Кафедра педагогики и философии образования

Информация о кафедре

Кафедра, помимо обеспечения преподавания общеобразовательных дисциплин студентам всех уровней и направлений подготовки, занимается разработкой теоретических проблем образования с точек зрения педагогики, философии и теологии образования.

Кафедра ПФО является структурным подразделением факультета Психологии и философии человека РХГА.

Не являясь выпускающей, Кафедра обеспечивает общеобразовательную подготовку в Академии. Преподаватели кафедры также участвуют в специальной и общепрофессиональной подготовке выпускников в рамках профессиональных образовательных программ, которые реализуются на выпускающих кафедрах РХГА.

Миссия кафедры ПФО – обеспечить концептуальное единство образовательного процесса в Академии по программам бакалавриата и специалитета.

Концепция работы кафедры ПФО обусловлена общими принципами образовательной политики Академии. РХГА разработала и на протяжении почти четверти века успешно реализует модель культурологически целостного и духовно обоснованного гуманитарного образования. Цель работы кафедры ПФО – обеспечить ее реализацию в учебном процессе на всех выпускающих кафедрах Академии. Задачи, выполняемые кафедрой, заключаются в обеспечении непосредственно силами своих сотрудников, либо путем привлечения преподавателей других кафедр или внешних совместителей изучение предметов, относящихся к циклам ГСЭ (гуманитарных и социально-экономических) и ЕНМ (естественнонаучных и математических) дисциплин, а также некоторых дисциплин, относимых учебными планами образовательных программ к сфере общепрофессиональной и специальной подготовки, но важных с точки зрения идеологии РХГА.

Кафедра ПФО координирует реализацию принципов ценностно-культурологической педагогики в учебной работе всего вуза. Ценностно-культурологическая модель гуманитарного образования предполагает погружение сознания студента в историю мировой культуры. Погружение структурировано – по эпохам и по типам информационных потоков. В первом случае мы берем за основу классическую схему – Древность, Средневековье, Новое время (Modernity в широком смысле слова) и Россия, понимаемая как своеобразная культурно-цивилизационная общность (культурно-исторический тип). Общеобразовательная подготовка каждого из четырех курсов бакалавриата по возможности увязывается с названными эпохами.

По типу информационных потоков выделяются: 1) событийный; 2) художественно-образный; 3) концептуально-теоретический; 4) духовно-символический. Первому соответствует изучение истории, второму - художественной культуры, третьему - истории философии и науки, четвертому – истории религий. В религиозно-философском блоке центральная роль отводится осмыслению христианства, выявлению той системы ценностей, которую принесло в мир Евангелие. В этом плане наша культурологическая модель не индифферентна, но предполагает определенную аксиологическую позицию, согласно которой ценности, открытые великими духовными традициями – буддизмом, иудаизмом и (в наиболее богатой форме) христианством, формируют осевое измерение для позитивного развития человеческой цивилизации.

Другие общеобразовательные предметы, требуемые госстандартом, изучаются в соответствующих объемах, хотя и не несут смыслообразующей нагрузки. Миссия и концепция работы кафедры отражается в структуре учебных планов и содержании учебных программ, по которым ведется подготовка студентов.

Реализация очерченного замысла требует организации подготовки специалистов на основе творческого использования возможностей, которые предоставляются госстандартом. В первую очередь речь идет о своеобразном структурировании цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ). В циклах ГСЭ и ЕНМ дисциплин выделяются смыслообразующие предметы, которые формируют идейно-ценностное ядро обучения в РХГА. Общеобразовательная подготовка в ее смыслообразующем содержании оказывается таким образом по сути единой для студентов всех специальностей. Концепция РХГА и опыт ее реализации отражен в многочисленных публикациях.

Среди преподавателей кафедры опытные и молодые педагоги, учредители и выпускники Академии. Сотрудники кафедры играют активную роль в исследовательских проектах и издательской деятельности РХГА, принимают участие в конференциях и семинарах.