Новинки издательства РХГА
Визуальная экология: формирование дисциплины. СПбГУ; Издательство РХГА, 2016
Визуальная экология: формирование дисциплины: Коллективная монография / Под ред. В. В. Савчука. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 531 с.
ISBN 978-5-88812-780-3
Коллективная монография составлена из текстов, созданных на основе материалов Всероссийской молодежной конференции «Визуальная экология: границы и методы формирования дисциплины» и международной научной летней школы «Визуальная экология: стратегии и практики», а также значимых текстов, посвященных аналитике визуального загрязнения, топологии городского пространства и изменяющейся эстетике урбанизированной среды. Настоящая монография является первым в России академическим изданием, предпринимающим попытку вдумчиво отнестись к экологии восприятия визуальной среды: исследовать проблемы и выработать критерии визуального загрязнения, обнаружить новые способы организации визуального и медиаландшафта, субъективности, предложить понятия и концепты, схватывающие границы и формирующие понятийно-методологическую базу новой области междисциплинарного знания. Издание предназначено как специалистам в области медиафилософии и медиатеории, урбанистики и медиадизайна, так и широкому кругу читателей, интересующихся актуальными проблемами визуальных исследований.
УДК 1
ББК 71.0:87
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт философии, Центр медиафилософии,
Лаборатория визуальной экологии
Главный редактор: В. В. Савчук
Ответственные редакторы
Д. А. Колесникова, А. Р. Латыпова
Авторский коллектив: С. А. Азаренко (§ 21], К. В. Азаров (§ 7], О. А. Алексейчик (§ 10, Приложение], О. Ароневич (§ 3], Н. В. Братова (§ 13], Е. М. Быков (§ 28], С. Б. Веселова (§ 6], Е. А. Иваненко (§ 22 в соавторстве с М. А. Корецкой и Е. В. Савенковой], О. В. Игнатьева (§ 14 в соавторстве с О. В. Лысенко], Д. К. Калинкина (§25, Приложение], Л. Ю. Кислякова (§ 18], Д. А. Колесникова (Введение, §1,27 в соавторстве с А. В. Одинец], М. А. Корецкая (§ 22 в соавторстве с Е. В. Савенковой и Е. А. Иваненко], А. Г. Кузнецов (§ 12], А. Р. Латыпова (§ 24 в соавторстве с А. С. Ленкевичем, Приложение], А. С. Ленкевич (§ 24 в соавторстве с А. Р. Латыповой, Приложение], Е. И. Липич (§ 26], О. В. Лысенко (§ 14 в соавторстве с О. В. Игнатьевой], О. С. Макшанова (§ 8, Приложение], А. Д. Митрофанова (§ 4], Ж. В. Николаева (§ 5], А. В. Одинец (§ 27 в соавторстве с Д. А. Колесниковой], К. А. Очеретяный (§ 17, Приложение], Е. В. Савенкова (§ 22 в соавторстве с М. А. Корецкой и Е. А. Иваненко], В. В. Савчук (§ 2], Д. Ю. Сивков (§ 19], М. М. Скоморох (§ 23], В. И. Снесарь (§ 9], О. А. Сорокина (§ 20], Г. Р. Хайдарова (§ 11], К. П. Шевцов (§ 15], К. А. Шерстобитов (§ 16].
Коллективная монография подготовлена и опубликована в рамках исследовательской программы Центра медиафилософии и при финансовой поддержке гранта РФФИ — 13-06-00764
Рецензенты:
Стребков Александр Иванович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Чечулин Алексей Викторович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.
© Авторский коллектив, 2016
© Издательство РХГА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Теория визуальной экологии 12
§ 1. Координаты визуальной экологии 12
§ 2. Пролегомены к критериям загрязнения визуальной среды. . 19
§ 3. Об эстетических режимах: между чистотой
и разнообразием 45
§ 4. От созерцания к производству, от образа к вещи.
Возвращение конструктивизма 60
§ 5. Slow life. Философия созерцания 82
Глава 2. Проблемы визуальной экологии различных
топосов 96
§ 6. Рим. Рождение гипервизуальности 96
§ 7. Общее и частное в медиаэкологии Китая и синосферы. . 107
§ 8. Человеку свойственно ошиваться 123
§ 9. Экология городского пространства по материалам
исследования первой уличной рекламы в 1992 году
в Санкт-Петербурге 130
§ 10. Дворовый trash-art: зоны визуальной агрессии? 148
§ 11. Визуальная экология в действии 158
§ 12. Визуальная экология транспортных медиаций 171
§ 13. Петербургский текст в фильмах 1990-х. Лиминальное
пространство и мотив побега из города 197
§ 14. Современная визуальная среда города Перми 207
Глава 3. Телесное восприятие визуальной среды 231
§ 15. Тело как медиум перцептивного поля 231
§ 16. Визуализация мертвого тела в современной медиасреде . . 246
§ 17. Habeas corpus: проблема «телесности» в дискурсе
«визуальной экологии» 254
§ 18. Иконография кожи 276
§ 19. Визуализация иммунных систем 285
§ 20. В плену незыблемой красоты: опыты пластической
экологии 299
§ 21. Осмотрительность и слышание в сообщаемости
сообщества 311
Глава 4. Визуальные образы: удовольствие,
агрессия и зависимость 322
§ 22. Экологически чистая сеть, или Зачем субъект
отрастил себе цахейлу 322
§ 23. Визуальная экология компьютерной игры: оптика
геймера и побочные эффекты при ее настройке 346
§ 24. Интерфейс как (с)ложная форма чувственности 366
§ 25. Удовольствие от визуальной информации:
инфотейнмент и инфографика как феномены
медиакультуры 402
§ 26. Смотрящий да увидит, или «Обожение» визуальной
среды обитания 417
§ 27. Медиабулимия как следствие пребывания
в виртуальной среде 423
§ 28. (Визуальная) экология, испытанная политикой 431
Приложение. Отчет о Всероссийской молодежной научной
конференции с международным участием «Визуальная
экология: границы и методы формирования дисциплины»
(СПб., 22-23 ноября 2013 г.) 442
Об авторах 520