Научный отдел РХГА

Научный отдел РХГА

Узнать о том, чем занимается научный отдел в Русской христианской гуманитарной академии, его историю, настоящее и планы на будущее мы решили у проректора по научной работе РХГА, профессора, доктора философских наук Дмитрия Викторовича Шмонина.

- Дмитрий Викторович,   расскажите,  пожалуйста, о научном отделе РХГА,   чем он занимается?
- Спасибо,  рад, что вас это интересует.   Научный отдел ‑ одно из структурных подразделений нашей Академии.  Он координирует научно-исследовательскую работу профессоров, преподавателей, научных сотрудников,   аспирантов,   соискателей и студентов нашего вуза. Он сопровождает научные проекты, ведет статистику. Кроме того, организует и содействует проведению конференций,   семинаров,   круглых столов,   других мероприятий.   Можно сказать,   что научный отдел ‑  своеобразный «штаб» научно-исследовательской работы нашей академии,   если оперировать военными терминами.

- Скажите, пожалуйста, по каким направлениям ведется работа научного отдела, как она строится?
- По каким направлениям ведется работа? Думаю, нужно сказать несколько слов об организационной структуре. На самом деле,   я сейчас ответил ведь только на вопрос о том,   чем занимается научный отдел.   Но, помимо научного отдела под управлением проректора по научной работе,   которым я являюсь,  работают еще отдел аспирантуры и магистратуры, к нашему же   «департаменту» относятся редколлегии периодических изданий.  Это «Вестник» Русской христианской гуманитарной академии,  «Acta  eruditorum»,  совет по научно-исследовательской работе студентов.
Так  что,   как видите,   направлений несколько.   Могу рассказать по порядку.

- Да,  пожалуйста.
- Что касается научного отдела,   то здесь несколько направлений работы внутри самого отдела. Первое направление   работы - это планирование,   учёт   и   отчетность по научной   деятельности: ведь наука – это обязательная сторона жизни каждого  вуза: чем серьезнее научная деятельность вуза,   тем солиднее сам вуз. В этом смысле РХГА – серьезный научный центр в области гуманитарных наук.  У нас  ведутся  как фундаментальные,   так и прикладные научные исследования. Соответственно,   если говорить о науке,   то   как может осуществляться научная  деятельность в академии?  Во-первых, руководят этой работой  ректорат  и ученый совет,  они задают основные векторы этой работы. Ну,   скажем,    основные направления деятельности нашей академии: религиоведение,   философия,   культурология,   педагогика,   психология. Конечно же,   языки и культуры.  В основном,   на базе этих направлений и ведутся  научные исследования,   поскольку   на этих направлениях сконцентрировано основное число специалистов. Есть,   например, «Христианство и Ислам в современной  России». Понятно,  что речь идет об очень серьезном для нашей современной действительности моменте, связанном с этноконфессиональными проблемами, их преломлением в образовании, культуре.  Это направление религиоведческо-культурологическое. Второе направление - историко-философское. По истории философии у нас пишутся статьи,   проходят конференции, например, активно работает  Петербургское Платоновское общество под руководством проф. Р.В. Светлова (оно действует на базе нескольких вузов, РХГА – один из них),  семинар «Русская мысль», Центр изучения мистики и эзотеризма, киносеминары, искусствоведческие семинары, научно-методические семинары для учителей «Петербургский вектор». 
На стыке философии образования, педагогики и психологии разрабатывается и апробируется ценностно-культурологическая модель образования: наша академия сама по себе – авторский проект,   и этим она интересна. И мы методически помогаем общеобразовательным учреждениям,  сотрудничаем с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга,   Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области,  с учреждениями Российской  академии образования. Религиоведение и культурология, философия образования и педагогика, ‑ если вы обратили  внимание,   эти  сферы пересекаются  друг с другом, что совершенно нормально для
XXI в., когда основные прорывы  возможны,    прежде всего,   на кросс-научных междисциплинарных направлениях. Это если   говорить о самых основных направлениях научной деятельности нашей академии, есть и другие, о которых я не упомянул.

- Дмитрий Викторович,  расскажите пожалуйста,   насколько активно участвуют студенты в научной деятельности Академии?
- Как вам сказать…. Если говорить об организационно-технической работе,  то здесь мы иногда привлекаем студентов: вот,   когда вы проходили мимо моей приемной,   то могли увидеть,   что одна из наших студенток работает. Что она делает сейчас? Участвует в организации работы со школами  Санкт-Петербурга,   вошедшими в  «ПРИЯ»,   проект по изучению итальянского языка: они готовят квест-игру для школьников по итальянской культуре, которая пройдет в ноябре.
Как это связано с наукой? Это связано напрямую: школьники через игру втягиваются в ученическую исследовательскую деятельность,   студенты тоже втягиваются в организационно-научную работу. Это работа на стыке филологии,   культурологии,   краеведения,   искусствоведения. Итоги работы школ будут подведены на ежегодной студенческой конференции «Бог. Человек. Мир» в декабре этого года - вот конкретный пример.
Члены студенческого совета нередко помогают в проведении каких-то научных мероприятий. Мы привлекаем,   к тому же,   и студентов старшекурсников. Некоторые из них участвуют в научных проектах кафедр и факультетов. Не все и не всегда, конечно,   но принимают. 

- Дмитрий Викторович,   другими словами, научный отдел,   так сказать,   не  нацелен полностью на студентов,  да? 
- Смотрите, если бы наука была нацелена на то,   чтобы в ней все делали студенты,   у нас бы не было науки.   Наука - это такой институт, такой процесс,   когда приобретается,   исследуется,   открывается что-то новое. Естественно, студенты  участвуют в этом процессе,   но не как главные лица:   они могут лишь участвовать в авторских коллективах,   в реализации каких-то проектов,  в социологических опросах,   в подготовке отчетов,   в написании статей, в проведении конференций  и так далее….
Они участвуют на своем уровне, развиваясь при этом, решая свои, пока учебные, задачи. Ведь самое важное, чтобы была преемственность,   чтобы был,   например,   профессор,   который ведет кандидатов наук и аспирантов;   чтобы были кандидаты наук,   которые руководят аспирантами,   магистрантами и студентами;   чтобы было постоянное движение, рост, ротация. Вот такая  пирамида,   причем пирамида обновляющаяся:   молодые исследователи с нижних ступенек постепенно замещают тех,   кто находится на верхних ступеньках. Это процесс воспроизводств в который встраиваются студенты, которым это интересно, которые связывают свою дальнейшую деятельность с наукой. В этом смысле да: научный отдел - это не студенческий научный отдел. Научная деятельность - это профессиональная деятельность,   а студент это все-таки еще не профессионал:  он только хочет еще стать профессионалом.

- Спасибо. Скажите, сейчас в академии самое популярное из направлений какое?
- Направление в науке?

- Да, направления в научной работе или исследования идут равномерно во всех направлениях?
- Одно,   наверное,   невозможно, слишком узко: научные исследования группируется вокруг интересных идей и личностей. В то же время,   как  известно, наша академия - авторский проект. Соответственно,   представить научные исследования равномерно распределенными по всем гуманитарным наукам,   по всем специальностям,   вряд ли возможно. Тем более,   что надо понимать,   как действует наука в современном постиндустриальном,     информационном обществе,   как она работает. Наука - это организация, выбор приоритетной цели, постановка задач, поиск финансирования: без средств исследования не проведешь. Вот сейчас Министерство образования и науки России,   где недавно появился новый министр, объявило о том,   что будет составлять инновационную научную карту России. То есть оно будет изучать ‑ где,   в каких регионах,   в каких университетах, академиях или научно-исследовательских  институтах собираются коллективы,   которые способны давать что-то перспективное: чтобы не размазывать деньги тонким слоем  по всем,   а давать больше тем,   кто эффективнее работает: финансировать новое, дающее наилучшие результаты. В каком-то смысле, РХГА, существует изначально   в рыночных условиях;  нам никто просто не приносит денег,   и  никто не дает денег  из государственного бюджета на то,   чтобы мы платили  преподавателям за науку,   за научную работу. Так вот мы,   существующие в рыночных  условиях,   давно уже то же самое делаем  у себя.   И каждый год мы подаем новые научно-исследовательские,   научно-издательские,   информационные  проекты в те фонды,   которые  финансируют научные исследования в России. Таких фондов немного. По большому счету,   для гуманитариев  это всего один  федеральный фонд  - это,   так называемый,   Российский гуманитарный научный фонд,   созданный в начале 90-х годов. Каждый август – сентябрь мы подаем проекты,   некоторые из них выигрывают.  Составляют эти  проекты,   естественно,   не столы,   не стулья,   а личности,   ученые,   которые работают в нашей академии.   В принципе,   с этими проектами можно ознакомиться на сайте и в наших научных отчетах.   Выигрываем  грант на какую-то   тему,   получаем на это деньги. Вы знаете,   что выходят регулярно книги из серии «
Pro et contra». Вот,   совсем недавно вышли новые тома: «Сервантес: Pro et contra»,   «Данте: Pro et contra»,   «Белинский: Pro et contra»,   «Николай I: Pro et contra».
Это все результаты научной деятельности наших преподавателей и наших коллег из других организаций, которых академия привлекает для работы. Есть еще одна серьезная государственная программа,   которая поддерживает наши научные исследования, ‑ Федеральная целевая программа «Научные и  научно-педагогические кадры инновационной  России». В 2010-м году молодой ученый, наш аспирант,   а теперь уже кандидат наук Родион Валентинович Савинов выиграл грант. Выиграл грант,   выполнил работу,    академия получила деньги. Выплатила ему зарплату. Подготовлены статьи,   подготовлен научный отчет,   подготовлена к изданию книга: вот реальная работа. По теме платонизма и аристотелизма (вечно актуальные темы истории философии!)  под руководством Романа Викторовича Светлова и Татьяны Федоровны Фадеевой работает проект. Недавно на Ученом совете мы утвердили отчетные материалы.  Итоги обсуждались и на Платоновской конференции в июне 2012 г.; готовится коллективная монография. Этим летом в конкурсе научных проектов победил проект нашего научно-образовательного центра   «Ценностно-культурологическая  педагогика ». Возглавляет этот проект Дмитрий Кириллович Бурлака. Целый коллектив, в который включены доктора, кандидаты наук, аспиранты, студенты, уже работает по этой теме. Еще один проект,   точно также,   которым руковожу я:  по философии   науки и образования: в той же самой федеральной программе одержал победу. Вот таким образом мы развиваем наши научные исследования, на конкурсной основе,    конкурентоспособно, и,   в общем-то,   мы вписываемся в интересы нашей большой страны, демонстрируя актуальные разработки, новые подходы в философско-религиоведческой, культурологической тематике.

- Спасибо, Дмитрий Викторович - это очень интересно. А что в ближайшее время можно ждать,  какие новые  издания?
- Хотя издательская деятельность не является моей сферой деятельности, а сферой деятельности издательства РХГА. Но поскольку издательство направляется и ректоратом и ученым советом,   то мы координируем наши усилия и,   по существу,   издательская деятельность является отражением научной деятельности   и, отчасти, наоборот. Так вот,   сейчас готовятся к изданию несколько серьезных книг  в рамках конкурса Российского гуманитарного научного фонда,   который называется «1050 лет Российской государственности».   В частности,   один цикл книг (этой работой руководит профессор  Светлов Р.В.)   посвящен войне 1812 года   и образам великих деятелей,   государственных и политических:   Александра
I, Наполеона,   Кутузова. Другой проект, тоже в рамках этой программы,   этого целевого конкурса,   им руковожу я,   посвящен культурообразующим  или основным традиционным конфессиям нашей страны: православию,   протестантизму,   католицизму и исламу; в ближайшее время выйдет 4 книги. Это,   если говорить об издательской деятельности. Помимо прочего,   наши преподаватели в рамках своих индивидуальных исследовательских проектов выпускают книги,   монографии, недавно вышла книга Оксаны Александровны Штайн  о феномене маски: тема философии образа,   кстати,   очень интересная тема,   развивается и в других ее работах. И таких работ у нас достаточно  много.

- Дмитрий Викторович,  с какими университетами или институтами ведется сотрудничество в академии?
- Ну, что ж! Сотрудничество не может быть абстрактным, да?  У нас подписаны договоры с десятками образовательных и научных учреждений как в Петербурге,   так и  за его пределами, в том числе за границей.   Надо сказать честно,  не все они одинаково эффективны. Но есть ряд партнеров надежных,   с которыми не только возникли контакты,   но и ведется совместная научная деятельность. Я думаю,   что ваш вопрос о них. Во-первых,   конечно,   «
alma mater» большинства из работающих здесь,   по крайней мере  в руководстве академии, - это Санкт-Петербургский государственный университет.  Понятно,   что Петербургский университет – это мега-университет, один из 2-х президентских вузов в России, у которого огромная   образовательная система, с некоторыми элементами которой наша академия успешно сотрудничает. Понятно,   что это философский факультет,   с которым нас традиционно связывают партнерские отношения,   в частности,   кафедра истории философии, кафедра философии религии и религиоведения (не хочется обижать другие кафедры и наших уважаемых коллег, с которыми у нас тесные связи, но все же перечисление остановим). Совместно с религиоведами СПбГУ в рамках программы «Христианство и ислам в современной России» мы готовим круглый стол «Теология образования в современной России: практика при образовательной деятельности», на который  приедут представители различных вузов не только нашей страны,   но и из за рубежа.   Я надеюсь,  будет заинтересованный  разговор о том,   чем отличается теология от религиоведения,   как преподавать теологию в светских вузах,   что такое религиоведение,  как дисциплина,   какие перспективы  у  того и у другого.
Другой наш партнер ‑ Педагогический университет имени А.И.Герцена,   с ним мы активно сотрудничаем: тоже,   опять-таки,   и на уровне ректората, и с отдельными  кафедрами. Из вузов можно еще назвать Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина – классический университет 47-го региона – т.е.  Ленинградской области.   Здесь играет роль то,   что мы находим общие интересы: у них есть научно-исследовательский центр,   мы сотрудничаем с ним. Можно называть другие петербургские ВУЗы,   с которыми в той или иной мере выполняются какие-то работы,   в том числе и не государственные.
Есть зарубежные вузы,   с которыми мы так же работаем достаточно тесно: вот,   например,   испанский университет,   Университет Наварры (
Памплона). С философским факультетом этого университета мы провели вместе две конференции,   издали совместный сборник; их преподаватели приезжают к нам на конференции,   наши   ездят туда: но, правда редко,   поскольку это все связано с финансированием. Итальянский университеты,   например университет Аосты, Грегорианский университет, с которыми мы активно налаживаем контакт. Как видите, здесь наука связана с образованием. Итальянские контакты положительно влияют на развитие итальянского отделения РХГА, испанские – на развитие испанского отделения. Кафедра финского языка и культуры поддерживает сотрудничество с учебными заведениями Финляндии.
Мы тесно сотрудничаем с Северо-Западным  отделением Российской академии образования,   у нас совместные проекты,   и   на базе РХГА  действует лаборатория ценностно-культурологической педагогики,   разрабатывающая нашу авторскую педагогическую модель. Институт всеобщей истории РАН: там есть центр изучения истории религии и Церкви.   У нас совместные проекты и с коллегами из Института философии РАН: с некоторыми секторами у нас совместные проекты. На самом деле список гораздо больше, и в научных отчетах информация более подробная.

- Спасибо. И последний вопрос. Скажите, пожалуйста, как долго существует научный отдел:  по возрасту  он равен академии?  
- Я вам могу сказать следующее. Академия развивалась постепенно, она началась в 1989 г. с вечерних курсов,   с высших гуманитарных курсов. Естественно,   что высшие гуманитарные курсы  не  предполагали большую исследовательскую деятельность. Это была скорее образовательная, культурно-просветительская работа,   но уже в начале 90-х появляются первые издания РХГИ, появляется научная деятельность преподавателей на базе института. В основном интересы   концентрировалась вокруг издательской деятельности и уже тогда начал складываться общий круг этой работы: отечественная и мировая интеллектуальная культура, религия и общество.  В частности, серия «
Pro et contra» стартовала в первой половине 90-х годов, книгой посвященной Н.А.Бердяеву,  первые учебные пособия (по религиоведению) появились в 1992-93 годах. Научный отдел,   как структурное подразделение,   был создан в 2001 году и несколько лет состоял … из одного человека.  Сейчас, правда, штаты тоже невелики, но мы строим свою работу так, чтобы эффективно содействовать решению общеакадемических задач: развитию перспективных научных направлений, сопровождению научных проектов, проведению актуальных, серьезных научных форумов, а также подготовке молодых научных кадров в магистратуре и аспирантуре. Так что интерес студентов к этой работе понятен и приятен. И я приглашаю вас, коллеги, к сотрудничеству.

Амосов Андрей