А.Н. Сокуров в РХГА . Обзор прессы.

А.Н. Сокуров в РХГА . Обзор  прессы.

   Заключительный фильм тетралогии Александра Сокурова «Фауст» вышел на экраны в начале февраля этого года. Четыре фильма - четыре разных героя, объединенных одной темой - власть: «Молох» (Гитлер) , «Телец» (Ленин), «Солнце» (Хирохито), «Фауст» (герой романа Гёте). В минувшую субботу в РХГА Сокуров встретился с поклонниками своих непростых фильмов. 

   «Фауст» и тетралогия

   - Фильм встретил сопротивление, и очень серьезное. У нашего труда есть определенный зритель – это не общенациональное кино. Интерес к фильму есть, но я отношу это не к тому, что я делаю, а к тому, что в нашем обществе еще есть те, для кого гуманитарная суть является «живородящей». Ради этих моих прекрасных и любимых соотечественников фильм и идет в России. Идти он будет не везде: есть области, которые блокированы от такого рода акций. В современной России практически нет традции серьезного кинопоказа, поскольку нет национального кинопроката. Когда он появится, тогда и в прокате пойдут фильмы, созданные режиссерами с российским гражданством.

   - Фильм воспринимают по-разному. Часть зрителей - очень растерянно, потому что многие из них Фауста не читали, или начинали  читать, но отложили на всю жизнь.

   - Первое прочтение «Фауста», еще в институте, произвело на меня впечатление «катастрофы». Мне не понравился ни один герой. Читая на русском, мне казалось, что меня обманывают. Я чуствовал, что Фауст в оригинале – другая суть. Процесс постижения «Фауста» был очень сложным. Но с самого начала мне показалось, что Гёте поработал за всех.   Кто-то должен был быть умнее всех, кто-то должен был с одной звезды посмотреть на другую. Если бы не было осмысленного, систематизированного труда Гёте, многого бы не было. Задача таких крупных людей – насколько можно систематизировать, сохранить  и передать дальше.

   - Экранизируя «Фауста», я ни в коем случае не хотел нанести урон произведению. Я стремился, чтобы Фауст был человеком – не миф, не нечто отчужденное. Если я (зритель) не пойму человека в искусстве, то оно мне не нужно. Зачем мне Джоконда или герои Эль Греко, если я не чувствую за ними живое?

   - На образ Мефистофеля, в художественном смысле, повлиял Шаляпин. Он подарил ему свою полифонию, пластику. Интересно, как он двигался на сцене. Движения - руки и ноги -  важнее головы.

   - Идея создания тетралогии появилась в декабре 1980 года, когда я понял, что нужно начать строить «дом» из этих четырех кусочков-фильмов.

   - Я хотел делать  «Фауста» в двух версиях. Одна из версий  - та, которая существует сейчас, вторая – должна была стать легкой, воздушной, с запахом шоколада, классической музыкой Штраусса. Вторая версия основывалась на моем романтическом представлении о Вене. Мне казалось, что это что-то невероятное. Но когда  мы оказались в Вене, я понял, что это совсем не то, что я представлял. Это огромный имперский город, а не нечто благостное с каштанами.  Замысел не осуществился, потому что нет такого города, который я представлял. Может, его и на Земле нет – фантазия.

   Искусство и кино

   - Любое искусство живет на женских душах и душах, которые нуждаются. Потому что большей части мужчин это не надо, или они живут вообще за пределами культурного процесса. Но лучшие произведения создают мужчины. Парадокс. Может быть, потому, что мужчины ничего больше и не умеют. Бог сначала создал мужчину, поторопившись, видимо, а потом уже – женщину, возложив на нее более ответственную задачу. 

   - Основные идеи и формы искусства уже осуществлены. Вопрос новизны закрытый: новым может быть только автор. Современное искусство приближается к дизайну. Дизайн стремится к комфорту, искусство же, наоборот – к разрушению, разделению, к «шевелению» души. Искусство уже свершилось.

   - Последним великим русским писателем был Солженицын. Он не боялся рутинного труда. Его «Красное колесо» - фантастическая по замыслу работа. К сожалению, сейчас очень много пишущих «мерзавцев», которые превращают и голову, и все вокруг в мусор.

   - Кино – не искусство  - это художественное творчество. Оптика играет сомнительную роль в его развитии. Кино, как ни один другой вид творчества, приютил огромное количество «паразитов».

   - Съемка доступна всем, но поведете ли вы своего родственника на операцию к любителю?

   - Показывать кино сегодня – настоящая война. Решив снимать кино, ты оказываешься в постоянном состоянии боевой операции.- Готовлюсь к документальной картине про Вторую Мировую войну, она будет об отношениях Франции и Германии. Мне трудно жить без документального кино – это часть моей жизни. Обожаю. Привлекает оно меня персонификацией. Я могу столкнуться с историческим персонажем или материалом, но мое документельное кино внутри всегда имеет художественный замысел.

   Политика

   - В чем различие времени, в котором живу я, и тех творцов, которых я почитаю и люблю. У них была другая схема и структура жизни, общество и прогресс  строился по принципу: гуманитарий сначала значительно проходил вперед, смотрел что там «за», они знали, куда они идут и ведут людей. В отличие от современной жизни, сейчас нет людей, которые заглядывают вперед. Большой романист-писатель – первопроходец. Ни инженер, ни ядерщик, ни химик, ни социолог, ни политик даже, никогда не скажет вам, что там впереди. Он будет бежать и рваться вперед, будет  распахивать запертые двери, не думая о том, что они могут быть закрыты неслучайно.

   - Я не участвую в политическом процессе. Считаю, что есть два принципа: «не болтай» и «думай». Это полностью показывают последние месяцы. Нельзя, чтобы известный человек влиял на мое мнение. Он свою славу заработал не на государственной службе – это важно, это совсем другая область.

   - Цикл фильмов про современную власть создавать нет смысла. Мы сейчас забрались на такую высоту по категориям, что опускаться до уровней современных политических персонажей было бы неразумно. И потом мне это не нужно – не моя специальность.

   - Голосовать нужно за тех, кто  гуманность ставит выше политических целей.

   Текст: Яна Андронова
   Фото: Анна Дашук

http://piterstory.com/blogs/people/posts/1309-aleksandr-sokurov