Институт социального образования

Специализированное учреждение на Северо-Западе России в области диаконии

Деятельность Института социального образования (отдельный сайт) осуществляется на основе договора о сотрудничестве (сетевом взаимодействии) между Русской христианской гуманитарной академией и Санкт-Петербургской Духовной Академией. Институт социального образования (ИСО) создан для содействия и развития деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе, институционализации социальной деятельности в церковных организациях, профессионализации благотворительной деятельности, взаимодействия экспертного сообщества, благотворительных НКО и органов власти. ИСО ставит своей целью стать площадкой для рождения новых социальных инициатив и научно-методической поддержки уже существующих проектов. Применение дистанционного образования и онлайн-поддержка имеет особую значимость для совершенствования социального управления и развития социальных практик в разных регионах страны.

Директор института социального образования:
протоиерей Владимир Фёдорович Хулап - Доктор теологии (Регенсбург, PHD)

В настоящее время ИСО реализует программы среднего профессионального образования (колледж), высшего образования (бакалавриат и магистратура) и дополнительного профессионального образования.

Важнейшей стороной деятельности ИСО является научная работа преподавателей и студентов. Основные научные проекты, реализуемые ИСО: это ежегодная Международная научно-практическая конференция «Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы», летняя школа молодежного служения, спецвыпуск «Социальное служение» журнала ВАК «Христианское чтение». Следует отметить также участие в международных, российских и городских научных конкурсах.

Образовательные программы

Бакалавриат

Социальная культурология

Цель программы: освоение различных видов искусств, их творческое выражение в практике социальной инженерии и помогающих отношений.
Программа «Социальная культурология» на сегодняшний день не имеет аналогов в российской высшей школе. Предполагает синхронное изучение четырех циклов дисциплин: культурно-антропологического цикла, богословского, социально-психологического и искусствоведческого. Студенты осваивают различные виды искусств и учатся применять их  в практике помогающих профессий (с различными категориями населения – с детьми, молодежью, пожилыми людьми).

Профильные дисциплины: «Социальная и культурная антропология», «Социальная культура за рубежом и в России», «Православная культура (православное вероучение, литургика, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета; богословие и история диаконии)», «Общие и частные технологии социокультурной работы», «Управление в социокультурной сфере», «Социокультурное проектирование и фандрайзинг», «Психология культуры и искусства», «Межкультурные коммуникации», «Культурно-досуговая деятельность в социальной сфере», «Прикладная социальная культурология» (церковная социокультурная работа; арт-терапия; сказкотерапия; ораторское искусство; музыкотерапия; иконология; экскурсоведение и социальные экспедиции; театр и кино в социокультурной практике, литературное творчество и др.).

Подробнее

Магистратура

Психология социального служения

Многие задачи социального служения без психологии не решить. Помощь психолога требуется в работе с трудными подростками, в детском приюте, с пожилыми людьми, в работе с семьей и людьми, попавшими в кризисную ситуацию. Уникальность данной магистерской программы – максимальный охват разных категорий социальных групп, с которыми работает психолог. Навыки точности и транспарентности межличностного восприятия,  коммуникативные умения и мастерство найти подход к каждому – профессиональные качества, без которых не обойтись на пути социального служения.
Заочная форма обучения - срок обучения 2,5 года

Подробнее

Колледж социального проектирования

Программа 44.02.03 "Педагогика дополнительного образования с углубленной подготовкой в области социально-педагогической деятельности" + программа дополнительного образования "Социальное проектирование"
Образование выпускника колледжа социального проектирования выстраивается на основании профессиональной и общекультурной подготовки (духовно-нравственное, интеллектуальное, ценностно-мотивационное развитие).
Профильные дисциплины: «Коррекционная и специальная педагогика», «Социальное проектирование», «Дополнительное образование детей: история и современность», «Теория и практика деятельности детских и молодежных объединений», «Преподавание в области социально-педагогической деятельности», «Методика организации внеурочной деятельности детей (в сфере художественно-эстетической деятельности детей, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; игровой деятельности; в области туризма и этнографии; экологии), «Методика организации досуговых мероприятий», «Педагогика дополнительного образования детей групп риска (с ограниченными возможностями здоровья; с безнадзорными и сиротами; с «трудными» подростками и др.)».
На базе основного общего (9 классов) и среднего общего (11 классов) образования

Подробнее

Повышение квалификации

Ораторское мастерство и искусство риторики

Образ человека в глазах окружающих складывается из того, как мы выглядим, что и как мы говорим, как мы двигаемся. Программа дополнительного образования «Ораторское мастерство и искусство риторики» ориентирована на то, чтобы научиться грамотно говорить и общаться, выступать перед аудиторией, вести диалог и дискуссию.

Что значит «грамотно»? Без грамматических ошибок? Не только. Это значит — говорить так, чтобы Вас слышали и слушали. Чтобы Ваши мысли, облеченные в словесную форму, были понятны аудитории. Чтобы Вы чувствовали себя уверенно, когда произносите что-либо. Особенно, если это «что-либо» важно для Вас и Вашего дела. Это и есть ораторское искусство.

Мы научимся не только составлять слова в красивые фразы, но преодолевать внутренние и внешние проблемы, которые мешают говорить свободно, а значит – находить живой контакт с аудиторией. Совсем не обязательно ораторское искусство связано с умением расставлять слова в предложении в соответствии с правилами русской грамматики. Писатель Лев Успенский сказал как-то о своем университетском преподавателе Л. С. Щербе: «Он говорил не правильно – он говорил хорошо!» Как научиться говорить «хорошо» – этому и посвящен наш курс.
Очная форма обучения - срок обучения 120 ауд. часов

Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»

Программа повышения квалификации реализуется при поддержке Международного конкурса «Православная инициатива-2016» Содержание курса:

Психолого-педагогическая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков. Психолого-педагогическая работа с дезадаптированными детьми в образовательных учреждениях. Теория обучения и педагогические технологии. Православное воспитание. Коррекционная педагогика.

Деструктивное влияние семьи на формирование дезадаптивного поведения ребенка. Социальная работа с семьей. Роль церковной общины в формировании поведения ребенка.

Технологии индивидуального психолого-социального сопровождения детей «группы риска». Формы групповой работы с подростками и молодежью «группы риска».

Практикум по психологической коррекции отклоняющегося поведения. Роль священника в диагностике семейных проблем. Составление коррекционных программ на основе христианского мировоззрения.

Практикум психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной и юридически значимой ситуации. Методы православной психологии в консультативной коррекционной и реабилитационной помощи детям группы риска.

Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска. Личностные и профессиональные качества.

Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях подростков и юношества: консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Духовно-ориентированный подход в психологическом консультировании. Различные виды консультирования. Роль православного консультанта. Консультирование на приходе.

Супервизия самостоятельной консультативной деятельности.

Тренинг рефлексии.
Очная форма обучения - срок обучения 72 ауд. часов

Подробнее

Церковное социальное служение

Цель курса: повышение компетентности в области церковного социального служения.

Содержание курса:

1. Организация социальной деятельности Церкви в современной России.
2. Библейские и святоотеческие основания социального служения
3. Церковный взгляд на современные социальные проблемы.
4. Практика церковной социальной работы.
5. PR деятельность в области церковной социальной работы.
6. Перспективы развития церковного социального служения.

Преподаватели курса:

прот. Владимир Хулап, доктор теологии (Регенсбург), кандидат богословия, проректор по учебной работе и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии, директор Института социального образования РХГА
иеромонах Диомид (Кузьмин), руководитель Епархиального центра для наркозависимых (г. Брянск), инспектор Брянского духовного училища
свящ. Алексий Волчков, преподаватель СПбДА, сотрудник пресс-службы Санкт-Петербургской епархии
Ирина Астэр, к.филос.н., доцент РГПУ им.А.И.Герцена, СПбДА, зам.директора ИСО РХГА
Татьяна Зальцман, к.ист.н., доцент, зав.кафедрой социальной работы ПСТГУ

Подробнее

Профессиональная переподготовка

Культура и развитие личности. Арт-методы в практике ведения мультикультурных групп

В программу курса входят направления: «Теория и практика социокультурной работы», «Психология культуры и искусства», «Арт-терапия», «Сказкотерапия», «Этнопедагогика», «Музыкотерапия», «Иконология», «Экскурсоведение и социальные экспедиции», «Песочная терапия», «Театр и кино в социокультурной практике», «Нарративная терапия».
Очная форма обучения - срок обучения 8 месяцев
Заочная форма обучения - срок обучения 8 месяцев

Подробнее

Организация работы с молодёжью

Программа реализуется при поддержке Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии и состоит из 4 модулей: «Основы, формы и методы молодежного служения», «Социальная активность молодежи и психология развития», «Технологии социокультурной работы с детьми и молодежью», «Молодежное служение в Церкви».
В рамках программы существуют направления специализации: «социокультурная работа с детьми и молодежью», «молодежная работа в Церкви».

Для того чтобы получить право ведения новой профессиональной деятельности, достаточно освоить 3 модуля: по социокультурному направлению работы с детьми и молодежью — модули 1,2,3, по направлению молодежной работы в Церкви – модули 1,2,4. Если по каким-то причинам слушатель не смог приступить к учебе с первого модуля, он может присоединиться на любом из модулей.

В числе преподавателей программы:

Иваненков Сергей Петрович, доктор философских наук, профессор, гл. редактор теоретического журнала «CREDO NEW», члена Президиума Российского философского общества с 1999 года

Прот. Константин Головатский, председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, руководитель православного молодежного клуба «Встреча»

Григорова Зинаида Николаевна, к.соц.н., доцент СПбГУ

Свящ. Димитрий Дмитриев, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове, руководитель добровольческой молодежной службы при Отделе по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии.

Свящ. Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель молодёжной общины "Агапа", руководитель Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими людьми Санкт-Петербургской епархии.

Афонина Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, литературовед, музыкант, журналист, писатель.

свящ. Алексий Волчков, преподаватель СПбДА, сотрудник пресс-службы Санкт-Петербургской епархии

Лебедева Ольга Николаевна - преподаватель сценических дисциплин, педагог высшей категории, режиссер музыкального театра
Очная форма обучения - срок обучения 2 семестра
Заочная форма обучения - срок обучения 2 семестра

Подробнее

Православная психология: теория и практика

Очень часто прихожане к пастырю обращаются с психологическими проблемами: самореализации, в том числе, в христианском призвании; со сложностью единства веры и поведения; переживанием травм, вины, зависимости; семейными конфликтами, в том числе, с неверующими родственниками; отношениями в церковном приходе. Православный психолог на приходе может помочь прихожанам в решении этих проблем. Православная Церковь должна пользоваться лучшими достижениями психологии, которые не противоречат православной традиции, по аналогии принятия отцами Церкви самого лучшего из светской греческой философии. Если психолог или священник совместит знание святоотеческого наследия со знаниями психологии, то этот синтез станет для него мощным подспорьем в решении не только психологических проблем прихожан, но и их душевных и духовных их нужд.

Курс включает: теоретическую часть, содержащую направления: «Христианское учение о человеке как основа православной психологии (человек как Образ Божий, целостность человека как духа-души и тела, искажение природы человека как результата грехопадения и восстановление ее через уподобление человека Богу)», «Душевные и духовные проблемы на разных возрастных этапах жизни человека», «Православное учение о семье и браке»; практическую часть: «Общность и разница психотерапевтической и духовной практики», «Особенности православной психотерапии», «Психологическая коррекция страстных состояний», «Консультирование по проблемам православной семьи, коррекция детско-родительских взаимоотношений», «Культура взаимоотношений на приходе».
Очная форма обучения - срок обучения 9 месяцев
Заочная форма обучения - срок обучения 9 месяцев

Подробнее

Психология аддиктивного (зависимого) поведения

Программа реализуется при поддержке Координационного Центра по противодействию наркомании и Координационного Центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и состоит из 6 модулей: «Реабилитация зависимых от психоактивных веществ и утверждение в трезвости», «Профилактика зависимого поведения», «Психология трезвости и профилактика алкоголизма», «Психолого-социальная работа с наркозависимыми и членами их семей», «Технологии психолого-социальной работы с ВИЧ-инфицированными и членами их семей», «Психологическая безопасность деятельности специалистов социальных служб».

В рамках программы существуют направления специализации: «утверждение трезвости и реабилитация алкозависимых», «реабилитация наркозависимых».

В числе преподавателей программы:

Валерий Константинович Доронкин, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности

протоиерей Игорь Бачинин, клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, к.п.н.

иеромонах Диомид (Кузьмин), руководитель Епархиального центра для наркозависимых (г. Брянск), инспектор Брянского духовного училища

Елена Евгеньевна Рыдалевская, исполнительный директор Благотворительного Фонда «Диакония», врач-нарколог

Николай Сергеевич Екимов, психолог Благотворительного Фонда «Диакония»

священник Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководитель центра «Трезвость»

Если Вы хотите узнать об эффективных методах предотвращения недугов зависимого поведения и найти единомышленников в деле утверждения трезвости – наш курс для Вас.

Подробнее

Психолого-социальная работа с глухими и слепоглухими людьми

Дети и взрослые, не имеющие возможности слышать и видеть, нуждаются в особой помощи и защите. Большинство из них являются узниками собственных квартир или комнат в интернатах для инвалидов. Без помощи психолога и переводчика, они обречены на пожизненное «заключение»! Дистанционный курс поможет понять, как правильно выстроить общение с ними.

Программа реализуется при поддержке Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и состоит из 3 модулей: «Основы психолого-социальной работы с глухими и слабослышащими людьми»; «Психологическая помощь глухим и слепоглухим людям»; «Психолого-социальное сопровождение глухих и слепоглухих людей в церковных организациях».

Возможно освоение только одного модуля. Если по каким-то причинам слушатель не смог приступить к учебе с первого модуля, он может присоединиться на любом из модулей.

В числе преподавателей программы – церковные и светские специалисты в области сурдопедагогики и тифлосурдопсихологии:
священник Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими людьми Санкт-Петербургской епархии.
диакон Антоний Молоток, магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви, клирик храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена.
Денис Александрович Заварицкий - сурдопедагог-дефектолог, переводчик на жестовый язык общины глухих и слабослышащих храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена, директор школы жестового языка "Образ"
Николай Николаевич Соколов - руководитель службы социально-психологической помощи "Содействие", сурдопсихолог, председатель Сибирского общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника
Валентина Александровна Тупикина - педагог-психолог

Подробнее

Контактная информация

Электронная почта: iso@rhga.ru
Телефон: +7 (906) 275-12-61
Группа ВКонтакте: https://vk.com/iso.rhga
Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 15, 2 этаж, каб. 220

Профессорско-преподавательский состав