Научный отдел РХГА
Узнать о том, чем занимается научный отдел в Русской христианской гуманитарной академии, его историю, настоящее и планы на будущее мы решили у проректора по научной работе РХГА, профессора, доктора философских наук Дмитрия Викторовича Шмонина.
- Дмитрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о научном отделе РХГА, чем он занимается?
- Спасибо, рад, что вас это интересует. Научный отдел ‑ одно из структурных подразделений нашей Академии. Он координирует научно-исследовательскую работу профессоров, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, соискателей и студентов нашего вуза. Он сопровождает научные проекты, ведет статистику. Кроме того, организует и содействует проведению конференций, семинаров, круглых столов, других мероприятий. Можно сказать, что научный отдел ‑ своеобразный «штаб» научно-исследовательской работы нашей академии, если оперировать военными терминами.
- Скажите, пожалуйста, по каким направлениям ведется работа научного отдела, как она строится?
- По каким направлениям ведется работа? Думаю, нужно сказать несколько слов об организационной структуре. На самом деле, я сейчас ответил ведь только на вопрос о том, чем занимается научный отдел. Но, помимо научного отдела под управлением проректора по научной работе, которым я являюсь, работают еще отдел аспирантуры и магистратуры, к нашему же «департаменту» относятся редколлегии периодических изданий. Это «Вестник» Русской христианской гуманитарной академии, «Acta eruditorum», совет по научно-исследовательской работе студентов. Так что, как видите, направлений несколько. Могу рассказать по порядку.
- Да, пожалуйста.
- Что касается научного отдела, то здесь несколько направлений работы внутри самого отдела. Первое направление работы - это планирование, учёт и отчетность по научной деятельности: ведь наука – это обязательная сторона жизни каждого вуза: чем серьезнее научная деятельность вуза, тем солиднее сам вуз. В этом смысле РХГА – серьезный научный центр в области гуманитарных наук. У нас ведутся как фундаментальные, так и прикладные научные исследования. Соответственно, если говорить о науке, то как может осуществляться научная деятельность в академии? Во-первых, руководят этой работой ректорат и ученый совет, они задают основные векторы этой работы. Ну, скажем, основные направления деятельности нашей академии: религиоведение, философия, культурология, педагогика, психология. Конечно же, языки и культуры. В основном, на базе этих направлений и ведутся научные исследования, поскольку на этих направлениях сконцентрировано основное число специалистов. Есть, например, «Христианство и Ислам в современной России». Понятно, что речь идет об очень серьезном для нашей современной действительности моменте, связанном с этноконфессиональными проблемами, их преломлением в образовании, культуре. Это направление религиоведческо-культурологическое. Второе направление - историко-философское. По истории философии у нас пишутся статьи, проходят конференции, например, активно работает Петербургское Платоновское общество под руководством проф. Р.В. Светлова (оно действует на базе нескольких вузов, РХГА – один из них), семинар «Русская мысль», Центр изучения мистики и эзотеризма, киносеминары, искусствоведческие семинары, научно-методические семинары для учителей «Петербургский вектор».
На стыке философии образования, педагогики и психологии разрабатывается и апробируется ценностно-культурологическая модель образования: наша академия сама по себе – авторский проект, и этим она интересна. И мы методически помогаем общеобразовательным учреждениям, сотрудничаем с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, с учреждениями Российской академии образования. Религиоведение и культурология, философия образования и педагогика, ‑ если вы обратили внимание, эти сферы пересекаются друг с другом, что совершенно нормально для XXI в., когда основные прорывы возможны, прежде всего, на кросс-научных междисциплинарных направлениях. Это если говорить о самых основных направлениях научной деятельности нашей академии, есть и другие, о которых я не упомянул.
- Дмитрий Викторович, расскажите пожалуйста, насколько активно участвуют студенты в научной деятельности Академии?
- Как вам сказать…. Если говорить об организационно-технической работе, то здесь мы иногда привлекаем студентов: вот, когда вы проходили мимо моей приемной, то могли увидеть, что одна из наших студенток работает. Что она делает сейчас? Участвует в организации работы со школами Санкт-Петербурга, вошедшими в «ПРИЯ», проект по изучению итальянского языка: они готовят квест-игру для школьников по итальянской культуре, которая пройдет в ноябре.
Как это связано с наукой? Это связано напрямую: школьники через игру втягиваются в ученическую исследовательскую деятельность, студенты тоже втягиваются в организационно-научную работу. Это работа на стыке филологии, культурологии, краеведения, искусствоведения. Итоги работы школ будут подведены на ежегодной студенческой конференции «Бог. Человек. Мир» в декабре этого года - вот конкретный пример.
Члены студенческого совета нередко помогают в проведении каких-то научных мероприятий. Мы привлекаем, к тому же, и студентов старшекурсников. Некоторые из них участвуют в научных проектах кафедр и факультетов. Не все и не всегда, конечно, но принимают.
- Дмитрий Викторович, другими словами, научный отдел, так сказать, не нацелен полностью на студентов, да?
- Смотрите, если бы наука была нацелена на то, чтобы в ней все делали студенты, у нас бы не было науки. Наука - это такой институт, такой процесс, когда приобретается, исследуется, открывается что-то новое. Естественно, студенты участвуют в этом процессе, но не как главные лица: они могут лишь участвовать в авторских коллективах, в реализации каких-то проектов, в социологических опросах, в подготовке отчетов, в написании статей, в проведении конференций и так далее….
Они участвуют на своем уровне, развиваясь при этом, решая свои, пока учебные, задачи. Ведь самое важное, чтобы была преемственность, чтобы был, например, профессор, который ведет кандидатов наук и аспирантов; чтобы были кандидаты наук, которые руководят аспирантами, магистрантами и студентами; чтобы было постоянное движение, рост, ротация. Вот такая пирамида, причем пирамида обновляющаяся: молодые исследователи с нижних ступенек постепенно замещают тех, кто находится на верхних ступеньках. Это процесс воспроизводств в который встраиваются студенты, которым это интересно, которые связывают свою дальнейшую деятельность с наукой. В этом смысле да: научный отдел - это не студенческий научный отдел. Научная деятельность - это профессиональная деятельность, а студент это все-таки еще не профессионал: он только хочет еще стать профессионалом.
- Спасибо. Скажите, сейчас в академии самое популярное из направлений какое?
- Направление в науке?
- Да, направления в научной работе или исследования идут равномерно во всех направлениях?
- Одно, наверное, невозможно, слишком узко: научные исследования группируется вокруг интересных идей и личностей. В то же время, как известно, наша академия - авторский проект. Соответственно, представить научные исследования равномерно распределенными по всем гуманитарным наукам, по всем специальностям, вряд ли возможно. Тем более, что надо понимать, как действует наука в современном постиндустриальном, информационном обществе, как она работает. Наука - это организация, выбор приоритетной цели, постановка задач, поиск финансирования: без средств исследования не проведешь. Вот сейчас Министерство образования и науки России, где недавно появился новый министр, объявило о том, что будет составлять инновационную научную карту России. То есть оно будет изучать ‑ где, в каких регионах, в каких университетах, академиях или научно-исследовательских институтах собираются коллективы, которые способны давать что-то перспективное: чтобы не размазывать деньги тонким слоем по всем, а давать больше тем, кто эффективнее работает: финансировать новое, дающее наилучшие результаты. В каком-то смысле, РХГА, существует изначально в рыночных условиях; нам никто просто не приносит денег, и никто не дает денег из государственного бюджета на то, чтобы мы платили преподавателям за науку, за научную работу. Так вот мы, существующие в рыночных условиях, давно уже то же самое делаем у себя. И каждый год мы подаем новые научно-исследовательские, научно-издательские, информационные проекты в те фонды, которые финансируют научные исследования в России. Таких фондов немного. По большому счету, для гуманитариев это всего один федеральный фонд - это, так называемый, Российский гуманитарный научный фонд, созданный в начале 90-х годов. Каждый август – сентябрь мы подаем проекты, некоторые из них выигрывают. Составляют эти проекты, естественно, не столы, не стулья, а личности, ученые, которые работают в нашей академии. В принципе, с этими проектами можно ознакомиться на сайте и в наших научных отчетах. Выигрываем грант на какую-то тему, получаем на это деньги. Вы знаете, что выходят регулярно книги из серии «Pro et contra». Вот, совсем недавно вышли новые тома: «Сервантес: Pro et contra», «Данте: Pro et contra», «Белинский: Pro et contra», «Николай I: Pro et contra».
Это все результаты научной деятельности наших преподавателей и наших коллег из других организаций, которых академия привлекает для работы. Есть еще одна серьезная государственная программа, которая поддерживает наши научные исследования, ‑ Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В 2010-м году молодой ученый, наш аспирант, а теперь уже кандидат наук Родион Валентинович Савинов выиграл грант. Выиграл грант, выполнил работу, академия получила деньги. Выплатила ему зарплату. Подготовлены статьи, подготовлен научный отчет, подготовлена к изданию книга: вот реальная работа. По теме платонизма и аристотелизма (вечно актуальные темы истории философии!) под руководством Романа Викторовича Светлова и Татьяны Федоровны Фадеевой работает проект. Недавно на Ученом совете мы утвердили отчетные материалы. Итоги обсуждались и на Платоновской конференции в июне 2012 г.; готовится коллективная монография. Этим летом в конкурсе научных проектов победил проект нашего научно-образовательного центра «Ценностно-культурологическая педагогика ». Возглавляет этот проект Дмитрий Кириллович Бурлака. Целый коллектив, в который включены доктора, кандидаты наук, аспиранты, студенты, уже работает по этой теме. Еще один проект, точно также, которым руковожу я: по философии науки и образования: в той же самой федеральной программе одержал победу. Вот таким образом мы развиваем наши научные исследования, на конкурсной основе, конкурентоспособно, и, в общем-то, мы вписываемся в интересы нашей большой страны, демонстрируя актуальные разработки, новые подходы в философско-религиоведческой, культурологической тематике.
- Спасибо, Дмитрий Викторович - это очень интересно. А что в ближайшее время можно ждать, какие новые издания?
- Хотя издательская деятельность не является моей сферой деятельности, а сферой деятельности издательства РХГА. Но поскольку издательство направляется и ректоратом и ученым советом, то мы координируем наши усилия и, по существу, издательская деятельность является отражением научной деятельности и, отчасти, наоборот. Так вот, сейчас готовятся к изданию несколько серьезных книг в рамках конкурса Российского гуманитарного научного фонда, который называется «1050 лет Российской государственности». В частности, один цикл книг (этой работой руководит профессор Светлов Р.В.) посвящен войне 1812 года и образам великих деятелей, государственных и политических: Александра I, Наполеона, Кутузова. Другой проект, тоже в рамках этой программы, этого целевого конкурса, им руковожу я, посвящен культурообразующим или основным традиционным конфессиям нашей страны: православию, протестантизму, католицизму и исламу; в ближайшее время выйдет 4 книги. Это, если говорить об издательской деятельности. Помимо прочего, наши преподаватели в рамках своих индивидуальных исследовательских проектов выпускают книги, монографии, недавно вышла книга Оксаны Александровны Штайн о феномене маски: тема философии образа, кстати, очень интересная тема, развивается и в других ее работах. И таких работ у нас достаточно много.
- Дмитрий Викторович, с какими университетами или институтами ведется сотрудничество в академии?
- Ну, что ж! Сотрудничество не может быть абстрактным, да? У нас подписаны договоры с десятками образовательных и научных учреждений как в Петербурге, так и за его пределами, в том числе за границей. Надо сказать честно, не все они одинаково эффективны. Но есть ряд партнеров надежных, с которыми не только возникли контакты, но и ведется совместная научная деятельность. Я думаю, что ваш вопрос о них. Во-первых, конечно, «alma mater» большинства из работающих здесь, по крайней мере в руководстве академии, - это Санкт-Петербургский государственный университет. Понятно, что Петербургский университет – это мега-университет, один из 2-х президентских вузов в России, у которого огромная образовательная система, с некоторыми элементами которой наша академия успешно сотрудничает. Понятно, что это философский факультет, с которым нас традиционно связывают партнерские отношения, в частности, кафедра истории философии, кафедра философии религии и религиоведения (не хочется обижать другие кафедры и наших уважаемых коллег, с которыми у нас тесные связи, но все же перечисление остановим). Совместно с религиоведами СПбГУ в рамках программы «Христианство и ислам в современной России» мы готовим круглый стол «Теология образования в современной России: практика при образовательной деятельности», на который приедут представители различных вузов не только нашей страны, но и из за рубежа. Я надеюсь, будет заинтересованный разговор о том, чем отличается теология от религиоведения, как преподавать теологию в светских вузах, что такое религиоведение, как дисциплина, какие перспективы у того и у другого.
Другой наш партнер ‑ Педагогический университет имени А.И.Герцена, с ним мы активно сотрудничаем: тоже, опять-таки, и на уровне ректората, и с отдельными кафедрами. Из вузов можно еще назвать Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина – классический университет 47-го региона – т.е. Ленинградской области. Здесь играет роль то, что мы находим общие интересы: у них есть научно-исследовательский центр, мы сотрудничаем с ним. Можно называть другие петербургские ВУЗы, с которыми в той или иной мере выполняются какие-то работы, в том числе и не государственные.
Есть зарубежные вузы, с которыми мы так же работаем достаточно тесно: вот, например, испанский университет, Университет Наварры (Памплона). С философским факультетом этого университета мы провели вместе две конференции, издали совместный сборник; их преподаватели приезжают к нам на конференции, наши ездят туда: но, правда редко, поскольку это все связано с финансированием. Итальянский университеты, например университет Аосты, Грегорианский университет, с которыми мы активно налаживаем контакт. Как видите, здесь наука связана с образованием. Итальянские контакты положительно влияют на развитие итальянского отделения РХГА, испанские – на развитие испанского отделения. Кафедра финского языка и культуры поддерживает сотрудничество с учебными заведениями Финляндии.
Мы тесно сотрудничаем с Северо-Западным отделением Российской академии образования, у нас совместные проекты, и на базе РХГА действует лаборатория ценностно-культурологической педагогики, разрабатывающая нашу авторскую педагогическую модель. Институт всеобщей истории РАН: там есть центр изучения истории религии и Церкви. У нас совместные проекты и с коллегами из Института философии РАН: с некоторыми секторами у нас совместные проекты. На самом деле список гораздо больше, и в научных отчетах информация более подробная.
- Спасибо. И последний вопрос. Скажите, пожалуйста, как долго существует научный отдел: по возрасту он равен академии?
- Я вам могу сказать следующее. Академия развивалась постепенно, она началась в 1989 г. с вечерних курсов, с высших гуманитарных курсов. Естественно, что высшие гуманитарные курсы не предполагали большую исследовательскую деятельность. Это была скорее образовательная, культурно-просветительская работа, но уже в начале 90-х появляются первые издания РХГИ, появляется научная деятельность преподавателей на базе института. В основном интересы концентрировалась вокруг издательской деятельности и уже тогда начал складываться общий круг этой работы: отечественная и мировая интеллектуальная культура, религия и общество. В частности, серия «Pro et contra» стартовала в первой половине 90-х годов, книгой посвященной Н.А.Бердяеву, первые учебные пособия (по религиоведению) появились в 1992-93 годах. Научный отдел, как структурное подразделение, был создан в 2001 году и несколько лет состоял … из одного человека. Сейчас, правда, штаты тоже невелики, но мы строим свою работу так, чтобы эффективно содействовать решению общеакадемических задач: развитию перспективных научных направлений, сопровождению научных проектов, проведению актуальных, серьезных научных форумов, а также подготовке молодых научных кадров в магистратуре и аспирантуре. Так что интерес студентов к этой работе понятен и приятен. И я приглашаю вас, коллеги, к сотрудничеству.