Кафедра культурологии, педагогики и искусств

Цель кафедры – организовать подготовку культурологов, готовых исследовать отечественную культуру в контексте мировой цивилизации с учетом основных этапов ее развития и современных процессов. В русле общей концепции РХГА образование и исследования ориентированы на междисциплинарность. Предполагается, что такой подход будет способствовать сохранению и развитию национальных интересов с учетом вызовов глобализации.

Миссия кафедры – подготовка ученых-гуманитариев высокого профессионального уровня для современной российской науки, образования и культуры, возрождающих традиции познания истории и теории российской культуры.

Особое внимание в подготовке специалистов будет уделено осмыслению текстов русской культуры, а также навыкам культурологического анализа текстов культуры, что особенно актуально с учетом компилятивных практик цифровой цивилизации. Для чтения отдельных лекций и проведения тренингов привлекаются известные культурологи, литературоведы, критики, журналисты.

Выпускники могут работать в образовательных и научных учреждениях, а также в сферах, требующих повышенной креативности, что предполагает освоение соответствующих компетенций.

Кафедра является центром организации научных исследований (создание информационных ресурсов, публикация статей, монографий и антологий) по филологической и культурологической тематике. Сотрудники кафедры являются специалистами высокой квалификации, руководителями или исполнителями многочисленных научных проектов, большинство из которых поддержано государственными научными фондами – РГНФ, РФФИ, РНФ, - а результаты признаны в России.

Образовательные программы

Бакалавриат

44.03.01, Педагогическое образование

Программа сочетает в себе фундаментальную философскую, культурологическую подготовку и изучение современных тенденций, технологий и приемов преподавания отечественного языка и культуры в школах.

В процессе обучения у студентов формируются глубокие теоретические знания по философии, истории, русскому языку, литературе, педагогике и возрастной психологии. Обучающиеся приобретают необходимые для трудоустройства и проектирования своей карьеры навыки проектной работы, классного руководства, эффективного взаимодействия с детьми и родителями, у них развиваются организационные и коммуникативные умения и навыки. В процессе обучения студенты проходят педагогическую практику в образовательных организациях как среднего, так и начального звена г. Санкт-Петербурга и других регионов, благодаря чему получают профессиональный опыт еще во время обучения.

Программа дает возможность обучающимся приобрести навыки работы в современной цифровой образовательной среде. И что особенно важно: студенты смогут выстроить стратегии своего профессионального и личностного развития.

Преподавание по программе предусматривает следующие формы организации образовательного процесса – лекции, семинары, мастер-классы, курсовое проектирование.

Возможность параллельно с обучением в бакалавриате получить дополнительную квалификацию и второй диплом - о профессиональной переподготовке, в дополнение к диплому о высшем образовании. Наименование программы профессиональной переподготовки для параллельного освоения - "Менеджмент волонтерских и общественных проектов"


Подробнее


50.03.01, Искусства и гуманитарные науки "Графический дизайн"

Дизайн в наше время становится двигателем общественных процессов, выходя далеко за рамки своего первоначального предназначения. Понимание того, как окружающий нас мир влияет на психику, здоровье, отношения, мировоззрение людей, выдвинуло дизайн в авангард современных профессий. Дизайнер рассматривает любой объект системно, и потому он не только художник, но и исследователь, психолог, проектировщик, экономист и даже эколог.

Наша программа предполагает формирование целого комплекса профессиональных знаний и навыков, а также и личностных качеств, определяющих успех дизайнера-практика в 21 веке. Вы научитесь работать с векторной и растровой графикой, освоите 3D-моделирование и многое другое. С самого начала обучения вы начнете формировать свое портфолио (разработка логотипа, фирменного стиля, дизайна упаковки, создание брендбука и т.д.), что создаст Вам дополнительные преимущества при устройстве на работу.

“Классические” дисциплины, такие как живопись и рисунок, работа с материалом, позволят расширить представления о “возможном” в области средств выразительности.
Углубленное изучение истории искусств и постижение законов композиции дадут понимание того, как работают образы на подсознательном уровне, какие символы сопровождают человечество на протяжении всей истории, и как они действуют на нас.
Расширенный комплекс философских дисциплин познакомит Вас с историей человеческой мысли, научит понимать сложные тексты, задавать вопросы, излагать свои мысли, и как следствие, находить решения самых разнообразных задач.

Возможность параллельно с обучением в бакалавриате получить дополнительную квалификацию и второй диплом - о профессиональной переподготовке, в дополнение к диплому о высшем образовании. Наименование программы профессиональной переподготовки для параллельного освоения - "Культурное проектирование"


Подробнее


50.03.01, Искусства и гуманитарные науки "Искусствознание"

В современную эпоху цифровых медиа визуальные коммуникации стали основным средством моментальной передачи информации. Причём информации не столько рациональной, сколько эмоциональной и даже бессознательной. И хотя пластическое стало именоваться 3D, графическое векторным, а живописное растровым, логика изобразительных искусств по-прежнему лежит в основе механики рекламных технологий, информационных войн и других культурных феноменов современности.

В эпоху экономических потрясений произведения искусства остаются одним из опорных ориентиров в вопросах ценностей не только духовных, но и материальных. Поэтому мир искусств, полный субъективности, требует фигуры не только творца, заказчика и зрителя, но в первую очередь эксперта.

Наша программа предлагает путь профессионального становления искусствоведа как эксперта, интерпретатора, критика и арт-менеджера в сфере искусства. Она формирует комплекс профессиональных навыков, даёт в руки классические и современные инструменты анализа искусства. Вы научитесь “читать” произведения как текст, находить отсылки и аллюзии к художественной традиции, видеть рамки культурного контекста, отличать аутентичное авторское от сторонних артефактов.

В основу образовательной модели положена программа подготовки историков искусства, ориентированная на опыт классических российских университетов и зарубежное искусствознание. Основным принципом обучения является синтез теоретического освоения материала и практической реализации художественно-творческого потенциала студента.

Возможность параллельно с обучением в бакалавриате получить дополнительную квалификацию и второй диплом - о профессиональной переподготовке, в дополнение к диплому о высшем образовании. Наименование программы профессиональной переподготовки для параллельного освоения - "Культурное проектирование"


Подробнее


51.03.01, Культурология

Расширение человеческих познаний о мире обуславливает появление множества узких, точных дисциплин, и эта тенденция затрагивает не только естественные науки, но и гуманитарные. Чем больше разрастается эта сеть, тем четче возникает потребность в “посредниках”, способных анализировать, собирать воедино различные системы знаний, вырабатывать стратегии решения общих проблем и предлагать концепции развития. Культурология, представляющая собой синтез гуманитарного знания, одна из немногих наук, направленных на решение столь сложных задач.

Открывая набор на программу Культурология, РХГА имеет цель внести свой вклад в развитие связей между членами общества и его структурами, не только в рамках нашей страны, но и за ее пределами.

В программе сделан особый акцент на дисциплинах, связанных с просветительской работой и работой в сфере коммуникации между культурой и государством. Однако же фундаментальная подготовка в области философии, истории, искусства, лингвистики, психологии, позволит студентам не только развить логическое мышление и повысить общий культурный уровень, но и сформировать собственную картину мира, найти свое в нем уникальное место.


Подробнее


Магистратура

44.04.01, Педагогическое образование "Педагогика высшей школы"

Программа ориентирована на формирование системы знаний о высшем образовании, его содержании, структуре, принципах управления образовательными процессами, а также освоение современных технологий в сфере управления и организации образовательного процесса в вузе.

В процессе обучения магистранты приобретают такие компетенции как:
- организация исследовательской работы научных коллективов,
- организация образовательного и воспитательного процессов в высшей школе,
- оценивание результатов обучения студентов и собственной преподавательской деятельности,
- применение актуальных образовательных технологий, методов и форм обучения,
- умение разрабатывать учебно-методическую документацию,
- умение выбирать оптимальную стратегию преподавания, создавать развивающую образовательную среду.

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы работы, стимулирующие познавательную активность обучающихся, развитие критического мышления, развитие способностей коммуницировать и представлять результаты аналитической работы, проектировать и моделировать элементы образовательного процесса: групповое обсуждение, решение проблемных задач, анализ кейсов.

Целью обучения по программе является подготовка преподавателя вуза и исследователя на основе новейших мировых достижений в теории и практике в области педагогических наук, с применением инновационных методов и приемов преподавания.


Подробнее


51.04.01, Культурология "Основы российской цивилизации: Россия – Запад – Восток"

Современная Россия вновь ищет оптимальный путь своего развития, переосмысливая основы своего существования. На протяжении более чем тысячелетней истории наша страна прошла через многие испытания и с честью выдержала их.

Сначала Киевский князь Владимир Святой, благодаря принятию христианства, определил суть и ключевой вектор развития отечественной культуры, положив начало формированию русской нации вокруг ключевых ценностей мировой религии. Затем Московский князь и царь всея Руси Иван Грозный создал русскую государственность, завершив формирование комплекса необходимых атрибутов цивилизации периода традиционной культуры. Император Петр Великий включил Россию в процесс западной модернизации, а В.И.Ленин придал этой модернизации оригинальный российский смысл – всемирное стремление к построению справедливого и разумного общества без войн и эксплуатации. Сталин взял курс на воссоздание империи, Россия, внесшая ключевой вклад в поражение фашизма, превратилась в мировую сверхдержаву. Времена Горбачева и Ельцина часто именуют Смутой по аналогии с трагическими событиями XVI-XVII вв.

Указанные эпохи и лидеры, их олицетворяющие, чрезвычайно противоречивы. История – это драма. Мы будем изучать их без некритической апологетики и безудержного критицизма. Необходимо дать современный ответ на вопрос о смысле существования России. Именно культурология – наилучшее пространство для этого.

В рамках предлагаемой программы мы обсудим как вехи истории русской культуры, так и сложное взаимоотношение ее содержания с содержанием культуры западных, восточных и южных контактеров России. Разберемся со сложным вопросом о соотношении локального и глобального, родного и вселенского в истории культуры, с проблемой эволюции культуры и ее диффузии. Стержнем программы выступает аксиология культуры, анализ ее смыслов и ценностей, позволяющих понять ту или иную культуру, эпоху ее истории как целое. Ценности и исторические эпохи рассматриваются на материале конкретных артефактов русской культуры, прежде всего, ее литературы и философии. Они изучаются в контексте правовых и религиозных источников, наиболее последовательно выражающих содержание каждой ценности. Отдельная проблема – влияние материальной культуры (научно-технического прогресса) на динамику истории, что особенно актуально в контексте глобализации. Важнейшим методом изучения материала будет многократно апробированный РХГА принцип «pro et contra».


Подробнее


Аспирантура

5.10, Искусствоведение и культурология "Теория и история культуры, искусства"
Программа рассчитана на подготовку  аспирантов и нацелена на получение необходимых профессиональных компетенций, ориентированных на углублённое изучение истории и теории культуры, современных процессов социокультурной жизни российского общества. Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов в области культурологии, способных решать научно-исследовательские, педагогические и социальные задачи.
Подробнее


5.8, Науки об образовании "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Реализуемая  программа аспирантуры по педагогике, одной из важнейших отраслей общественного строительства, определяющей будущее лицо нашей страны, предоставляет возможность выпускникам заниматься научным исследованием теории и практики педагогики, проблем образования и воспитания достойных граждан страны, активных членов общества
Подробнее


Контактная информация

Электронная почта: [email protected]