Новинки издательства РХГА


Прп. Максим Исповедник
Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. — Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014. — 808 с. — (Византийская философия. Т. 15; Smaragdos Philocalias).
ISBN 978-5-88812-654-7



Настоящее издание представляет собой комментированный перевод догматических (христологических) сочинений великого отца Церкви VII в. преподобного Максима Исповедника «Opuscula Theologica et Polemica» (Богословско-полемические сочинения), содержащих его учение, выработанное в полемике с моноэнергизмом и монофелитством.
Для всех интересующихся догматикой Православной Церкви, философскими аспектами ее учения и церковной историей.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Русской христианской гуманитарной академии

В книге использованы материалы работы над проектом, осуществленным при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 11-63-00001а/П

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя 9
Г. И. Беневич. Богословско-полемические сочинения
прп. Максима Исповедника и его полемика против
моноэнергизма и монофелитства 11
1. О настоящем издании 11
2. Opusc. 1 и проблема соединения Трудностей к Фоме
и Трудностей к Иоанну 13
3. Предыстория моноэнергистской унии Кира 16
4. Моноэнергистская уния и реакция на нее
св. Софрония 21
5. Псифос 24
6. Письмо 19 27
7. Патриаршество свт. Софрония, вопрос
о «Кипрском соборе» − альтернативная история 32
8. «Богомужеское действие» в Трудностях к Фоме
в контексте полемики с моноэнергизмом 45
9. Предыстория монофелитства и полемики с ним 56
10. Особенности Экфесиса 65
11. После Экфесиса 70
12. Богословско-полемические сочинения 640–643 гг. —
порядок написания и главные темы 79
13. О толковании унитарных формул в opusc. 7, 8 и 20 87
14. Толкование Гефсиманского моления и проблема
относительного усвоения 97
15. Новое в позиции прп. Максима после 643 г. — мнения
и гипотезы 114
16. Opusc. 16 и вопрос о природной и гномической воле 117
17. Отказ прп. Максима от γνώμη и προαίρεσις во Христе.
Философско-богословские аспекты 123
18. Альянс с Римом. Диспут с Пирром: историческая
реальность и текст 143
19. На пути к Латерану. Исторические события
и сочинения прп. Максима 645–648 гг. 155
20. Opusc. 11 и статус Латеранского собора 162
21. Вместо заключения. Проблемное поле в современных
обсуждениях Богословско-полемических сочинений 169
Примечания 182
Прп. Максим Исповедник.
Богословско-полемические сочинения 1 299
Opusc. 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру 301
Opusc. 2. Его же [послание] к тому же Марину из сочинения
об энергиях и волях. Глава 50 319
Opusc. 3. Его же. Из того же сочинения. Глава 51 323
Opusc. 4. Его же. Георгию, святейшему пресвитеру
и игумену, спросившему посредством письма
о Христовом таинстве 330
Opusc. 5. Его же 334
Opusc. 6. О словах: «Отче, если возможно, да минует Меня
чаша сия!» (Мф. 26, 39) 336
Opusc. 7. Его же. Догматический томос, отправленный
на Кипр диакону Марину 339
Opusc. 8. Копия письма, написанного во святых Максимом
святейшему епископу господину Никандру, о двух
энергиях во Христе 352
Opusc. 9. Святым отцам, игуменам и монашествующим,
и всем православным, живущим на сем христолюбивом
острове сицилийцев, смиренный и грешный Максим,
недостойный раб 365
Opusc. 10. Святого Максима. Копия письма господину
Марину, пресвитеру Кипра 377
Opusc. 11. Его же. Из послания, написанного в Риме 381
Opusc. 12. Из письма того же святого Максима, написанного
к славному Петру, где он упоминает Пирра, святого
Софрония, епископа Иерусалимского, и папу Гонория,
а затем чуть позже продолжает 382
Opusc. 13. Святого Максима. О двух природах Христа 387
Opusc. 14. Максима Исповедника. Различные определения 390
Opusc. 15. Святого Максима. Духовный и догматический
томос, доказывающий, что Экфесис василевса Ираклия,
воспринятый как нововведение по наущению Сергия,
предстоятеля Константинопольского, не согласуется
с божественным Писанием и отцами, а согласуется
с безбожными еретиками, воображающими в таинстве
Христа Бога нашего одновременно и слияние,
и разделение. [Послание] написано из Рима святейшему
епископу Стефану Дорскому, подданному святому
и апостольскому престолу святого града Христа
Бога нашего 393
Opusc. 16. Великого Максима Исповедника. О двух волях
единого Христа, Бога нашего 411
Opusc. 17. Его же. О терминах, [означающих] разграничение 429
Opusc. 18. Термины, [означающие] единство 431
Opusc. 19. Первая апория диакона Феодора, византийского
ритора и синодикария архиепископа
константинопольского Павла 432
Opusc. 20. Догматический томос к пресвитеру Марину 440
Opusc. 21. Его же. О качестве, особенности и различии
Феодору, диакону в Мазарии [Сицилия] 452
Opusc. 22. Еще [одно творение] божественного Максима 459
Opusc. 23. Того же Максима. Главы о сущности и природе,
ипостаси и лице 462
Opusc. 24. Блаженного Максима. О том, что невозможно
говорить об одной воле у Христа 467
Opusc. 25. Его же. Десять глав о двух волях Господа и Бога
и Спасителя нашего Иисуса Христа. Обращено
к православным 470
Opusc. 26. Из вопросов, заданных ему монахом Феодором 473
Opusc. 27. Различные определения святых и богоносных
отцов наших, о двух энергиях Господа, Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа 477
Opusc. 3а–c 483
Комментарии 485
Приложение 677
Г. И. Беневич. Прп. Максим Исповедник в России 679
Примечания 706
Указатель цитат и упоминаемых отрывков из Священного
Писания 721
Указатель упоминаемых сочинений прп. Максима
Исповедника 725
Предметно-тематический указатель 735
Сравнительная таблица вариантов переводов основных
терминов в описании волевого акта у прп. Максима 754
Хронологическая таблица истории монофелитских споров 758
Библиография и список сокращений 763
Именной указатель 779
Summary 801