Курс "Источниковедения" является одним из важнейших в процессе подготовки специалиста-историка искусства. В этом курса рассматриваются теоретические проблемы источниковедения, специфика источников, связанных с историей искусства, дается обзор источников по античному средневековому, ренессансному искусству, а также искусству ХVII, ХVIII и нач. XIX в.

Курс имеет цель дать студентам знания по истории теории классического искусства, привить им навыки профессионального анализа литературных источников.

Некоторые вопросы теории источниковедения.

Определение источника. Основные виды источников, их классификация. Место и роль источниковедения в историческом познании. Специфика источников, связанных с историей искусства. Проблемы анализа и критики письменных источников. Методы проверки достоверности сообщаемой информации. Произведения искусства как особый вид источников.

Обзор источников и история литературы об искусстве от античности до начала XIX в.

I. Общий обзор античной письменной традиции, связанной с пониманием и восприятием изобразительного искусства. Египетская и греческая мифология и проблемы искусства. Взгляды на искусство эпохи греческой архаики. Проблема канона. "Канон" Поликлета, его значение для истории и теории искусства. Сведения о "Каноне" Лисиппа. Греческие теоретические и биографические сочинения. Дурис Самосский. Ксенократ Афинский.

Проблема философского осмысления искусства. Пифагорейцы. Демокрит. Платон. Аристотель.

Античные описания произведений искусства и их оценка. Эволюция взглядов и вкусов.

Проблемы искусства в творчестве древних историков ("История" Геродота, "География" Страбона, "Описание Эллады" Павсания). Определение периэгетики. Эволюция этого жанра.

"Естественная история" Плиния Старшего. Проблема источников Плиния. Специфика римской литературы об искусстве.

"Десять книг об архитектуре" Витрувия.Значение этого сочинения для дальнейшего развития архитектуры.Терминология Витрувия. Определение экфрасиса. Характеристика творчества Филоcтратов. Дион Хризостом. Биографический жанр и его развитие.

Плотин. Его роль в формировании теории позднеантичного и будущего христианского искусства.

2.Классификация источников по истории искусства эпохи средневековья/ Византийские источники и литература. Патристическая литературная традиция и проблемы искусства. Движение от образа к Первообразу .Документы У-У1 Вселенского Собора.82 и 100 правила. Иконоборчество и иконопочитание. Суть спора, аргументы сторон. УП Вселенский Собор, его значение для формирования теории церковного искусства. Проблемы религиозного искусства в документах УП Вселенского Собора и Каролинговых Книгах на Западе. Франкфуртский собор и его значение.

Споры исихастов и гуманистов о природе Фаворского света и обожении человеаа. Отражение исихастской и гуманистической концепций в искусстве Византии и ренессансной Италии.

Технические сочинения на Западе(до ХУ в.)Искусство и художник в западноевропейской поэзии. Биографическая литература, причины отсутствия интереса к личности художника в средние века. Проблема описания и оценю произведений искусства.

Сравнительная характеристика средневековой теории искусства в Византии и на Западе.

Специфика и основные этапы развития литературы об искусстве в Древней Руси. Виды письменных памятникев. Требования к произведениям искусства и проблемы их оценки. Иконопись как особый вид "онтологического" искусства. Осмысление мира и человека в иконописи. "Иконоборческие" проблемы в Древней Руси. Документы Стоглавого Собора. Дело дьяка Висковатого. Максим Грек. Иосиф Волоцкий. Зиновий Отенский.

Теоретические сочинения ХУП в: Иосиф Владимиров, Симон Ушаков. Протопоп Аввакум и проблемы церковного искусства.

3.Проблемы периодизации эпохи Возрождения и классификация источников. Художник в итальянской новелле Х1У-ХУ вв. Сочинения Ч. Ченнини, Л. Гиберти, КЛандини, Б.Фациуса. Биография Брунеллески. Сочинения Л.-Б.Альберти, их значение для формирования теории ренессансного искусства. Леонардо да Винчи как теоретик искусства. Осмысдение сущности и значения живописи. Работы Дюрера.Рафаэль, его археологические изыскания и беседы с Кастильоне. Искусство Микеланджело в оценках современников. М.Фичино, П.Гаурик, П.Пино, Б.Варки. Их вклад в изучение и понимание искус ства. "Жизнеописания" Вазари. Его концепция развития истории искусства. Продолжатели Вазари на Севере Европы. Проблемы маньеристической теории искусства.

4.Сочинения Д.Манчини, Д.-П.Беллори, Ф.Бальдинуччи для формирования теории классицизма ХУП в. Мысли Л.Бернини об искусстве. Шантелу. Неоформ ленность теории барокко и ее причины. Проблемы искусства в "Письмах" Пуссена. Значение сочинений Роже де Пиля.А.Фелибьен.

5.Формирование художественной критики и эстетики в ХУ1П в. Аббат Дюбо. Салоны и выставки "независимых". Дискуссии вокруг них. Лафон де Сент Иен. "Салоны" Дидро. Вкусы и оценки Дидро. "Искусство жизненной правды". Принципы подхода к описанию художественных произведений.

"Автобиография" и "Анализ красоты" Хогарта. Противоречия теоретического трактата. Размышления о сущности красоты. Эстетические представления. Система оценок ."Речи" Д.Рейнольдса.

Основание"0бщества дилетантов" в Англии и его значение для изучения античной культуры.

Коллекционирование "примитивов" в Италии. Сочинения Д.-Б.Вико и их значение для истории искусства.

Эстетические труды А.Баумгартена. Филологические методы изучения искусе ва.И.Крист. "Музейно-знаточеское" направление. Л.Гагедорн.

Лессинг и его трактат "Лаокоон". Значение сочинений И.Г.Гердера для истории искусства. Предромантические воззрения И.Гаманна. Теория гения. И.Винкельман. Характеристика основных сочинений. Его роль в процессе

формирования истории искусства как научной дисциплины.

Методические и методологические установки. Система оценок. Принципы анализа произведений. Главные теоретические положения. Новаторство Винкельмана. Отказ от метода создания разрозненных биографий художников и исследование искусства как единого целостного организма. Формулировка понятия "стиль". Периодизация истории искусства. Проблема эволюции искусства, ее причины и движущие силы. Оппоненты Винкельмана. Сочинения молодого И.В.Гете, их место в изучении истории и теории искусства. Г.Гейнзе и 1-ый роман из жизни художника "Ардингелло".

Г.Фюссли и его "Лекции о живописи".

Подведение итогов фактического изучения материала в "Историях искусств" кон.ХУШ-нач.Х1Х вв. Серу Д'Аженкур, Луиджи Ланци, Катрмер де Канси, Л.Чиконьяра, Д.Фиорилло.

Вопросы истории и теории искусства в трудах зрелого И.В.Гете. Сочинения немецких романтиков и их вклад в изучение искусства. В.Вакенродер и Л.Тик. Братья Шлегели. Деятельность братьев Буассере.

Французская литература об искусстве нач.XIX в.: "История итальянской живописи"и "Прогулки по Риму" Стендаля. Вопросы искусства и роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери". "Дневник" Делакруа.

Иррациональность романтической традиции понимания искусства .Дальнейшие пути и перспективы изучения изобразительного искусства. Основные проблемы и сложности на путях формирования искусствознания как самостоятельной научной дисциплины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

I.История европейского искусствознания. Под ред.Б.Р.Виппера.Ч.I.M., 1963.Ч.П.М. ,1965

2.Базен Ж. История истории искусства, от Вазари до наших дней.М.,1995

3.Античные мыслители об искусстве.М.,1937

4.Античные поэты об искусстве.М.,1938

5.Шглний об искусстве.Вст.ст.Б.Варнека.Одесса,1918

6.Геродот.История.М.,1888(или более поздние издания)

7.Страбон.География.М.,1879

9.Полибий.Всеобщая история.М.,1890-1899

10.Павсаний.Описание Эллады.Т.1~2.М.,1938

11.Гееиод.Труды и дни.М.,1929

12.Плутарх.Избранные биографии.М.-Л.,1941 13.Витрувий.Десять книг об архитектуре.М.,1938

19.Барбаро Д. Комментарий к Витрувию.М.,1939

20.Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада.М.,1967

21.Филострат.Картины.Каллистрат.Статуи.М.,1936

22.Недович Д.Поликлет.М.,1939

23.Лосев А.Ф. История античной эстетики.М.,1979

24.Плотин.Книга о прекрасном.I,б "Эннеад"//Античные мыслители об искусстве. М. ,1937

25. Плотин. Тракта ты об умопостигаемой красоте. 5,8 "Эннеад "//'История эстетики. Памятники.Т.I.M.,1962

26.Олсуфьев Д. Схема византийских основ теории творчества. М.,б.г.

27.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики.Киев,199I

28.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика Х1-ХУ11 вв.М.,1995 29.Волоцкий И. Послание иконописцу.М.,1994

30.Творения св. Афанасия Великого.Т.I-2.М.,1862

31.Творения св.Кирилла Александрийского.М.,1855

32.Творения св.Василия Великого.Т.1-4.М.,1846

33.Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы//Полн.собр.творений.СПВ,1913

34.Острогорский Г. Гносеологические основы византийского спора об иконах//Семинариум Кондаковианум.Прага,1928

35.Преображенский П.А. Сочинения древних христианских апологетов.М., 1864

36.Ключевский В.А. Древнеоусские жития святых как исторический источник. I83-/ М.,1971

37.Калугин Ф Зиновий инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительские произведения.СПб,1894

З8.Отенский 3.Истины показания к вопросившим о новом учении//Право-славный собеседник.Казань,1863-1864

39.Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М. -Л. ,1962

40Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л.,1947

41.Стефанович Д.О Стоглавие. Его происхождение, редакции,состав.СПб,1909

42.Дмитриев Ю.Теория искусства и взгляды на искусство и письменность Древней Руси//Труды отдела древнерусской литературы. Т.IX.Л.,1953

43.Аввакум.Об иконном писании//Русская историческая библиотека.Т.39. Кн.1.Вып.1.Л.,1927

44.Майков Л.С.Полоцкий о русском иконописании.СПб,1889

45.Владимиров И. Трактат об искусстве//Древнерусское искусство. ХУII в. М.,1964

46.Филимонов Г.С. Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи//Сборник за 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства.М.,1873

47.Зарубежная литература средних веков.М.,1974

48.Вайнштейн 0.Л.Западноевропейская средневековая историография. Л.,1964

49.Памятники средневековой латинской литературы.1У-1Х вв.М.,1970

50.Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв.М.,1972

51.Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв.Сб.М.,1993

52.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви.М.,1989

53.Богословие в культуре средневековья.Сб.Киев,1992

54.Панченко A.M.Русская история и культура.СПБ,1999

55.Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.,1999

56.Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве.Т.1-2.М.,1935

57.Альберти Л.-Б.Сб.статей.М.,1977

58.Дюрер А.Дневники,письма,трактаты.Т.1-2.М.,1957

59.Леонардо да Винчи. Книга о живописи.М.,1934

60.Леонардо да Винчи. Избранное.Т.1-2.М.,1937

61.Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелй и зодчих. Т. 1-У.М. ,1956-1971

62.Гиберти Л.Трактат.М.,1938

бЗ.Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М.,

64.Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса.М.,1999

65.Эстетика Ренессанса. Антология.Т.I-2.М.,1981

66.Карель ван Мандер. Книга о художниках.М.-Л.,1940

67.Пуссен Н.Письма.М.-Л.,1939 бб. Бернини Д.-Л. Об искусстве.Л.,1969

69.Хогарт У. Анализ красоты.Л.,1987

70.Дидро Д.Салоны.Т.1-2.М.,1989

71.Винкельман И. Избранные произведения и письма.М.-Л.,1935

72.Винкельман И. История искусства древности.Ч.1-2.Л.,1933

73.Гердер И.Г. Пластика//Избр.соч.М.-Л.,1959

74.Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М

75.Лессинг Г.Э.Лаокоон.М.,1957

76.Гете И.В. Об искусстве.М.,1975

77.Вакенродер В. Фантазии об искусстве.М.,1977

78.Шеллинг Ф.И. Философия искусства.М.,1995

79.Эстетика немецких романтиков.М.,1987