XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения


Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. Издательство РХГА, 2015

Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 27–30 мая 2015 г. Издательство РХГА, ИнтелБук - Умная Книга


Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 27–30 мая 2015 г. / Отв. ред. Д. В. Шмонин. — СПб.: РХГА, 2015.— 303 с.
ISBN 978-5-88812-711-7


Свято-Троицкие чтения — ежегодный форум, который включает в себя научно-теоретические и практические мероприятия, направленные на осмысление истории и современных проблем религии, культуры и образования в ценностно-гуманитарной перспективе. За пятнадцать лет Чтения стали заметным событием в богословской, философско-культурологической, религиоведческой научно-педагогической жизни Санкт-Петербурга и Северо-Запада России, приобрели не только межрегиональный, но и международный статус. В настоящее время Чтения являются признанным местом общения представителей религии, философии и науки, академической площадкой для научного, межрелигиозного, межконфессионального, а также общественно-конфессионального взаимодействия в образовательной среде.

ББК 86.2
C23

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ,
ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
И МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
ИМ. СВВ. РАВНОАП. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ОТДЕЛ ПО СВЯЗЯМ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

XV Свято-Троицкие ежегодные
международные академические чтения в Санкт-Петербурге
27–30 мая 2015 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ ЧТЕНИЙ
проф. Д. К. Богатырёв (председатель), д. ф.н. Л. С. Астахова (Казань),
член-кор. РАН В. Е. Багно, д. ф. н. Г. В. Вдовина (Москва),
проф. Х. А. Гарсиа Куадрадо (Памплона, Испания), проф. С. А. Гончаров,
проф. А. Ю. Григоренко, проф. Г. И. Григорьев, проф. С. И. Дудник, к. ф. н. В. Г. Иванов,
монс. М. Инглот (Рим, Италия), проф. Я. Красицкий (Вроцлав, Польша),
д-р теологии В. А. Мартинович (Минск, Белоруссия), прот. А. Пелин,
проф. М. Пизери (Аоста, Италия), проф. Р. В. Светлов, монс. П. Скалини,
д. с. н. М. Ю. Смирнов, д. и. н. Е. С. Токарева (Москва), прот. В. Хулап,
прот. В. Шмалий (Москва), проф. Д. В. Шмонин (зам. председателя)
ОРГКОМИТЕТ ЧТЕНИЙ
Д. В. Шмонин (председатель), Т. Н. Архипова, И. А. Вахрушева,
В. А. Егоров (отв. секретарь), А. А. Ермичев, И. О. Загашев,
О. Е. Иванов, С. М. Капилупи, В. Ю. Климов, Д. В. Кузютин,
Е. Ю. Молодцова, О. Г. Оленчук, А. Н. Поликаров, А. М. Прилуцкий,
А. Ю. Рахманин, Т. Н. Рейзвих, П. А. Сапронов, И. Л. Солодовник,
О. Л. Фетисенко, М. Н. Цветаева, В. А. Щученко

Представлено к печати оргкомитетом
XV Cвято-Троицких ежегодных международных
академических чтений в Санкт-Петербурге

Материалы аннотаций публикуются
без издательского редактирования

Отв. за выпуск Д. В. Шмонин
Издание подготовил В. А. Егоров

© Коллектив авторов, 2015
© Русская христианская гуманитарная академия, 2015


 

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
А. Р. Фокин
Зрительный акт как аналогия происхождения ума… от единого у Плотина
и Сына и Святого Духа от Отца у Мария Викторина и Аврелия Августина . . . . 6
А. М. Гагинский
Предпосылки развития учения о трансценденталиях в античности:
доаристотелевский период . . . . . 7
К. В. Карпов
“Нераздельность” трансценденталий: от Филиппа Канцлера к Бонавентуре . . . 9
Р. В. Савинов
Феномен аверроизма: философский смысл и социальное содержание . . . . 11
А. Е. Беляев
Л. А. Тихомиров и И. Л. Солоневич о народном представительстве
в самодержавном государстве . . . . . 13
Я. В. Дербенева
Религия как свобода духа (на материале работы И. А. Ильина «Аксиомы религиозного опыта»). . . . . 15
А. И. Прохоров
Топология сознания как метод герменевтики феноменологического текста . . . . 17
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
Е Линь
К вопросу о бунинской философии «Чаши жизни». . . . 20
И. П. Литвина
Писсарро — график и педагог . . . . . 21
А. И. Булахова
Медиагерой. . . . 22
П. А. Щуплов
Проблема иключительности и общих правил . . . 24
О. В. Сахарова
Стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Мой демон» (1830–31): опыт религиозного комментария . . . 25
БОККАЧЧО
В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Л. Н. Полубояринова
«Где “сокол” зарыт»:
дискуссия о малых повествовательных жанрах
в немецкоязычной литературе XIX века . . . . . 28
И. И. Бурова
«Тритамерон» Р. Грина: английский потомок «Декамерона» Дж. Боккаччо . . . . . 30
Ф. В. Фуртай
Кинематограф Джованни Боккаччо . . . 32
А. Ю. Миролюбова
«О Теодоро!», или один случай ренессансного интертекста . . . . . 33
С. М. Капилупи
Боккаччо в творчестве Макиавелли
и проблема комического в итальянской культуре . . . . . 34
А. А. Салтыков
Два воплощения одного сюжета:
пятая новелла четвертого дня «Декамерона» Дж. Боккаччо
и сказка «Эльф розового куста» Х. К. Андерсена . . . 36
О. А. Светлакова
Петраркистский сонет и новелла Боккаччо
в ренессансном жанровом поиске: сервантесовские решения . . . 37
К. С. Ланда
Боккаччо и Данте: тема поэта и поэзии в творчестве Боккаччо . . . . . 38
И. В. Соболева
Произведения Дж. Боккаччо
в русских пересказах и переводах XVIII–XX вв. . . . . 39
К. И. Смирнова
Вкус Средневековья и Раннего Возрождения в «Декамероне» Боккаччо. . . 40
М. С. Петрова
К. Н. Батюшков как переводчик Боккаччо: «Новелла о Гризельде» . . . . . 41
В. В. Андерсен
Французские отзвуки «Декамерона» . . . . . 42
СЕКТА:
ОБЩЕСТВЕННЫЙ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ
В. А. Егоров
Религиозная этика в НРД . . . 44
В. А. Курилов
Советское государство и баптизм во второй половине XX века . . . . 45
М. В. Колмакова
Термин «секта» на страницах журналов
«Вопросы философии» и «Наука и религия» в 60-е гг. ХХ в. . . 47
А. В. Катаева
«Секта» как объект исторического и теоретического исследования. . . . 49
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Э. В. Онищенко
Профессиональная культура современного педагога:
проблемы и перспективы формирования . . . 52
Н. В. Белкина
Междисциплинарный проект как средство внедрения инноваций…
в деятельность государственного бюджетного образовательного учреждения . . . 53
Т. Н. Рейзвих
Принципы признания неформального образования в Европе
и российская действительность . . . 55
А. Е. Рябчук
Развитие информационно-коммуникативной культуры педагога…
в процессе интерактивного взаимодействия. . . . 57
Л. А. Храмцова
Организция процедуры самооценки младших школьников…
как средство повышения качества образовательного процесса . . . . . 59
Е. И. ЗАМЯТИН: PRO ET CONTRA
М. Ю. Любимова
Е. И. Замятин: Pro et contra.
Итоги и перспективы научно-издательского проекта . . . . . 62
Л. В. Полякова
Интегральная поэтика рассказа Е. Замятина «Пещера» . . . 63
Т. Т. Давыдова
О концепции замятинской энциклопедии . . . 65
М. А. Хатямова
Творчество Е. И. Замятина:
проблемы литературности и саморефлексии прозы . . . 67
Н. Н. Комлик
Народно-православное миросозерцание в художественном преломлении
рассказа Е. Замятина… «О том, как исцелен был инок Еразм» . . . . 69
Л. И. Шишкина
Традиции народной смеховой культуры в политической сатире Е. Замятина . . . 71
РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ПЕРИОД КРИЗИСА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Л. Е. Артамошкина
Проблема культурной памяти на рубеже веков . . . . 74
М. Н. Цветаева
«Русские вопросы» в искусстве 19 — нач. 20 века: актуальность вечного . . . . . 76
Д. Н. Козырев
Технократизм и православная антропология
(О. Клеман о будущем цивилизации) . . . . 78
Л. П. Морина
Символ: конфликт интепретаций в современной культуре. . . 80
С. В. Московская
Школа Сидлина и школа «Храмовая стена»:
традиции и художественно-эстетические основания . . . . . 82
О. И. Котина
Концепция виртуального музея Н. С. Гумилёва . . . . 83
Н. М. Любомудрова
Архетип дороги в русской культуре. . . 85
О. Б. Сокурова
Базисные слова-универсалии русской духовности и культуры . . . . . 87
Н. В. Крыжановская
Кинематограф оттепели в истории страны . . . . . 89
СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БИОЭТИКИ
В. А. Егоров
К предметному полю биоэтики . . . . 92
Протоиерей Игорь Аксёнов
Трансгуманизм и вспомогательные репродуктивные технологии. . . 93
С. Б. Веселова
Звериный стиль эпохи Модерн . . . . 95
А. И. Булахова
Трассексуальность и границы человечности. . . 97
Я. Г. Гаврилова
Этика бессмертия . . . 98
О. О. Арепьева
Войны в социальных сетях. Искушение троллем . . . . . 99
С. О. Никулин
Утопические проекты научной рациональности: трансгуманизм . . . . . 101
Н. Б. Аразян
Гиппиус. Проект нового человека в контексте русской мысли рубежа веков . . . 103
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
А. А. Ермичев
Параллелизм в русской философии XIX века: становление основной идеи . . . 106
И. И. Евлампиев
Русская философия как европейская философия. . . . . 108
П. А. Сапронов
Русская философия как религиозно-философская мысль вне религии . . . 109
Т. В. Артемьева
Философия за пределами академического профессионализма
в эпоху Просвещения. . . 110
А. К. Судаков
«Может быть, Византия могла бы сделаться христианскою…» :
И. В. Киреевский о муках и соблазнах византийской культуры. . . . 111
С. А. Воробьева
Формирование компаративистского подхода
в русской философии истории первой половины ХIХ века. . . . . 113
В. А. Щученко
Проблема культурного анализа и культурного синтеза в русской
религиозно-философской мысли первой половины 20 столетия:
теоретические параметры и современные процессы. . . . . 115
ПРОРОЧЕСТВА, ПРОЕКТЫ, УТОПИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
(К 130-летию выхода книги К. Н. Леонтьева «Восток, Россия и Славянство»)
О. Л. Фетисенко
130 лет «Учебнику смелости». . . . . 118
Д. С. Кунильская
Греческий мир в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес»:
история и пророчества . . . 119
Б. В. Межуев
«Смысл войны» Владимира Соловьева: опыт двойной эсхатологии. . . 120
Б. Ф. Егоров
Начальный этап советских утопий. . . 121
А. П. Дмитриев
Спор И. Ф. Романова-Рцы и С. Ф. Шарапова
о возможности «эгалитарного вседовольства»
(по поводу романа-утопии Э. Беллами «Через сто лет»). . . . . 123
А. Э. Котов
П. П. Цитович и русская либеральная утопия . . . . . 124
А. И. Резниченко
История несбывшихся событий.
«Сборник памяти В. Эрна» / «Эрну — друзья» . Проект 1917 года . . . . . 125
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО:
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СЮЖЕТЫ
М. Р. Арпентьева, С.В. Брайцева
Пастырское служение в структуре социального служения . . . . . 128
К. А. Кузоро
Возникновение и эволюция церковной исторической науки
в российских духовных академиях (XIX — первая четверть ХХ вв.) . . . . . 130
А. М. Молоток
Когда руки «поют»: современная практика
церковной работы с глухими людьми; востребованность и дефицит кадров. . . . 132
Диакон Антоний Данилов
Историческая причина появления традиции миссионерского богослужения
в РПЦ усской православной церкви . . . . . 133
ФЕНОМЕН ПОДВИЖНИЧЕСТВА
В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
О. А. Туминская
Образы юродивых в предстоянии образу Троицы: иконографический ряд . . . . 136
Е. Л. Ильина
Блаженная Любушка Сусанинская:
жизненный путь и народное почитание . . . . 138
В. И. Снесарь
Динамика феномена юродства в русской культуре . . . 139
Н. Н. Жервэ
Феномен новгородского юродства и прп. Михаил Клопский . . . 141
К. С. Емельянов
Почитание пострадавших за веру в ХХ веке в Советском Союзе
в контексте холодной войны . . . . . 143
Н. З. Гаевская
Темпорология памяти смертной в подвиге юродства . . . . 145
Иерей Богдан Полевой
Юродивая Матрона Мыльникова (Матрона Босоножка).
Путь в XXI век . . . 147
М. К. Карпов
Преподобномученица Мария Гатчинская
и ее почитание в Санкт-Петербурге и Гатчине . . . . 148
Л. А. Ткачук
Лиминальные состояния в феномене юродства . . . 150
А. Н. Лепёхина
Архим. Таврион (Батозский).
Подвижничество как опыт борьбы за человека и церковь. . . 151
О. В. Иванова
Литургическое творчество времен Большого террора по материалам
судебно-следственных дел из архивов Урала . . . 153
А. Л. Мамонтов
Молодёжь и мученичество в раннем христианстве II–III веков. . . . 155
«НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ»: СТРАНЫ И ЛИДЕРЫ
АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
И ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИЯХ
Е. С. Протанская
В Великой Отечественной войне победили образованные патриоты. . . . . 158
С. М. Капилупи, Д. Ланца
Память и идентичность в генезисе итальянской послевоенной
политической системы… : дебаты про 1943–48 годы и их наследие. . . 160
А. Н. Муравьёв
К философски-правовому понятию священной войны . . . . . 162
В. В. Макаров
Зерна традиции и символика Великой Победы. . . . 164
Р. Н. Дёмин
Русская философия на страницах отечественных журналов
в годы Великой Отечественной войны . . . . . 166
А. А. Ермичев
О патриотизме русского зарубежья в 1941–1945 годах . . . 168
О. В. Самылов
К анализу методологических оснований фальсификаций истории. . . . 170
А. П. Козлов
Проблема неудач Красной Армии в начальный период
Великой Отечественной войны в современной историографии . . . 171
П. Н. Базанов
Партия Младороссов в движении Сопротивления во Франции . . . 173
Д. Ланца
Вторая мировая война, русский фронт: 24 августа 1942 года.
Последняя атака итальянской кавалерии . . . 175
ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА
Ф. Н. Козырев
Измерение «нравственного возраста» в педагогической практике:
возможности и перспективы . . . . . 178
С. А. Черняева
Религиозность как фактор психологического риска
и как фактор преодоления кризиса . . . . . 179
Е. Г. Андреева
Духовно-нравственная одаренность
и формирование ценностей… у современных молодых людей . . . 181
В. В. Маслов
Философия образования:
воспитательный компонент в системе общего образования. . . . 183
Д. В. Петров
Педагогический эмоционализм в трудах В. В. Зеньковского . . . . 185
БОГОСЛОВИЕ. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ.
ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ НАУКИ
П. Б. Михайлов
Философский и исторический подходы в теологии:
возможности взаимодействия. . . . 188
Л. Ю. Костогрызова
К вопросу о соотношении понятий
«церковное право» и «каноническое право» . . . 190
О.В. Терлецкий, Г. И. Григорьев
Об истинной болезни царя Авгаря,
побудившей, Господа Иисуса Христа
Сына Божьего, Сотворить «Святой Мандилион». . . . . 192
А. С. Волков
Археологические раскопки в Эфесе и их значение для изучения
апостольских миссий в Малой Азии . . . . 194
А. В. Якименко
Использование элементов античной философии при построении
категориального аппарата христианского богословия,
как акт по де-эллинизации христианства. . . 196
А. А. Андреев
Английская редакция Типикона
и рекомендации Поместного собора 1917–18 гг.. . . 197
И. В. Головина
Свобода личности и проблема творчества
в трудах архим. Киприана (Керна) . . . 198
Р. В. Тулакин
Обзор литургической проблематики Лаодикийского собора (кон. IV в.) . . . . . 200
К. В. Кузнецова
Значение исследования дневников
святого праведного Иоанна Кронштадтского… для русского богословия . . . . . 202
Л. П. Павлова
Образ божий в человеке.
Истоки антропологии личности в трудах Оливье Клемана . . . . . 204
С. В. Соловьев
«Моисеево седалище» (Мф. 23): можно ли понять буквально?. . . . . 205
Е. А. Мельников
Объяснение того, что атеизм по своей структуре является верой.
Комментарии к «Чайнику Рассела» . . . . . 207
Д. О. Рожин
Основные методологические проблемы идентификации студийской
литургической традиции (студийского устава) . . . 209
И. С. Феденко
«Нетрадиционное» наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) . . . 211
РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Д. К. Богатырёв
Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности . . . . . 214
Н. А. Белякова
Человек уверовавший в условиях Холодной войны:
о судьбе и творчестве Зои Крахмальниковой . . . . . 216
Н. С. Смирнова
Христианская проповедь в донорманнской Англии: аббат Эльфрик . . . . . 217
Д. Ю. Чернышенко
Возвращение к проблеме чешских глосс в «Mater verborum» . . . 219
М. М. Смирнов
Проблема интеграции духовной практики
Харизматического движения «Крещение Духом Святым»
в традицию Римской церкви . . . . . 220
А. А. Мухаметова
Катон Младший в раннехристианской литературе . . . 222
М. А. Малафеева
В дополнение о бинарных оппозициях в контексте старообрядческого
эсхатологического дискурса. . . 224
К. Б. Ерофеев
Вероисповедная политика Временного правительства (1917 г.).
Историко-правовой анализ . . . 226
А. Г. Гонтарчук
Экономико хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря…
и ее значение в период становления обители XV–XVII в. . . . 227
Д. В. Лузьянов
Взгляд на взаимоотношения государства и Церкви
со стороны российских протестантов . . . 229
ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
С. М. Капилупи
О безграничном желании бесконечного: Джакомо Леопарди. . . 232
К. Н. Фомина
Роль заимствования терминов и научной терминологии
из итальянского языка… в процессе формирования русского языка. . . . 233
А. С. Коскова
Интерпретация символического значения образа Беатриче как Софии…
в свете синтеза «земного» и «небесного» . . . 234
З. Пшенникова
Влияние политического текста на формирование
идеи группизма в среде национальных меньшинств. . . . . 235
А. В. Денисенко
Применение дискурсивного анализа текста
к публичным выступлениям поздравительного характера на примере напутственного обращения выпускникам С. Джобса. . . . . 237
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИР В СВЕТЕ ТРИАДОЛОГИИ
П. А. Сапронов
Человеческая реальность в соотнесенности
с Богочеловеческой реальностью . . . . 240
О. Е. Иванов
Бог и человек. Троическое и совместное бытие. . . . 241
Е. А. Евдокимова
Семья: от человеческого только человеческого к малой церкви . . . 242
К. А. Махлак
Триадология Августина в перспективе осмысления человеческой личности. . . . 244
Т. С. Сунайт
Коммунистическая идея как катастрофическая аберрация
перспектив христианской антропологии . . . 245
ЯПОНИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
В. Ю. Климов
Место синтоистских божеств и будд в учении школы
«Истинной Веры Чистой Земли»
(по проповедям иерарха Рэннё, 1415–1499) . . . . 248
М. С. Болошина
Японские параллели к памятникам древнерусской литературы:
Ё. Накамура о семантике цвета в «Слове о полку Игореве»
и «Хэйкэ-моногатари» («Повести о доме Тайра»). . . 250
А. В. Климов
Решения Особого комитета по острову Сахалин от 23 декабря 1861 г. . . . 251
А. Ю. Гайлис
Привидения в мифологии и литературе Японии . . . . . 253
ФЕНОМЕН АНАРХИЗМА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА
В. М. Артемов
Философия свободы М. А. Бакунина в контексте современных вызовов . . . . . 256
В. В. Дамье
Михаил Бакунин: критика системы представительной демократии. . . 258
И. Л. Кислицына
Главная идея мировоззрения М. А. Бакунина . . . . . 260
Д. И. Рублев
Идеи М. А. Бакунина в анархистской мысли
России и Русского Зарубежья 1900–1930-х гг. . . 262
А. Камински
Мысль Михаила Бакунина в Польше. . . . 264
М. А. Арефьев, А. Г. Давыденкова
Принцип взаимопомощи русского анархоколлективизма как базисная ценность отечественного кооперативного движения . . . 266
П. И. Талеров
Классики русского анархизма за и против насилия. . . 268
В. Д. Ермаков
Последователи М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина
на фронтах Гражданской войны (1918–1920 гг.) . . . 270
А. А. Ильин
Понятие «революция» у М. Бакунина:
амбивалентность и преемственность . . . 272
В. А. Должиков
М. А. Бакунин о системной коррупции
в алтайском «кабинетском» имении. . . . . 274
Б. Чендов, Т. Михайлова
Михаил Бакунин — апостол свободы, философ и революционер. . . . . 276
А. Ю. Фёдоров
Бакунин против Маркса: кто был прав в Первом Интернационале . . . 278
А. В. Шубин
Человек романтического века . . . . 279
Л. Ю. Гусман
Русская конституционалистская эмиграция
и ранний анархизм в пореформенный период . . . . 281
А. Н. Гарявин
Аграрные воззрения М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина:
взгляд из XXI века. . . 283
Я. В. Леонтьев
Культурные кульбиты анархистов . . . 285
И. В. Аладышкин
Цель оправдывает средства: М. Штирнер и М. Бакунин в свете преемственности классической теории анархизма . . . . . 287
П. В. Рябов
Возвращение Алексея Борового: личность и творческое наследие
А. А. Борового в восприятии современных анархистов России и СНГ . . . 289