РХГА в зеркале мнений

РХГА в зеркале мнений

   В первую февральскую субботу, 4 февраля 2012 года, прошло первое заседание «Открытого лектория РХГА», которое было открыто выступлением ректора Русской Христианской гуманитарной академии, профессором, доктором философских наук, Дмитрием Кирилловичем Бурлакой. Тема его выступления звучала так - "Что такое постхристианский мир".

  Не только тема доклада, но и личность докладчика, заинтересовали многих представителей современной общественности из разных социальных групп, и потому помещение актового зала академии было заполнено практически до отказа. Дмитрий Кириллович рассказал собравшимся о той ситуации, что сложилась в настоящий момент в области положения и осознания религии в нашей стране.

   Сам по себе термин «постхритианство», на первый взгляд, выглядит как нечто угрожающее или вызывающее определенный протест утверждение о несостоятельности христианства в контексте современной жизни. Но это мнение было сразу же развеяно докладчиком  в ходе его выступления. Ни о каком изживании христианства как такового речи не шло, напротив, скорее можно говорить о некотором ренессансе культуры и религиозности, правда,  имеющем свои особенности.

   Именно эти особенности и породили приставку «пост». Мы так часто слышим эту приставку в ставших совершенно привычными словах «постмодернизм», «постсоветский», «постреволюционный», и, зачастую, расцениваем эти слова в контексте прошедших явлений. Доклад Дмитрия Кирилловича позволил нам вспомнить, что совсем неверно говорить о прошедшем времени, ведь «пост» - это не некролог и не плач об ушедшем времени, а скорее констатация перемен, которые начали происходить, как бы надстраиваясь над уже сложившейся системой (будь то культурное течение, или религиозная традиция).

   И основная особенность, в отличии, предположим, «постхристианства» от «неохристианства», в том, что оно не отвергает и не старается преодолеть имеющуюся традицию, но старается развернуть ее в особливом, современном контексте, и осознает необходимость этих перемен.

  Д. К. Бурлака говорил о появлении «рынка религиозности», когда рыночная экономика дала нам выбор практически во всех областях нашей жизни. Очередь дошла и до духовных изысканий. И на самом деле, мы видим как в эту «игру» с успехом включаются все новые и новые конфессии, когда невозможно сохранить паству не проживая с ними их жизнь.

   Церковь вынуждена вносить перемены в собственную жизнь, без человека в церкви не будет ее самой. Жизнь тех самых «необходимых составляющих» подверглась переменам и невозможно даже сравнить ритм жизни  русского человека XVI и XXI веков.
Уровни его загруженности, не только в физическом, но и в информационном смысле (огромный поток информации от различных источников СМИ, профессиональной документации и других), не оставляют достаточно времени в жизни человека для каких бы то ни было глубинных исследований в религиозной сфере (если конечно это не профильная научная деятельность человека, которой он занимается исходя из профессиональных предпочтений и умений).

   И в этом бурлящем потоке жизни появляются все новые и новые альтернативы уже существующим, фундаментальным и «неповоротливым» религиям, которые готовы «за скромное вознаграждение показать дорогу в Рай». Что, конечно, по большинству своему лишь «предложение», не более того. Но именно такие «выгодные приобретения» сегодня составляют сильную конкуренцию «официальным взглядам» и как следствие толкают их на определенные действия. Невозможно говорить, что появление различного рода нетрадиционных религиозных организаций и движений – это плохо. Это явление не имеет оценочной шкалы, но оно показательно. И в этом смысле сквозь призму различных наложений и хитросплетений мы видим, как сильна в мире сегодняшнем  тенденция к интернационализации культуры. Насколько необходимость диалога культур натыкается на сложности и противоречия внутри самих «приступивших к диалогу», и какие появляются альтернативные пути, как выходы из «обострившихся ситуаций».

   Раньше проблемы подобного уровня решались более радикально, и не было необходимости столь чутко и  тонко прислушиваться к «голосам внутренним». Сегодня же эта чуткость и способность не только слушать, но и слышать, дает возможность заступить за границы понимания религии и культуры в том контексте, в котором мы к ним привыкли, но выходя за эти границы не потеряться в океане мировоззренческих возможностей.

   В ходе  этой первой февральской встречи в «Открытом лектории РХГА» было обозначено много проблемных вопросов и ответов, которые предлагали слушатели и сам докладчик. В частности, были выражены опасения по поводу утери собственной индивидуальности и культурной самобытности в ходе таких широких мировоззренческих поисков. На что был получен вполне справедливый ответ, что утеря возможна, если этого шага вперед не произойдет. Стагнация всегда заканчивается регрессом, и надеемся, что наш регресс уже начал свое преодоление.

   В этом контексте достаточно интересными показались вопросы, касающиеся отношения христианства с уже сложившимися и окрепшими мировыми религиями (в частности исламом и буддизмом). Думается, не стоит говорить, что актов слияния и поглощения нам достичь вряд ли удастся, да и цели такой никто не ставит. Но вот прийти к разумному сосуществованию на одной территории (а сейчас мы видим, что практически все крупные страны мира «политеистичны» - в смысле их многонациональной и многоконфессиональной составляющих) всё же придется. Сегодня христианин, мусульманин и буддист вынуждены ходить по одной улице, работать в одной компании и смотреть кино в одних и тех же кинотеатрах, потому  слово «интернационализация» в контексте общественного сознания становится одной из главных целей на пути к созданию целостного социума, где будет уготовано достойное  место каждому из его членов.

   В свете вышесказанного, разговор о постхристианском мире, думается, стоит продолжить, и быть может, будет полезным проиллюстрировать на каких-то более ярких примерах. Показать какие перемены уже  имели место быть, а какие надвигаются. Какие плюсы в этом движении видны и каких минусов удалось избежать. Но ведь есть и негативная сторона процесса, которой не стоит пренебрегать. Ведь подобный «шаг вперед» - очередная «медаль», которая украсит грудь человечества, и ее невозможно будет примерить, не учитывая определенного количества жертв, которые в свою очередь просто неизбежны.

   Споры о душевном и духовном всегда самые «кровавые», а потому столь дороги  и оберегаемы. И если решено менять что-то в так давно казавшемся незыблемым, значит, есть на то серьезные основания, и обязательно найдутся противники. А истина всегда рождается в муках спорных.

   Будем надеяться, что эта встреча по данному вопросу  получит продолжение, а так же даст импульс и для других тем будущих обсуждений. Встреча в первую субботу февраля стала серьезным толчком для раздумий над проблемой религиозности сегодня и ее месте в контексте современной истории. Наше будущее в наших руках, и мы не имеем права их просто опустить – это неуважительно ни по отношению к себе, ни по отношению к бывшим до нас. История и культура создаются и рушатся руками людскими, так давайте будем активными и благотворными творцами и созидателями.

    Колмакова Мария Владимировна, аспирантка Русской Христианской гуманитарной академии.