Портал РелигиоПолис о книге М.Ю. Смирнова

Портал РелигиоПолис о книге М.Ю. Смирнова
М.Ю. Смирнов, "Религия и религиоведение в России"- СПб, Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013

Книга известного Санкт-Петербургского ученого-религиоведа доктора социологических наук Михаила Смирнова вышла в свет в начале 2013 года и, не смотря на отсутствие попыток ее популяризации, буквально через пару месяцев начала вызывать повышенный интерес. При этом, монографию раскупают, вероятно, не только потому, что объективное рассмотрение вопросов, связанных с религией становится все более востребованным людьми, имеющими о ней скудные представления. Нет сомнений, что как представителей научного сообщества, так и любознательного обывателя, названная книга привлекает всем кругом рассматриваемых в ней вопросов. Это наиболее определяющие, ключевые моменты истории религии в российском обществе и ее нынешние положение и статус в стране с исследованием наиболее характерных черт российского подхода к их изучению.

В издании представлена авторская концепция религиозно-мифологического комплекса в общественном сознании с анализом диахронного и синхронного измерений религиозной ситуации в России. Особое внимание уделено в книге проблемам становления, развития и институциализации отечественного религиоведения с отдельным анализом состояния и перспектив социологического изучения религии в России. Два научно-биографических очерка о современных российских религиоведах с размышлениями об отношении к религии в процессе формирования советского общества, а затем фрагменты обсуждения истории науки о религии в Советской России автором книги и московским конфессиональным религиоведом из Православного Свято-Тихоновского университета, которому придан статус государственного, приводятся в заключение.

В целом монография "Религия и религиоведение в России" воспринимается вполне законченным трудом, несмотря на, казалось бы, невозможность вмещения в одну книгу темы, в которую входит неимоверно широкий круг исторической и современной проблематики. В сравнительно небольшом, немного более 300 страниц объеме, автору удалось ответить на большинство наиболее актуальных вопросов, способных возникнуть у читателя. Можно предположить, что немалую роль в достижении столь высокой информативности научного труда (который читается, кстати, весьма легко и увлекательно), сыграла научная специализация ученого, который является одним из самых объективных сегодня в стране профессионалов в области социологии религии.

Доминирующее внимание в книге уделяется христианству, где наиболее внимательно автор рассматривает феномен российского православия. Объяснять причины этого сегодня, наверное, не имеет смысла. Однако сам автор в предисловии к изданию замечает: "Полностью миновать эту рубрику ("русское православие" - прим RP) в России не может ни один религиовед, чем бы он ни занимался в своих исследованиях. Она маркирует просто неисчерпаемый резервуар широкомасштабных процессов и локальных историй, которые требуют религиоведческой рефлексии. Всегда есть о чем высказаться в отношении явлений русского православия и связанных с ними ситуаций в государстве и обществе. Именно занятия проблематикой православия в России, особенно попытки разобраться в ключевых акцентах сознания и поведения соотечественников, идентифицирующих себя с этой конфессией, привели меня к исследованию пространного материала под еще одной рубрикой — «мифология и религия».

Объяснить это могу тем, что русское православие, при его вдумчивом научном рассмотрении, предстает религиозной системой, пронизанной мифоритуальными интенциями. Фермент мифотворчества оказывается настолько мощным, что под его влиянием доктринальные смыслы чуть ли не маргинализируются и на первый план выходят так называемые «народные верования». Во всяком случае, мифологичность стала органичным свойством массового религиозного сознания в русском православии".

Вплотную к работе над этой темой автор приступил еще в начале 90-х годов минувшего века, опубликовав в 1992 году по ней первую статью, на которую воспоследовала весьма благожелательная реакция со стороны одного из крупнейших специалистов в отечественной науки о религии Е.Торчинова.

Мифология, как форма общественного сознания в восприятии религии и социальное мифотворчество сегодня уже не вызывают сомнений том, что именно они выступают в роли характерных черт российской и, в первую очередь, православной религиозности. Статьи, написанные в русле этой тематики за десятилетие стали материалом вышедшей в 2000 году книги М. Смирнова "Мифология и религия в российском сознании". Именно тогда вектором рассуждений над спецификой общественного восприятия религии для автора и стал тезис о перманентности мифотворчества в российском общественном сознании.

В силу различных, а прежде всего, вероятно, конъюнктурных причин, связанных с политическим акцентированием на роли религии в жизни общества, идея "зависимости формирования религиозности от мифотворчества не пришлась ко двору". Однако, сосредоточившись на максимально внятном формулировании своего видения темы, ученый продолжал работать над исследованием взаимосвязи мифоритуального и религиозного факторов в социокультурных процессах.

Лейтмотив этого ноу-хау заметен и данном издании. Не удовлетворяясь "буквалистской" опорой на богатый фактологический материал, автор подвергает его более глубокому анализу или по его собственному выражению "концептуализирующей обработке". В результате этого, кстати, актуализируются вопросы теории и методологии, что для отечественного религиоведения сегодня выглядит весьма актуальным.

Тем не менее, наиболее привлекательными для массового читателя остается все же изучение конкретного материала - то есть, различных сторон религиозной жизни российского общества. Это и динамика религиозности населения современной России, и постоянно меняющиеся сегодня тенденций общественного отношения к религии в целом и конкретным конфессиям в частности. Весьма интересными выглядят размышления автора над конкретными ситуациями, связанными с реализацией конституционного права на свободу вероисповедания и правоприменительной практикой в этом отношении в настоящий период истории страны. Обращаясь к разным сферам знания, без чего не может обойтись сегодня никакое научный специалист, автор наполняет социологическую "матрицу" религиоведческого подхода разнообразными аспектами рассмотрения религии, где полезными оказываются философский и исторический, экономический и политологический, юридический и культурологический подходы.

К сожалению, подробно рассказывать о этой информативной и увлекательной монографии в нескольких строчках и невозможно, и бессмысленно - гораздо разумнее читать саму книгу. Тем более, что благодаря автору, она вместила в себя наглядную композицию из истории религии и истории одной из самых актуальных ныне наук в России - религиоведения.

ReligioPolis