и станет видна опять на Западе в десятый месяц, на четвертый день, то на землю сойдет богатый урожай». В протасисе могут упоминаться такие явления, как затмение Луны, состояние лунного сияния – либо яркого, либо темного, цвет планеты, которая вступает в конъюнкцию с Луной или с солнцем, красный цвет – это плохой знак, так как красный цвет – это кровь; бледный цвет – это тоже плохо, потому что это непроявленное свойство, недостаток чего-то. Лучше всего гармоничное состояние, т.е. яркое сияние, по которому можно судить, что месяц здоров, планета здорова.

Луна подразделялась на сектора. По их цвету и изменению тоже делались отдельные предсказания. У Луны был запад, юг, восток и север, и от того, что происходит, например, с востоком Луны, красный он, бледный или плохо виден, тоже зависело «цату», то есть что произойдет в это время на земле. Лунное затмение, атмосферные явления типа тумана, облака, прохождение комет, конъюнкции, оппозиции между планетами, - все это фиксируется. То есть, замечается все, что можно наблюдать на небе, и все, что можно наблюдать сошедшим с неба.

На какие события на земле это должно было влиять? Во-первых, на территорию Месопотамии, во-вторых, на судьбу царя Месопотамии и на судьбы царей окружающих государств. Непонятно, с какого времени, но по текстам – со средневавилонского, мир делился на четыре стороны света, и каждой стороне света было присвоено имя какой-то страны. Например, Субарту – это был Восток, Элам – Юг, Амурру – Запад, Аккад – Север. Элам, традиционно, это неблагоприятная сторона света, так как это давний враг Месопотамии. Если предсказание сулит беду территории Элама, то это радость для Вавилона. «Если будет лунное затмение, а потом солнце войдет в конъюнкцию с Марсом, царь Элама умрет, и благо стране будет». Ясно, что нападение со стороны Элама не ожидается.

Предсказания, связанные с Аккадом, с севером, - это всегда конфликт, потому что из этой стороны света приходят наиболее могущественные завоеватели: ассирийцы. Следовательно, благоприятное предсказание для Аккада – плохое предсказание для Вавилона, и наоборот. Такова была геополитика того времени.

Амурру – это сирийская пустыня, из которой регулярно приходят какие-то воинственные кочевые племена, с ними можно договориться, но они приносят болезни.

Субарту – это Восток – это всегда прекрасно. С Востока восходит солнце; это место удачной экономической деятельности, предсказания для Субарту, как правило, хороши.

По-видимому, в это время возникает координатная сетка, когда весь мир делится на четыре направления, и точно так же на четыре направления делятся Луна, Венера, там тоже четыре стороны света, это тоже влияет на предсказания. В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, - то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин - «манзазу», позже –«манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту», означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначает стоянку Луны или Солнца, потом появился новый термин «лумашу», но слово «манзальту» было заимствовано евреями, когда они в период плена поселились в Вавилоне. У евреев это слово стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» - изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.

В средневавилонское время возникает еще один термин «лумашу», термин гораздо более загадочный, так как его этимология непонятна. Ни в одном семитском языке нет такого термина «лумашу». Сначала им обозначались стоянки Луны (18 стоянок, лунный зодиак), затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века это уже зодиак как таковой. Это слово может писаться как «лу» первое – маш, а может как «лу» второе – маш, что означает, что было безразлично, как писать. Первый знак «лу» может иметь самый разный вид. Возможно, это одна из первых известных аббревиатур, и это начальные знаки для первого и третьего зодиакального созвездия. Потому что первое созвездие в Вавилоне называется Лу-Хунга, что означает «наемный работник» или «доброволец», а третье созвездие называется «Маш-Таб-ба». «лумаш» - соединение двух знаков для обозначения первого и третьего созвездий. Никак иначе это не объяснить, потому что ни в аккадском, ни в шумерском языках нет такого слова, а семиты впоследствии в сирийском языке заимствуют это слово, и из «лумашу» у них получается «мальвушу».

Лумашу – поначалу восемнадцать лунных созвездий (через которые проходит Луна), а потом уже и двенадцать солнечных созвездий. Тогда же, в средневавилонскую эпоху, на межевых камнях кудурру возникают и образы некоторых зодиакальных созвездий. Нам известны изображения Стрельца, Козерога, Водолея, Скорпиона, то есть зодиакальные созвездия понимаются как специфические существа, и они изображаются на пограничных камнях, - эти существа служат оберегами, должны оберегать хозяйскую землю от нападения, от передвижения или разбивания межевого камня и так далее. Впервые это применяется именно в касситское время.

То есть, мы можем сказать, что основные астрологические термины доходят до нас именно из текстов средневавилонского периода. В новоассирийское время возникает второй крупный компендиум, имеющий отношение к астрологии, который называется «Мул Апин», что означает буквально «Созвездие Плуг», назван по первой строчке. В этом компендиуме указываются три так называемых звездных пути: три участка звездного неба – это путь Энлиля, путь Ану и путь Эа. Есть много версий того, что это могло быть. Ван дер Варден пишет, что это участки неба, примыкающие к небесному экватору. Звезды Ану – это звезды небесного экватора, соответственно, звезды Энлиля и Эа расположены к северу и к югу от небесного экватора. На земле звезды трех путей маркировали наступление сезонов года: звезды Ана восходили в первый раз весной, а затем осенью, звезды Энлиля маркировали летние месяцы, а звезды Эа были зимними.

Впервые эти три пути упоминаются в «Энума Элиш», в пятой таблице. Там говорится, что Мардук создал лумашу (знаки зодиака) и звезды трех путей. Больше ничего не объясняется. Интересно, что эти три пути каким-то образом сопоставляются с сезонами года в Месопотамском календаре. Есть месяцы сезона Ану, есть месяцы сезона Энлиля и месяцы сезона Эа. Таким образом, весь календарь поставлен в соответствие этим трем звездным путям. Как и когда это произошло, мы не знаем. У нас всего два текстологических свидетельства, дошедших от новоассирийского времени.

Но гораздо более интересный факт, что в начале новоассирийского времени появляется сопоставление двенадцати месяцев вавилонского календаря и четырех сторон света. При этом первый месяц, пятый и девятый являются месяцами Аккада, месяцами Севера, а третий, седьмой и одиннадцатый являются месяцами Амурру, месяцами Запада. И так далее. Ясно, что месяцы первый, пятый и девятый в первом тысячелетии до н. э. как раз находились под созвездиями Овна, Льва и Стрельца. И тут мы получаем древнейший в астрологии расклад, который мы называем огонь, земля, вода, воздух, в новоассирийской традиции это был расклад по сторонам света. Соответственно, то, что мы называем воздушными знаками зодиака, там называлось западными месяцами (Амурру), огненные месяцы и знаки (Лев, Овен, Стрелец) назывались Аккад (Север), водные – Субарту (Восток), земные – Элам (юг). То есть, уже была проведена первая классификация и получено первое соответствие между месяцами календаря и сторонами света.

В компендиуме «Мул Апин» периоды равноденствий и солнцестояний фиксируются, когда наступает пятнадцатый день соответствующего месяца. На пятнадцатый день седьмого месяца восходит созвездие Весы и фиксируется осеннее равноденствие. На пятнадцатый день первого месяца восходит созвездие Овен («Наемный работник») и фиксируется весеннее равноденствие. Счет по равноденствиям и солнцестояниям происходил в ассоциации с полнолуниями. В «Мул Апин» также упоминается большое количество звезд и 18 созвездий на пути Луны. Звезды распределены по трем путям, 36 созвездий. То есть это первая попытка систематизации знаний, которые получили ассирийцы о звездном небе.

В конце новоассирийского периода популярность астрологии и астрологов достигает максимума. Мы имеем совершенно уникальный вид текстов: это переписка ассирийских царей с астрологами. От этого времени доходят и первые имена выдающихся астрологов, почитаемых в эпоху ассирийской империи. Мы возьмем данные из периодов Асархаддона и Ашшурбанапала, когда были в моде такие астрологи, как Баласи (личный астролог Ашшурбанапала, в то время, когда он был еще принцем, но не являлся наследником престола); Иштар-шум-эреш, главный писец и придворный астролог как Асархаддона, так и Ашшурбанапала; Адад-шум-уцур, не менее известный эксперт-астролог той имперской поры, который обслуживал несколько храмов и работал на Асархаддона. Мы знаем эти имена благодаря большому количеству писем, адресованным ассирийским царям и подписанным этими именами. Известно, что эти астрологи создали династии, и уже через столетие, через два столетия стали известны их потомки, которые тоже занимались астрологией. Но об астрологии этого времени нужно говорить отдельно.

В новоассирийское время, наконец, появляется термин для астролога: «тупшар Энума Ану Эллиль», то есть «писец, который знает текст «Энума Ану Эллиль». Либо же астролог называется «бару», что означает предсказатель. Но бару может быть любым предсказателем, предсказывать по печени ягненка или по дыму курильницы. Третий термин для астролога – «умману», что означает «ремесленник, искусник» - мастер своего дела, профессионал.

Таким образом, есть терминология, есть компендиумы, которые должны изучать астрологи (это «Энума Ану Эллиль» и «Мул Апин»), есть большая заинтересованность царского двора в астрологах (до нас дошли два тома переписки ассирийских царей и астрологов) и есть учебная программа для астрологов. Астролог того времени равен политологу нашего времени. Это политический консультант, секретарь и советник царя, который, войдя в доверие, говорит ему, как лучше поступить: когда лучше сеять, когда лучше отправлять войско в поход, будет ли завтра дождь, следует ли завтра выезжать на прогулку, и так далее.

Вот пример такого письма: «Царю, моему господину, пишут Баласи и Набу-аххе-эрба». Дальше идет традиционное благопожелание: «Будь здоров, наш господин, пусть Набу и Мардук животворят тебя на вечные времена, пусть Ашшур, Бел, Син, Шамаш и Адад будут благосклонны к тебе, боги тебе благоприятствуют, можно выезжать, второй день хорош, четвертый день месяца особенно хорош, подготовь колесницу».

В другом письме тот же самый Баласи пишет: «Набу и Мардук будут к тебе благосклонны, ты повелел, о владыка, узнать, в чем твоя болезнь, какова ее причина. Об этом знают только великие боги, но знаки, которые подает небо касательно твоего тела, говорят, что нужно лечиться так-то и так-то», и дальше следует рецепт. Для понимания не только вавилонской астрологии, но и мироощущения важен такой момент: причина болезни неизвестна, но очень важно учитывать знаки, то есть внешние симптомы заболевания, и по ним можно понять, каким должен быть рецепт. Система вавилонской медицины имеет прямое отношение к астролатрии. Точно так же, как они наблюдали небесные знаки наверху и пытались по ним считать, что произойдет, так же наблюдают некие знаки на теле (повышение температуры, сыпь и так далее), и по этим знакам пытаются понять, что произошло. Вся месопотамская культура держится на учете внешних знаков, на их интерпретации и на составлении рецептов, как исправить ситуацию.

Переписка с астрологами касалась и дальних походов, на которые не был способен Асархаддон, крайне болезненный человек, не уверенный в себе (поэтому он и советовался с астрологами относительно своего здоровья). Одного из походов он не выдержал – отправившись в третий поход на Египет, он умер в начале пути.

Мы не знаем, советовали ли ему астрологи отправиться в этот поход, до нас не дошло писем на эту тему. Асархаддон был очень робким человеком, во всем советовался с астрологами: кого сделать наследником престола, как провести инаугурацию своего сына еще при своей жизни.

Когда Ашшурбанипал вступил на престол, его доверие к астрологам сильно возросло, потому что из него готовили верховного жреца, он сам очень хорошо знал астрологические тексты.

В ассирийское время появляется представление о знаках солнечного зодиака, но сами по себе гороскопные предсказания еще не создаются, зато появляется новый вид текста, который называется «Иккур Ипуш» - это предсказание по совмещению календарного месяца и небесного тела. Например: «Если в месяц Тебету в новый свой дом человек войдет, ложе смерти в доме человека установлено». Нельзя в декабре-январе входить в новый дом, это плохо. Рациональное объяснение – что декабрь-январь – время сезона дождей, наводнений, и новый дом может быть разрушен. Лунное гало при затмении в месяц Тебету означает, что страну пожрет чума. «На 29-й день месяца Тебету царь из ворот выходить не должен, но должен принести погребальную жертву, и тогда Энлиль даст ему возможность достичь желаемого». «Если в месяц Тебету Венера появляется и бороду носит, старейшины страны правителю неверный совет дадут. По их совету, царь в страну свою беду принесет, царь рабов своих оружием истребит». «Если в месяц Тебету Ишкур (гром) гремит, люди с голодом встретятся». Гром в декабре-январе мог быть крайне редко.

Теперь обратимся к тому, как в новоассирийское время понимали планеты. Безусловно злой планетой был Марс – Нергал, бог чумы и подземного мира, Марс называли также Красным – «Цальбатану». Красный цвет всегда был преддверием чего-то нехорошего. С Марсом всегда связаны отрицательные предсказания, касающиеся насилия, войны и так далее.

Венеру называли Дильбат, это имя богини Инанны как планеты, либо Иштар. Она связана с сексуальными отношениями, со страстью, с чувствами, с конфликтом, с оппозицией.

Юпитер в новоассирийское время стал Мардуком, но у него есть довольно много имен: в шумерское время он назывался Шульпаэ, потом он стал называться Сангмегар, потом Мардук. Юпитер как Мардук покровительствует царской власти. Экспансия, обладание пространством. Юпитер гарантирует (либо отрицает) успех, удачу.

Меркурий очень неопределенно выражен, это, безусловно, благоприятная планета, связана с письмом, с просвещением, Меркурий – это Набу, бог письма и грамоты. Неясно, насколько сильно влияние Меркурия, при одних обстоятельствах он благоприятен, при других – нейтрален.

У Сатурна двойственная роль: с одной стороны, он – покровитель Солнца, он идет в одной паре с Солнцем в месопотамских текстах. Сатурн вместе с Солнцем является верховным судьей, который в седьмом месяце вавилонского календаря осуществляет суд над живыми и мертвыми. Вообще Сатурн – это хромой охранник подземного мира, который имеет в шумерской терминологии несколько имен, его зовут Хендурсанга, он отпирает двери мертвецам в период зимнего солнцестояния, чтобы они вышли вместе с поднимающимся солнцем и некоторое время пробыли на земле, а потом он опять их загоняет и запирает двери. Вторая роль: Сатурн – это ночь, мрак, внезапное наступление зла. Каждый седьмой день вавилонского календаря – это день Сатурна. На эти дни – 7, 14, 21, 28, - предписывалось никуда не уходить из дома, во избежание зла на открытом пространстве, были пищевые запреты, предписывалось какое-либо благодеяние. Впоследствии эти седьмые дни стали субботними днями, которые надлежало чтить.

Луна – это бог времени, покровитель сияющего небесного свода. Солнце – это бог справедливости, суда, бог-свидетель всех человеческих дел.

Третий этап развития астрологии – это гороскопная астрология. Первый пример гороскопа появляется в 409 г. до н. э., это личный гороскоп. До 5 века до н. э. личных гороскопов не было. Мы не знаем, когда родился тот или иной вавилонский или ассирийский царь, потому что таких сведений просто нет! А для 3 тыс. до н. э. мы даже не знаем, когда какой царь взошел на престол. Интерес к личности простого человека появляется в 5 в. до н. э., когда Вавилония уже стала персидской. Первый гороскоп (409 г. до н. э.) доходит от 13-го года правления Дария II. С это времени, вплоть до 62 г. до н. э. мы знаем порядка 40 вавилонских гороскопов. Все они составлены по заказу знатных семейств при рождении детей. Эти гороскопы были организованы совершенно по-разному.

Пример гороскопа 409 г. до н. э.: «Месяц Тебету, последняя часть ночи 25-го дня, 13-й год правления Дария, ребенок родился». Дальше идет перечисление аспектов: «15-го числа месяца Кислиму - первая видимость Меркурия к востоку позади восточной части Близнецов, зимнее солнцестояние на девятый день месяца Тебету, в месяц Шабату плотные облака, 2-го последняя видимость Меркурия к востоку от Козерога… Месяц Ташриту, 22 день, вторая стоянка Юпитера в Водолее… Год имеет вставной месяц Аддару». Но при этом не говорится, что будет с самим человеком.

Второй пример гороскопа 248 г. до н. э., эпоха Селевкидов: родился некий ребенок, его зовут Ану-Бельшуну. 29 декабря, в «Месяц Тебету, вечером второго дня, Ану-Бельшуну родился. В этот день Солнце было в 9 градусах 30 минутах Козерога, Луна была в 12 градусах Водолея. Его дни будут долгими. Юпитер был в начале Скорпиона, - кто-то этому человеку поможет. Положение Венеры благоприятно, ребенок родился, когда Водолей был в районе Венеры, - он будет иметь сыновей. Меркурий в Козероге, Сатурн в Козероге, Марс в Раке».

Подобные тексты сложны для перевода, потому что они написаны гетерограммами – шумерскими знаками, которые нужно читать по-аккадски. Система счисления там представляет собой смесь шестидесятиричной и десятиричной (единицы времени обозначаются в шестидесятках, а все остальное – в десятках).

С аспектами мы сталкиваемся, когда речь идет о предсказательной астрологии. В новоассирийский период мы видим много конъюнкций, оппозиций. В личных гороскопах это попадается очень редко. В основном, речь идет о пребывании планеты в градусе зодиака, в зодиакальном знаке, и о тех свойствах, которые из этого могут происходить.

Вот еще один пример - гороскоп 234 г. до н. э., ночь со 2 на 3 июня: «4-го Симану родился Аристократ (это имя собственное – В.Е.), в этот день Луна была во Льве, Солнце было в 12 градусах 30 минутах Близнецов, Юпитер был в 18 градусах Стрельца, место Юпитера благоприятно, жизнь этого человека будет процветать, его здоровье будет долгим, дни его будут долги, Венера в 4 градусах Тельца, место Венеры благоприятно для всего, что он будет делать. Он будет иметь сыновей и дочерей. Меркурий в Близнецах, …. Место Меркурия показывает, что будет он храбр, и будет первым по рангу. Он будет более известен, чем его братья. Он наследует дом своего отца. Сатурн в 6 градусах Рака, Марс в 24 градусах Рака…» Дальше текст сильно поврежден.

Еще один интересный текст селевкидского времени, в котором рассказывается о некой участи человека, которая его постигает в различных знаках. Но сложность в том, что мы до сих пор не понимаем, как переводить знак “уш” второе (uš2). Это может означать как «господин», так и “смерть” («муту»). Поэтому первоиздатель этого текста, Хунгер, считает, что речь идет о смерти, которая может постигнуть человека различным образом в разных знаках. По моему мнению, речь идет о том, что когда знак оказывается в одиночном положении, тогда он действует на человека определенным образом. Дискуссия по этому поводу не закончилась, мы имеем слишком мало данных.

«Когда Овен – семья, когда Телец – Война, когда Близнецы – заключение в тюрьме, когда Рак – вражда, когда Лев в одиночестве – деление имущества или достижение своего противника, когда Дева в одиночестве – ущерб, когда Стрелец – дни хороши, когда Водолей – дети имя доброе имеют, когда Рыбы – имя доброе и дни долгие».

Есть большой интересный текст BRM IV 19, на каждый зодиакальный знак идут предсказания: на знак Овен – изгнание болезней и освящение дома, снятие с должности и назначение другого человека; Телец – накопление денег, задержание в доме вражеской ноги, то есть отпор врагу, успокоение гневного бога, нападение демонов Лилу и Лилиту; Близнецы – вопрос верности женщины мужчине, клевета, которой знатный внимать не должен, это угроза для жизни; если Рак – вход в место заточения или в подземный мир, напоение водой голодного духа и его последующее изгнание; если Лев – то смена настроения, желание внешней красоты, возврат потерянного, образы военных трофеев; если Дева – то отпущение грехов, указание на прекрасное; если Весы – то любовь мужчины к женщине; если Скорпион – то ненависть, выслеживание беглого раба; если Козерог – то удаление зла из дома человека, удаление человека с прежних позиций; Водолей – раскрытие колдовства, разгон чар, а также принесения дохода питейным заведениям; Рыбы – раскрытие колдовства, благое правление царя, любовь женщины к мужчине.

Обратим внимание на сами зодиакальные образы, на то, как называются знаки зодиака. Их происхождение связано с месяцами вавилонского календаря, точнее, с месяцами ниппурского календаря, а именно, с теми ритуалами, которые в этот период проводились. Для каждого знака зодиака можно установить какой-то шумерский праритуал. Телец соответствует второму месяцу ниппурского календаря, который называется «направление волов на пахоту». Это период первой праздничной пахоты, в которой принимал участие сам царь. Это время воспевания первого пахотного быка, поэтому – Телец.

Созвездие Дева называлось «пашня», «нива», это время сева ячменя, в селевкидское время это созвездие стало изображаться как дева с ячменным колосом – богиня Нисаба с ячменным колосом.

Для созвездия Водолей в шумеро-вавилонское время изображается некий великан, у которого струятся из плечей два потока воды. Это бог Энки или Эа, а вода – это дожди (это время максимума сезона дождей) и та вода, которая идет снизу – под воздействием южного ветра разливаются каналы.

Таким образом, каждый зодиакальный знак связан с какими-то ритуалами и со сменой явлений природы.

Основа европейской астрологии была заложена именно в Вавилоне. Вавилонская астрология попадает в Персию, когда Персия захватывает Вавилон. С территории Персидской Империи астрология попадает в Индию, в Греции астрология появляется не ранее 3 века до н. э., от вавилонян астрология приходит через плен к евреям, вавилонский календарь полностью заимствуется иудеями, через Ассирию и Вавилон астрология попадает в Египет, где вавилонская астрологическая система становится популярной и начинает развиваться во 2-1 в. в.в до н. э. До этого у египтян была своя астрологическая система, не зависящая от вавилонской.


Библиография:

Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М; 1991.

Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1999.

Куртик Г.Е. Звездное небо древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил. М; 2007.

Brown, D. Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology. Groningen, 2000.

Horowitz, W. Mesopotamian Cosmic Geography. Eisenbrauns, 1998.

Koch-Westenholz, U. Mesopotamian Astrology. An Introduction to Babylonian and Assyrian Celestial Divination. Copenhagen, 1995.

Rochberg, F. Babylonian Horoscopes. Philadelphia, 1998.

наверх

Обсуждение:

Вопрос: Что можно сказать относительно авестийской астрологии?

Ответ: Авестийская астрология придумана господином Глобой. Мы не знаем, когда была записана и сформирована Авеста, существуют разные мнения на этот счет: одни считают, что авестийский корпус составлялся начиная с 8 в. до н. э., другие – что эта компиляция происходила начиная с 1-2 вв. н. э. Тем более мы не знаем, как датировать среднеперсидские астролатрические представления, дошедшие из Бундахишна (IX в. н.э.).

Вопрос: Семидневный еженедельный цикл – это вавилонское изобретение?

Ответ: Да, это вавилонское изобретение. Еврейское слово «шаббат» происходит от ассиро-вавилонского «шапатту», что означало день полнолуния. Первоначально этим термином обозначался пятнадцатый день, а у евреев это стало означать седьмой день – то, что в вавилонском календаре день Сатурна.

Вопрос: Если солнцестояние и равноденствие находились в пятнадцати днях каждого месяца, то каким образом пять лишних дней уравновешиваются в календаре?

Ответ: Вводились специальные дополнительные дни, были подвижки во времени, и мы вынуждены с этим считаться при пересчете дат на наш григорианский календарь.

Вопрос: Существовало ли уже понятие прецессии?

Ответ: Никаких сведений о том, что они знали прецессию, нет.

Вопрос: Можно ли считать основным логико-феноменологическим фактором метод аналогии, когда по внешним факторам определялось внутреннее состояние?

Ответ: Метод аналогии, расположение событий по ассоциации, но в начале всего – конечно, механизм примет, которые фиксировались очень тщательно, помнили даже, что происходило на небе, когда умирали цари. Все это фиксировалось в специальной предсказательной литературе «Омина», где говорилось, что если на небе произойдет то-то и то-то, то случится то же, что было, когда умер такой-то царь. Однажды случившееся распространялось как некая закономерность.

Вопрос: Является ли единственной причиной благоприятности или неблагоприятности планет цветовая символика, и если так, то как тогда объяснить аспекты, почему одни считаются благоприятными, а другие – нет?

Ответ: Причины лежат глубже письменного периода, потому что первые наблюдения за Венерой делаются в конце 4 тыс. до н. э., это еще наполовину рисуночные тексты. Но уже в это время Венера изображается как богиня, отвечающая за священный брак, за любовное соитие. И ей приносятся жертвы на восхождение и захождение. Так что первые тексты, в которых Венера уже понимается как что-то, связанное с любовью, это еще рисуночные тексты. Корни этих представлений лежат в доисторическом времени.

Вопрос: Красный цвет мог быть связан со страстью, но тем не менее он означает нечто негативное?

Ответ: Тут имеется тонкая дифференциация, нам еще не понятная. Венера связана с любовью и с конфликтом, Марс связан с враждой и нанесением ущерба, с эпидемиями, что-то нехорошее, приходящее от врага. Это что-то негативное, опасное, приходящее из чужого пространства. Марс управляет внешним конфликтом, а Венера – внутренним, внутрисемейным.

Вопрос: Ассоциировалась ли Венера с женским началом, а Марс – с мужским?

Ответ: Божество планеты Венера было женщиной, а божество Марса – мужчиной.

Вопрос: Как быть с такими терминами, как экзальтация, кардинальные знаки, асцендент, дома? Восходит ли это к Вавилону?

Ответ: Впервые термин «дом» появляется в селевкидское время, дома учитываются. Но еще никак не называются. Просто есть 12 домов. «Экзальтация» тоже есть – называется «бит ницирти» - «тайный дом», дом, в котором эта планета проявляет себя больше всего. Асцендент есть, но для него нет специального термина, указывается, какое созвездие было на восточном небе, когда человек родился.

Вопрос: Учитывались ли для предсказаний кометы?

Ответ: В предсказательной астрологии учитывались и кометы. Но в гороскопах нет, - только знаки зодиака и планеты.

Вопрос: Учитывались ли другие планеты, кроме перечисленных Вами?

Ответ: Учитывались только те планеты, которые были видимы глазу. В Месопотамии мало растительности, у них открытое небо круглый год, очень мало облачности, постоянно видны все звезды, наблюдательные площадки наверху храмов, они создавали прекрасный обзор для наблюдения неба.

Вопрос: Утреннюю и вечернюю Венеру сразу стали воспринимать как одну планету?

Ответ: Уже в эпоху Урука, в конце 4 тыс. до н. э.

Вопрос: Три пути – это дороги или пути, по которым движутся боги?

Ответ: Это пути, по которым движутся звезды, путь называется «малакту», что означает «путь, дорога».

Вопрос: Что бы Вы сказали о племени кальду применительно к вавилонской астрологии?

Ответ: Кальду – это арамеи, которые жили в Вавилоне, когда там говорили еще на аккадском языке. Но потом постепенно состоялся переход на арамейский, и халдеев начали путать с самими аккадцами, с самими ассирийцами. В частности, такая путаница была характерна для греков. Они решили, что именно халдеи живут в Вавилоне, и что именно халдеи являются наиболее выдающимися астрологами. Но это было ошибкой, потому что халдеи – это дикое арамейское племя, и только в результате постепенного смешения, ассимиляции халдеев и ассирийцев произошла та метаморфоза, когда халдеи стали заниматься астрологией, магией, то есть заимствовали основы вавилонской культуры.

Вопрос: Что означает выражение «Венера с бородой»?

Ответ: Например, в текстах «рыбы с бородой» – это усатые рыбы, сомы, это было обнаружено недавно, когда были найдены разъясняющие тексты. «Венера с бородой» - это сияние, которое напоминает бороду.

Вопрос: Сколько было у шумеров дней в году?

Ответ: Календарь был лунно-солнечным, лунный – 354 дня, солнечный – 365, когда их совмещали, получалось примерно 360 дней, поэтому каждые три года царским указом вводился дополнительный месяц, который ставился либо в конце первого, либо в конце второго полугодия. Он назывался шестой второй или двенадцатый второй. Таким образом устранялась эта разница. В лунном месяце, как правило, было 29 дней. Каждый месяц начинался с новолуния, вечером.

Вопрос: Что можно сказать относительно названия «Неберу»?

Ответ: У Юпитера было много имен, в том числе Неберу, что означает буквально «паром», «переправа». Это название встречается в новоассирийской астрологической литературе, среди имен Юпитера, но, по-видимому, не раньше новоассирийского времени.

Вопрос: Известно ли было созвездие Змееносец?

Ответ: Названия «Змееносец» не было. И в солнечном зодиаке Змееносец не учитывался.

Вопрос: Насколько востребована ассирийская астрология в современной астрологии?

Ответ: Она не востребована, потому что мало кто может это понять. Сохранилось не так много письменных свидетельств, и они трудно расшифровываются. Каждый текст написан гетерографически, в нем указаны даты, координаты, градусы, которые нужно переводить на современную систему. Сейчас созданы компьютерные программы, которые позволяют сделать это быстрее. Мы не можем сказать, что была система ассирийской астрологии, мы до сих пор работаем с крупицами текстов. И только в последнее время было написано несколько книг, которые смогли более-менее обобщить имеющиеся у нас знания. Например, Koch-Westenholz U. «Mesopotamian Astrology », Brown D. «Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology», Rochberg F. «Babylonian Horoscopes». Пожалуй, эти три книги отражают современное состояние наших знаний. Мною написана книга «Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака». Но все равно продолжаются дискуссии, потому что мы можем какие-то знаки неправильно интерпретировать, можем неправильно понять грамматическое строение фразы, потому что аккадский язык, на котором составлялись эти тексты, был уже мертвым, на нем уже не говорили, разговорным языком был арамейский, а священные тексты писали по-аккадски, поэтому могла быть чисто грамматическая путаница. Мы читаем тексты, и текстов этих очень много, но мы пока не можем сказать о существовании какой-то системы. На мой взгляд, каждая эпоха давала свою собственную попытку системы, и на следующем историческом этапе, когда другие люди приходили в Месопотамию, очень многое менялось, в том числе система интерпретации. Это была смена народов, языков, представлений. Так что нельзя говорить о единой системе, можно говорить о единой традиции астрологии в Месопотамии.

Вопрос: Астрология имеет дело с будущим, но когда это будущее наступает, часто оно не соответствует тому, что предсказывалось. Были ли какие-то исторические сведения, которые показывали неудавшиеся прогнозы, и что происходило с астрологом, предусмотрено ли было для него наказание?

Ответ: До нас дошли письма одного астролога к Асархаддону, который пишет, что царю до этого неправильно предсказывали, поэтому ничего не получилось. «Только Баласи, твой придворный астролог, может хорошо давать прогнозы, считывать знаки. Поэтому слушайся его и доверяй ему». Из этого письма следует, что какие-то прогнозы не сбывались. Мы не можем сказать, какая ответственность наступала, просто тексты этого не фиксируют, но мы знаем, что услугами одного астролога могли перестать пользоваться и переходили к другому, который более точно предсказывал. Астрология была тесно связана с политикой, поэтому там могли быть подтасовки, но мы не можем этого выяснить, так как, опять же, тексты об этом не говорят.

Вопрос: Существовала ли система, напоминающая современную систему психотипов?

Ответ: Психотипов не существовало. Указывалось только на связь знака зодиака с каким-то вариантом судьбы. До 5 в. до н. э. интересовались только судьбой территории и судьбой царя. И только с 5 в. до н. э. люди стали интересоваться индивидуальной жизнью. В 1 тыс. до н. э. в Вавилоне появилась физиогномика - описание человека по чертам лица. Серия табличек на эту тему была собрана немецкой исследовательницей Барбарой Бёк и издана три года назад в Германии. Так что мы теперь знаем, что первая физиогномика была вавилонской.

Вопрос: В вавилонской мифологии упоминается книга судеб. Мардук принес ее людям, чтобы они могли узнавать свои судьбы?

Ответ: Это неверно. Речь идет о конце пятой таблицы вавилонского эпоса «Энума Элиш», где сказано о том, что Мардук снял с груди согрешившего бога Кингу таблицу судеб и повесил ее на грудь бога Ану, небесного бога, которому надлежало стать законодателем неба и земли. Так что эта таблица судеб не имеет никакого отношения к людям.

Вопрос: Каждому городу Месопотамии соответствовало то или иное божество. Усиливалась ли роль города при восхождении соответствующего ему созвездия?

Ответ: В вавилонское время считали, что все города сперва были построены на небе, а потом их копии были созданы на земле. И Вавилон, и Ниппур имели небесные прообразы в виде созвездий. Но люди этих городов не считали, что при восхождении этих созвездий им будет лучше, чем жителям других городов.