Новинки издательства РХГА



Ислам: pro et contra

Ислам: pro et contra, антология / Сост., коммент. Д. В. Шмонина, В. Г. Рохмистрова, вступ. статья Р. В. Светлова, Д. В. Шмонина. — СПб.: РХГА, 2017. — 1133 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-810-7

Антология «Ислам: pro et contra» представляет собой ретроспективу взглядов деятелей отечественной культуры, науки, политических и духовных лидеров на природу ислама, его историю в России и его место в ценностном горизонте российской культуры. Авторы-составители постарались подобрать свидетельства, которые показывают эволюцию восприятия ислама в России, а также попытки осознать то, каким образом ислам адаптировался к российским реалиям с одной стороны, и как сами эти реалии адаптировались к наличию ислама как важной и значительной составляющей российской цивилизации. Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Заказ книги
rhga.rhga@gmail.com

http://irhga.ru/wp-content/uploads/2018/01/cover_Islam_pec.jpg

От издателя

 ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках очередную книгу из серии «Русский Путь» — «Ислам: pro et contra». Ее содержание формируется в осмыслении одной из великих духовных традиций в истории человечества. Ныне ислам — одна из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. На протяжении столетий ислам являлся одной из могущественных сил человеческой истории, выступив духовной основой для формирования особенного типа цивилизационного строительства. Практически невозможно представить будущее планеты без учета этого фактора. В условиях глобализации усиление межконфессиональных и межрелигиозных контактов неизбежно. Одной из важнейших тенденций современности можно считать переход к так называемому постсекулярному состоянию (по крайней мере, для Европы, Америки и России). Религии, которые оказались в испытавших секуляризацию обществах вытесненными на периферию социально-культурной жизни, активно пытаются вернуть себе утраченные позиции. При этом границы некогда незыблемых «канонических территорий» и зон конфессионального влияния уже не выглядят чем-то раз и навсегда данным, в научный обиход прочно вошло понятие межрелигиозной конкуренции. Однако не менее важной чертой постсекулярного общества является продолжение секуляризационных процессов, и в этой ситуации большинство религий, выступая носителями традиционных ценностей, оказываются союзниками по сопротивлению духовно-энтропийным процессам в обществе и культуре.
В России ислам имеет особенную историю. Ее в большей степени по сравнению с историей других стран и геокультурных регионов можно оценить как важный и позитивный опыт межрелигиозного и государственно-конфессионального сотрудничества. В период господства советской атеистической идеологии все религии третировались в качестве разновидностей «ложного сознания». Ныне пришло время узнавания, понимания и диалога. Данный том предназначен для помощи в реализации этих задач. Он представляет историю рецепций ислама в России, взятую в ее наиболее культурологически значимых проявлениях. Реализуемый в серии принцип «pro et contra» предлагает читателю определенным образом систематизированные мнения и оценки видных деятелей отечественной культуры, снабжая их историко-аналитическим комментарием, но оставляя выбор окончательного суждения за читателем.
В этом издании, подобно всем остальным книгам серии, типологическое различие связано с предметом осмысления. Основная часть из более чем 120 томов «Русского Пути» посвящена персоналиям — философам, богословам, ученым, писателям и поэтам, государственно-политическим деятелям. Большинство из них представляют отечественную культуру, но ряд изданий отображает российскую рецепцию фигур западного мира. При этом за каждой из осмысляемых в антологиях персон символически просвечивает определенная сфера культурного бытия — философия, музыка и поэзия, государственное строительство, а в более широком плане — культура как таковая или определенная историческая эпоха. Можно сказать, что серия в целом носит культурологический и даже историософский характер. Однако для полноты соответствия историсофским и культурологическим критериям необходимо обращение к анализу не только персоналий, но и реалий.
Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. За последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Завершена подготовка книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших религиозных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Завершилась работа над анализом отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени — либерализма, консерватизма, социализма, анархизма и национализма. В этом же ряду и четырехтомник, посвященный осмыслению феномена русской классической литературы. Первые три тома отражают российскую рефлексию, распределяя между Золотым, Серебряным и Железным веками историю восприятия классики. Четвертый том литературоведческой микросерии систематизирует зарубежные оценки. К такому типу изданий относится и антология, посвященная осмыслению ислама в российской культуре.
Структура и состав книги во многом определяются общими принципами построения изданий серии. Издания «Русского Пути» отображают в первую очередь историю рецепций и рефлексий некого феномена изнутри российской культуры. В меньшей степени — абрисно — их современное состояние, поскольку в истории классические позиции более или менее просматриваются, а подлинная эвристичность современных подходов еще далеко не всегда прошла проверку временем. У ислама в России долгая история. Соответственно, ее представление и сформировало значительную часть книги. В антологию вошли отображающие отношение к исламу тексты на русском языке. Текстов, выражающих отношение к исламу в России на других языках, в том числе народов СССР и Российской Федерации, конечно же, больше. Однако их анализ составляет задачу отдельного исследования, а его результаты достойны публикации в серии с другим названием.
В современной России ислам имеет статус одной из четырех традиционных религий. С учетом многоукладности религиозной жизни нашей страны диалог между религиями и конфессиями, направленный на укрепление социальной солидарности, выступает важным элементом устойчивого развития российской цивилизации. Диалог невозможно начать без знакомства и трудно продолжить без углубляющегося взаимоузнавания. Надеемся, что антология «Ислам: pro et contra», как и типологически близкие книги нашей серии, посвященные иудаизму, буддизму и христианству, будет способствовать и узнаванию, и диалогу.