В курсе рассматриваются основные направления развития мирового киноискусства с момента его возникновения до наших дней. Сто лет назад знаменитый поезд Люмьеров прибыл на станцию, ознаменовав собой начало новой эры – эры двинувшегося изображения, иначе кино. Прошел век, легендарный состав объехал все страны и континенты, собрав у себя миллиардную армию восхищенных зрителей.

Фильмы прошлых лет не остались в истории. Они и сегодня с нами. Их магические тени будоражат наше воображение, вновь и вновь приглашая на встречу с героями минувших дней – экрана и жизни.

История Великого Немого, фильмы предвоенных лет, сражающийся экран и кинематограф наших дней – таков путь искусства “Х Музы”. Как кино становилось искусством, вырабатывало свой язык, культуру, создавало уникальный мир экранных образов, его художественный и эстетический феномен, разнообразные экранные и жизненные “волны” - все это составная часть мирового кинематографического процесса. Тесным образом он связан с духовной жизнью общества, его политикой и моралью, культурой и искусством, коммерцией и шоу-бизнесом. А отсюда изучение мирового кинематографического наследия представляется одной из важнейших частей в структуре познания современного человека и окружающего его мира.

Программа курса

  1. Предшественники кино. Пâакета Люмьеров – рождение мирового киноискусства. “предчувствие кино” (Е. Теплиц): открытия в области науки и техники и … полет мысли. Фантазии, мифы и легенды будущего экрана. От Театра теней к “живой” фотографии. “Волшебный фонарь” А. Кирхера. Камера-обскура – предтеча фотографического аппарата. Изобретение фотографии и ее распространение в Европе. Фонограф Т.–А. Эдисона и первые опыты записи звука. Братья Л. и О. Люмьер и изобретение кинематографа (1895 г.). Операторы – “охотники за кадрами” - и первые съемки документальных сюжетов.
  2. Кинематограф Европы в начале ХХ века. Кино и зритель. Феномен достоверности: иллюзия и реальность экранных образов. Ж. Мельес – создатель первых игровых картин. А. Дид и М. Линдер – “короли” ранней французской комедии. Экспериментаторство в Европе. Французский “Авангард”. Творчество А. Ганса, К.-Т. Дрейера, раннего Л. Бунюэля. Киноискусство северных стран. Феномен датского кино (У. Гад, А. Нильсен). Шведская классическая киношкола (В. Шестрем, М. Стиллер). Раннее итальянское кино (Д. Пастроне, Ф. Бертини).
  3. Кино США на пути к искусству. Появление кино в Америке. “Патентная война.” Образование Голливуда. Э. Портер и рождение вестерна. М. Сеннет и ранняя “комическая”. Д.-У. Гриффит – “Шекспир экрана” - и его вклад в мировое киноискусство.
  4. Киноискусство дореволюционной России. “Аквариум”: вокруг первых русских сеансов. Люди и фильмы дореволюционного кино. Творчество Я. Протазанова, П. Чардынина, Е. Бауэра. В. Старевич – чародей русской мультипликации. Разумный кинематограф и первые шаги просветительного кино. Николай П и кино: из истории царского киноархива. “Короли” и “королевы” русского экрана. Загадка Веры Холодной. “Кинематографы на Невском растут как грибы”. Судьба петербургских кинотеатров.
  5. Кино и художественная жизнь России начала ХХ в. Серебряный век русской культуры и рождение “Х Музы”. Кино и литература, писатели в кино (Л. Толстой, Л. Андреев). Ранняя экранизация классики. Кино и синтез искусств: поиски новых выразительных средств экрана (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, К. Чуковский, И. Северянин, В, Мейерхольд, А. Бенуа и др.). Актеры МХЕ в кино. Ф. Шаляпин на экране. Кинематографический Петербург начала века.
  6. Киноискусство Германии 1920-х годов. От Калигари до Гитлера: немецкое кино между двумя войнами. Киноэкспрессионизм и “каммершпиль” - течения в раннем немецком кино, их влияние на искусство мира (Р. Вине, Ф. Ланг, К. Фейдт, Э. Яннингс, Ф.-В. Мурнау). Э. Любич и “комедия нравов” (О. Освальд, П. Негри). “Горные” фильмы А. Фанка и судьба Л. Рифеншталь.
  7. Американское кино “эпохи джаза”. Становление и расцвет Голливуда. Складывание “системы звезд” в Голливуде и их роль в американском кино (Т. Бара, П. Негри, Р. Новарро, Р. Валентино, Д. Фербенкс и др.). “Душечка Америки”: феномен Мэри Пикфорд. Ч. С. Чаплин и его фильмы. Э. Штрогейм и критические тенденции в кино США. Комедийный экран эпохи “Великого Немого” (Б. Китон, Г. Ллойд).
  8. Кино и религия. Церковь и кинематограф на рубеже веков. “Может ли духовенство посещать кинематограф?” Церковь и дебаты вокруг кино. Евангельская тематика и борьбапротив “аморализма” на экране. “Билет на енпристойный фильм – билет в ад”. Кинотеатр как “греховный повод к греховному деянию”. Изменение политики церкви. Кинематографический “храм” - приобщение к экранному таинству. Зарубежная теология о “божественном” предназначении искусства экрана.
  9. Советское кино 1920-х – 1930-х годов. Кино в годы гражданской войны. Советский авангард” - поиски и открытия. Московская и ленинградская школы кино. Творчество С. Эйзенштейна. Новаторские эксперименты Д. Вертова. Э. Щуб и монтажный кинематограф. Романтика труда и подвига на экране (В. Пудовкин, А. Довженко, Ф. Эрмлер, С. Герасимов, И. Пырьев и др.) Киномифы 1930-х гг. “Звезды” советского кино предвоенных лет (Л. Орлова, М. Ладынина, В. Серова, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев и др.).
  10. Кино Европы 1930-х гг. “поэтический реализм” и французское кино 1930-х гг. (Ж. Виги, М. Карне, Ж. Габен). Краткий взлет английского кино (А. Корда, К. Рид, Д. Григсон). Фильмы А. Хичкока. “Великие иллюзии” Франции и киноэкран предвоенных лет.
  11. Кино США 1930-х гг. Музыкальный экран Голливуда. Появление звукового кино и его распространение в мире. Европейские “звезды” на американском экране (М. Дитрих, Г. Гарбо, В. Ли). Критические тенденции в кино США (К. Видор, Л. Майлстоун, Д. Форд). Музыкальный экран Америки (Л. Армстронг, М. Шевалье, Ф. Астер, Д. Роджерс, Д. Дурбин, Г. Миллер и др.). Популярные жанры кино – мелодрама, вестерн, детектив.
  12. Киноискусство в годы Второй мировой войны. Развитие документалистики. Кино и военная пропаганда. Советское кино о народном подвиге. Антифашистская тема в киноискусстве США и Англии. Фильмы о России. Киноэкран фашистской Германии и Италии. “Звезды” кино Ш Рейха – М. Рекк, Ц. Леандер, О. Чехова.
  13. Киноискусство послевоенных лет. Изменения в мире и усиление демократических тенденций в мировом кинематографе. Итальянский неореализм. Взлет японского кино. Творчество А. Куросавы. Французский экран 1950-х гг. “Охота на ведьм” и кризис кино в США. Советское кино в послевоенное десятилетие.
  14. Традиции и новаторство на экране. Европейское кино 1960-х – 1990-х гг. Французская “Новая волна” и ее экранные варианты. “Свободное кино” в Веоикобритании. Блестящий взлет итальянского кино (Ф. Феллини, М. Антониони, П.-П. Пазолини, Б. Бертолуччи). Итальянский политический фильм (Ф. Рози, Д.-М. Волонте). Комедия по-итальянски (П. Джерми, М. Мастроянни). Кино Швеции (И. Бергман, Б. Видерберг). “Молодое кино” ФРГ. Творчество Р.-В. Фассбиндера.
  15. Отечественный экран 1960-х – 1990-х гг. Кино “оттепельной” эпохи. Нравственная, этическая тема на экране, военный подвиг в кино. “Сложные” фильмы А. Тарковского, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, А. Германа, А. Сокурова. Смешная и серьезная эксцентрика Л. Гайдая, “филофская” комедия Э. Рязанова, мир шукшинских героев как отражение духовного кризиса общества. Кумиры уходящего века, “звезды” трудной судьбы на экране и в жизни – В. Шукшин, Г. Шпаликов, Д. Асанова, В. Высоцкий, О. Даль, А, Миронов, А. Папанов, О. Борисов, А. Солоницын, Л. Гурченко, О. Меньшиков и др.
  16. Киноискусство конца ХХ в. Кино без границ. Социальная проблематика и ее отражение на экранах США (Ф.Ф. Коппола, О. Стоун, Р. Олтмен). “Старое доброе кино” Голливуда и новые тенденции. Супербоевики и “блокбастеры”. Кино в стиле комиксов и современная жизнь. Бросая вызов Голливуду: киноискусство стран Азии и Латинской Америки. Киноэкран стран Восточной Европы. Новое кино Германии и Польши. Творчество А. Вайды, К. Занусси. Современная “звезда” в контексте политических и духовных реалий конца ХХ в. – А. Делон, Ж.-П. Бельмондо, Ж. Депардье, К. Денев, Ш. Коннери, Б. Уиллис, Д. Николсон, Х. Форд, Т. Круз, Д. Фостер, К. Ривз, С. Марсо и др.

Основная литература

  1. История советского кино в 4-х томахю М., 1969-1978
  2. Садуль Ж. Всеобщая история кино, т.т. 1-4, М., 1958-1982
  3. Теплиц Е. История киноискусства в 5 томах. М., 1968-1973
  4. Юренев Р. Чудесное око. Краткая история мирового кино. М., 1983
  5. Нечай О. Основы киноискусства. Минск, 1978

Дополнительная литература

  1. Александров Г. Эпоха и кино. М., 1976
  2. Андрей Миронов глазами друзей. М., 2000
  3. Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., 1980
  4. Балаш Б. Кино. М., 1968
  5. Брагинский А.В. Ален Делон. Ростов-на-Дону, 1990
  6. Брюнелен А. Жан Габен. М., 2001-04-26 Бун6юэль Л. Сборник. М., 1979
  7. Бутовский Я.Л. Андрей Москвин, кинооператор. СПб, 2000
  8. Габрилович Е. Последняя книга. М., 1996
  9. Генс И. Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60-70- гг. М., 1988
  10. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963
  11. Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 2000
  12. Гурченко Л. Аплодисменты. М., 2000
  13. Даль О. Дневники, письма, воспоминания. М., 2001
  14. Дитрих М. Азбука моей жизни. М., 1997
  15. Долматовская Г. Примечание к прошлому. М., 1983
  16. Донец Л. Слово о кино. М., 2000
  17. Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978). М., 1984
  18. Жанры кино. М., 1979
  19. Зоркая Н. На рубеже столетий. М., 1976
  20. Капралов Г. Человек и миф. Эволюция героя западного кино (1965-1980) М., 1984
  21. Карцева Е. Вестерн. Эволюция жанра. М., 1976
  22. Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. М., 1987
  23. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М., 1958
  24. Козинцев Г. Глубокий экран. М., 1971
  25. Кравцов А. Жили-были кумиры.). Звезды ненастного столетия) М., 2000
  26. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977
  27. Краснова Г. Кино ФРГ. М., 1987
  28. Кушниров М. Светлый путь, или Чарли и Спенсер (Г. Александров и Л. Орлова). М., 1998
  29. Макгиллиган П. Джек Николсон. М., 1999
  30. Михалков Н. Сборник. М., 1989
  31. Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М., 1981
  32. Сато Т. Кино Японии. М., 1988
  33. Стриженов О. Исповедь. М., 1999
  34. Торопцев С.А. Очерк истории китайского кино 1846-1966. М., 1979
  35. Трауберг Л.З. Мир наизнанку. М., 1984
  36. Уитфилд А. Мэри Пикфорд. Смоленск, 1999
  37. Утесов Л. Спасибо, сердце! М., 2000
  38. Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М., 1992
  39. Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000
  40. Чехова О. Мои часы идут иначе. М., 1998
  41. Шуб Э. Жизнь моя – кинематограф. М., 1972
  42. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 томах. М., 1964-1971
  43. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974