Библиотека РХГА

Библиотека РХГА

   Вузовская библиотека – немаловажное звено в работе учебного заведения.
Библиотека Русской Христианской гуманитарной академии здесь не исключение. Ведь библиотека – нечто большее, чем просто хранилище учебников, журналов, словарей и энциклопедий.

   В век интернета закономерно встает вопрос, а нужна ли библиотека в том виде, в каком она была известна в течение многих веков? Не пришло ли время иных возможностей? Может пора уйти в интернет и использовать в учебном процессе, в домашней подготовке к экзаменам или семинарам электронные  книги, виртуальные библиотеки?

   Каким видит деятельность библиотеки в современных условиях, делится заведующая библиотекой РХГА, Екатерина Владимировна Ефимова.

   Екатерина Владимировна, расскажите немного о библиотеке РХГА. Когда она  была основана? Как долго вы в ней работаете?

   Библиотека РХГА возникла примерно в середине 1990-х гг., когда встал вопрос о создании регулярной учебно-методической базы для нашего  вуза. Тогда  в библиотеке было не очень много книг, зачастую, даже не было базовых текстов – источников по разным дисциплинам дававшиеся в институте.

   Основу фонда составили дарственные экземпляры преподавателей, сотрудников и студентов РХГИ. Кроме книг было много ксерокопий сделанных с дореволюционных изданий. Постепенно библиотека стала пополняться, расти количественно и качественно.

   Академия  регулярно финансирует покупку литературы по общегуманитарным и специальным дисциплинам. Библиотека комплектуется в известных книготорговых и издательских фирмах Санкт-Петербурга: «Александрийская библиотека», издательства Санкт-Петербургского Государственного Университета, «Азбука», «Алетейя», «Речь», «Высшая школа» и других.
В настоящий момент библиотечный фонд РХГА насчитывает около 25 000 тысяч учетных записей.

   Моё появление в стенах Академии, (на тот момент института), приходится на 2004 год, тогда я уже работала и параллельно училась на кафедре информационной аналитики в Петербургском Университете культуры и искусств, который окончила в 2006 году, получив диплом специалиста библиотекаря-библиографа.

   Что касается последних приобретений библиотеки, то  информацию об этом можно получить на сайте академии  или в группе в социальной сети.

   В целом фонд библиотеки удовлетворяет читательским запросам по основным дисциплинам, которые преподаются в вузе, но подчас от студентов высказываются предложения о том, чтобы расширить фонд, не ограничиваясь только основной литературой по программам, наладить межбиблиотечный абонемент, а также иметь доступ к периодической картотеке статей (из сборников, журналов).

   Со своей стороны я поддерживаю такие предложения как библиотекарь, поскольку библиотека, являясь центром культурной коммуникации, должна учитывать пожелания той аудитории, с которой она непосредственно работает, плюс важным является фактор постоянного развития информационных отраслей, а библиотека, как известно, должна своевременно выполнять одну из своих  основных функций (наряду с образовательной и культурной) – информационную, т.е., в нашем случае, должна быть налажена оперативная информационная поддержка учебного процесса.

   А что можно сказать о читателях библиотеки. Кто они? Какая литература пользуется наибольшим спросом?

   Что касается читательской аудитории, то, как я уже сказала, это студенты Академии, преподаватели и сотрудники, наши аспиранты. Хотя в числе читателей есть и те, кто не учится и не работает в Академии, но является ее другом, участником ежегодных конференций, семинаров.

    В число читательских приоритетов на первое место выходят психология и философия, религиоведение, мифология, богословие. Далее это художественная литература, история, науковедение, история искусств, лингвистика.

   Как вам кажется, что можно было бы изменить в работе библиотеки, чтобы она стала более привлекательной для работы студентов и преподавателей?

   Работая здесь уже без малого 8 лет я могу сделать некоторые выводы, опираясь на опыт и сегодняшнюю ситуацию. А выводы таковы, что библиотека нуждается в пересмотре и доработке некоторых рабочих моментов.

   Как уже было сказано, студенты высказывают пожелания по работе с той информацией, которая, можно сказать, «скрыта» от их глаз.
Что я имею в виду? Это информация, которая хранится в коллективных, периодических сборниках. Например - материалах конференций, симпозиумов, периодической печати (журналы, газеты).

   А работать с ней можно в том случае, если знать, где искать. Поэтому, студенту, который обладает культурой поиска библиографической информации будет это сделать проще. Но не все студенты в этом подкованы. Нас, как будущих библиотекарей, этому учили. А как быть студенту, например, нашего вуза?

   Соответствует ли сейчас библиотека современным требованиям, предъявляемых динамично меняющимся миром?

   Основным маяком в мире информации выступает библиотека как методический и информационный центр, который должен обеспечить эту связь между студентом и информацией.

   Обеспечить ее можно технологически, автоматизировав и оснастив рабочее место библиографа необходимыми техническими средствами. Я говорю о новой Базе Данных, отвечающей современным требованиям. У нас есть рабочая База Данных, или Электронный каталог, но, к сожалению, он не позволяет вести поиск по некоторым параметрам, например, поиск тех же статей из сборников (которых по этой причине не расписываются) по ключевым словам, нет пока возможности вести библиотечную статистику. Всё это важно, поскольку является неотъемлемой частью нормального функционирования современной библиотеки.

   И кто он – сотрудник такой библиотеки?

   Книгохранитель?  Как это было в стародавние времена при монастырях? Но вузовская библиотека не монастырь. Хотя задачи по сохранности фонда также должны выполняться.
Библиограф? Да. Поскольку доводит информацию до читателя в удобном формате для поиска и нахождения.

   Понятие библиотекарь включает в себя целый комплекс знаний, умений и навыков. Если исходить из реалий времени, и всё более ускоряющегося информационного потока, то современный библиотекарь должен уметь, прежде всего, хорошо ориентироваться в этом потоке и помогать это делать пользователю библиотечных, а если брать шире – информационных услуг, уметь налаживать связи в информационной паутине.

   Американский ученый М.Брейк высказался о будущем библиотечной работы, сказав, что в обозримом будущем библиотекари станут «гидами в киберпространстве».

   С заведующей библиотекой РХГА, Екатериной Владимировной Ефимовой беседовал директор по связям  с общественностью РХГА, Владимир Александрович Егоров.

   Для желающих получать информационные рассылки РХГА, связь: [email protected]

   Группа библиотеки РХГА в соц. сети см.здесь