Новинки издательства РХГА


Философия и академическая наука. Выпуск 7. РАН, РХГА. 2015

Философия и академическая наука. Выпуск 7. Учебное пособие для аспирантов. СПб. Санкт-Петербургский Академический университет РАН, Издательство РХГА, 2015. ИнтелБук - Умная Книга


Философия и академическая наука. Выпуск 7. Учебное пособие для аспирантов. — СПб.: Санкт-Петербургский Академический университет РАН, Издательство РХГА, 2014. — 316 с.
ISBN 978-5-88812-681-3


Учебное пособие «Философия и академическая наука» подготовлено коллективом преподавателей Кафедры философии Санкт-Петербургского Академического университета РАН. Книга предназначена, прежде всего, для аспирантов и соискателей академических институтов Российской Академии наук.
Пособие включает материалы по ключевым проблемам истории и философии науки. В нем представлены планы по основным темам семинарских занятий и коллоквиумов, а также программы и методические указания для подготовки по инди­ви­дуальным планам.

УДК 0/1
ББК 72.3:87

Печатается по решению Кафедры философии
Санкт-Петербургского Академического университета РАН

Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии
Учебно-методического объединения при Министерстве
образования и науки РФ в качестве учебного пособия
для аспирантов и соискателей

Редакционная коллегия:
д-р филос. наук, проф. Ефимов Ю. И. (отв. ред.),
д-р филос. наук, проф. Мангасарян В. Н.,
к. ф. н., доц. Макаров В. В., к. ф. н., доц. Москвитин В. А.

 

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. Стрельченко В. И.,
д-р филос. наук, проф. Мозелов А. П. 

Авторский коллектив:

д-р филос. наук, проф. Ефимов Ю. И., д-р филос. наук,
проф. Гусев С. С., д-р филос. наук, проф. Мангасарян В. Н.,
к.ф.н., проф. Соколов А. Н., к. ф. н., доц. Маслиева О. В.,
к. ф. н., доц. Макаров В. В., к. ф. н., доц. Москвитин В. А.,
к. ф. н., доц. Федина Г. А.

© Коллектив авторов, 2014
© Санкт-Петербургская Кафедра философии Академического университета РАН, 2014
© Издательство РХГА, 2014


 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ…. 5

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Предмет и основные направления
современной философии науки….. 9
2. Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм….. 213. Особенности развития науки в ХХ веке: сциентизм и антисциентизм….. 25
4. Наука как социальный институт…… 31
5. Мировоззренческие основания науки Нового времени…… 37
6. Становление классического позитивизма…… 54
7. Проблемы научного знания в эмпириокритицизме и неопозитивизме……. 60
8. Науки о природе и науки о духе….. 65
9. Методология социологического познания М. Вебера……. 69
10. Концепция развития научного знания К. Поппера…… 72
11. Проблемы науки в эволюционной эпистемологии (К. Лоренц, К. Поппер)…… 76
12. Развитие философских оснований науки. Динамика порождения нового знания…… 81
13. Историческая смена типов научной рациональности……. 91
14.  Научные традиции и революции…… 97
15. Эмпирическое познание: формы и методы…… 105
16. Теоретическое познание: формы и методы…… 110
17. Проблема и гипотеза как формы научного знания……. 116
18. Научная теория: пути ее формирования…… 122
19. Проблема истины в научном познании……. 129
20. Природа ценностей и роль ценностных ориентаций в познании…… 147
21. Роль языковых средств в организации научного знания……. 152
22. Объяснение и понимание как познавательные цели…… 161
23. Принцип детерминизма и проблема причинности в науке….. 169
24. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира…… 181
25. Самоорганизация в природе и обществе….. 185
26. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере……. 191
27. Антропный принцип и гуманитаризация науки….. 195
28. Человек как предмет философского, естественнонаучного и социогуманитарного познания…… 201
29. Наука и религия. Современное естествознание и «научный креационизм»…… 210
30. Русский космизм…… 216
31. Особенности античного знания……. 229

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Познавательные установки древнегреческой философии…… 251
2. Знание и вера в западноевропейской средневековой культуре……. 254
3. Возрождение: натурфилософия и научное знание……. 256
4. Проблема научного метода в философии и науке Нового времени….. 258
5. Философские основания научной картины мира Г. В. Лейбница…… 262
6. Знание и наука в классической немецкой философии……. 265
7. Марксистская концепция научного познания……. 268
8. Философия русского космизма…… 270
9. Проблемы философии и истории науки в трудах В. И. Вернадского…… 272
10. Проблемы философии и науки в позитивизме…… 274
11. Постпозитивистские модели науки…… 276
12. Прагматизм……. 278
13. Типы познавательной деятельности. Наука как система специализированного познания…… 282
14. Научное и философское осмысление проблемы взаимодействия природы и общества……. 284
15. Методология и логика научного исследования (этапы, формы, методы)…… 287
16. Теоретический уровень научных исследований……. 290
17. Особенности социо-гуманитарного познания……. 292
18. Языковые средства организации научного знания…… 294
19. Наука как социальный институт….. 297
20. Этические проблемы науки……. 301
21. Философские проблемы отношения науки и религии…… 305
22. Философия современного человекознания……. 307

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Основные требования к реферату….. 311
Требования к аспирантам и соискателям, проходящим курс философской подготовки по индивидуальным планам…. 314

 


Предисловие

 

«Философия и академическая наука» — название серии изданий, подготовленных исследовательским коллективом преподавателей и сотрудников кафедры философии Санкт-Петербург­ского Академического Университета — научно-образовательного центра нанотехнологий РАН.
Академическая кафедра философии изначально представляла собой уникальный научно-образовательный проект, в котором воплотился главный замысел ее основателей: философское образование молодых ученых должно быть исследовательским, развивающим творческий потенциал личности, ее свободное самоопределение в бытии.
Многолетний опыт преподавания философии молодым ученым свидетельствует о том, что в настоящее время гораздо больший эффект в подлинном расширении общекультурной составляющей образовательной стратегии дает проблемно-исследо­ва­тельская модель обучения, принятая на кафедре как наиболее созвучная духу философского мышления.
Предлагаемое издание состоит из двух разделов. Первый раздел книги посвящен систематическому изложению в сжатой форме основных тем курса «Истории и философии науки» в кон­тексте современных проблем специализированного знания. В све­те дальнейшей актуализации задачи интеграции науки и образования этот материал послужит формированию у аспирантов своеобразного тезауруса в области философского знания, как это и предусмотрено требованиями кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Второй раздел содержит учебно-методические материалы к основным темам семинарских занятий и коллоквиумов в объеме требований кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Издание приурочено к 65-летию основания Ленинградской Кафедры философии АН СССР — в настоящее время ведущей кафедры в составе Санкт-Петербургского Академического университета РАН.