В курсе рассматриваются основные направления развития мирового киноискусства с момента его возникновения до наших дней. Сто лет назад знаменитый поезд Люмьеров прибыл на станцию, ознаменовав собой начало новой эры – эры двинувшегося изображения, иначе кино. Прошел век, легендарный состав объехал все страны и континенты, собрав у себя миллиардную армию восхищенных зрителей.
Фильмы прошлых лет не остались в истории. Они и сегодня с нами. Их магические тени будоражат наше воображение, вновь и вновь приглашая на встречу с героями минувших дней – экрана и жизни.
История Великого Немого, фильмы предвоенных лет, сражающийся экран и кинематограф наших дней – таков путь искусства “Х Музы”. Как кино становилось искусством, вырабатывало свой язык, культуру, создавало уникальный мир экранных образов, его художественный и эстетический феномен, разнообразные экранные и жизненные “волны” - все это составная часть мирового кинематографического процесса. Тесным образом он связан с духовной жизнью общества, его политикой и моралью, культурой и искусством, коммерцией и шоу-бизнесом. А отсюда изучение мирового кинематографического наследия представляется одной из важнейших частей в структуре познания современного человека и окружающего его мира.
Программа курса
-
Предшественники кино. Пâакета Люмьеров – рождение мирового киноискусства. “предчувствие кино” (Е. Теплиц): открытия в области науки и техники и … полет мысли. Фантазии, мифы и легенды будущего экрана. От Театра теней к “живой” фотографии. “Волшебный фонарь” А. Кирхера. Камера-обскура – предтеча фотографического аппарата. Изобретение фотографии и ее распространение в Европе. Фонограф Т.–А. Эдисона и первые опыты записи звука. Братья Л. и О. Люмьер и изобретение кинематографа (1895 г.). Операторы – “охотники за кадрами” - и первые съемки документальных сюжетов.
-
Кинематограф Европы в начале ХХ века. Кино и зритель. Феномен достоверности: иллюзия и реальность экранных образов. Ж. Мельес – создатель первых игровых картин. А. Дид и М. Линдер – “короли” ранней французской комедии. Экспериментаторство в Европе. Французский “Авангард”. Творчество А. Ганса, К.-Т. Дрейера, раннего Л. Бунюэля. Киноискусство северных стран. Феномен датского кино (У. Гад, А. Нильсен). Шведская классическая киношкола (В. Шестрем, М. Стиллер). Раннее итальянское кино (Д. Пастроне, Ф. Бертини).
-
Кино США на пути к искусству. Появление кино в Америке. “Патентная война.” Образование Голливуда. Э. Портер и рождение вестерна. М. Сеннет и ранняя “комическая”. Д.-У. Гриффит – “Шекспир экрана” - и его вклад в мировое киноискусство.
-
Киноискусство дореволюционной России. “Аквариум”: вокруг первых русских сеансов. Люди и фильмы дореволюционного кино. Творчество Я. Протазанова, П. Чардынина, Е. Бауэра. В. Старевич – чародей русской мультипликации. Разумный кинематограф и первые шаги просветительного кино. Николай П и кино: из истории царского киноархива. “Короли” и “королевы” русского экрана. Загадка Веры Холодной. “Кинематографы на Невском растут как грибы”. Судьба петербургских кинотеатров.
-
Кино и художественная жизнь России начала ХХ в. Серебряный век русской культуры и рождение “Х Музы”. Кино и литература, писатели в кино (Л. Толстой, Л. Андреев). Ранняя экранизация классики. Кино и синтез искусств: поиски новых выразительных средств экрана (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, К. Чуковский, И. Северянин, В, Мейерхольд, А. Бенуа и др.). Актеры МХЕ в кино. Ф. Шаляпин на экране. Кинематографический Петербург начала века.
-
Киноискусство Германии 1920-х годов. От Калигари до Гитлера: немецкое кино между двумя войнами. Киноэкспрессионизм и “каммершпиль” - течения в раннем немецком кино, их влияние на искусство мира (Р. Вине, Ф. Ланг, К. Фейдт, Э. Яннингс, Ф.-В. Мурнау). Э. Любич и “комедия нравов” (О. Освальд, П. Негри). “Горные” фильмы А. Фанка и судьба Л. Рифеншталь.
-
Американское кино “эпохи джаза”. Становление и расцвет Голливуда. Складывание “системы звезд” в Голливуде и их роль в американском кино (Т. Бара, П. Негри, Р. Новарро, Р. Валентино, Д. Фербенкс и др.). “Душечка Америки”: феномен Мэри Пикфорд. Ч. С. Чаплин и его фильмы. Э. Штрогейм и критические тенденции в кино США. Комедийный экран эпохи “Великого Немого” (Б. Китон, Г. Ллойд).
-
Кино и религия. Церковь и кинематограф на рубеже веков. “Может ли духовенство посещать кинематограф?” Церковь и дебаты вокруг кино. Евангельская тематика и борьбапротив “аморализма” на экране. “Билет на енпристойный фильм – билет в ад”. Кинотеатр как “греховный повод к греховному деянию”. Изменение политики церкви. Кинематографический “храм” - приобщение к экранному таинству. Зарубежная теология о “божественном” предназначении искусства экрана.
-
Советское кино 1920-х – 1930-х годов. Кино в годы гражданской войны. Советский авангард” - поиски и открытия. Московская и ленинградская школы кино. Творчество С. Эйзенштейна. Новаторские эксперименты Д. Вертова. Э. Щуб и монтажный кинематограф. Романтика труда и подвига на экране (В. Пудовкин, А. Довженко, Ф. Эрмлер, С. Герасимов, И. Пырьев и др.) Киномифы 1930-х гг. “Звезды” советского кино предвоенных лет (Л. Орлова, М. Ладынина, В. Серова, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев и др.).
-
Кино Европы 1930-х гг. “поэтический реализм” и французское кино 1930-х гг. (Ж. Виги, М. Карне, Ж. Габен). Краткий взлет английского кино (А. Корда, К. Рид, Д. Григсон). Фильмы А. Хичкока. “Великие иллюзии” Франции и киноэкран предвоенных лет.
-
Кино США 1930-х гг. Музыкальный экран Голливуда. Появление звукового кино и его распространение в мире. Европейские “звезды” на американском экране (М. Дитрих, Г. Гарбо, В. Ли). Критические тенденции в кино США (К. Видор, Л. Майлстоун, Д. Форд). Музыкальный экран Америки (Л. Армстронг, М. Шевалье, Ф. Астер, Д. Роджерс, Д. Дурбин, Г. Миллер и др.). Популярные жанры кино – мелодрама, вестерн, детектив.
-
Киноискусство в годы Второй мировой войны. Развитие документалистики. Кино и военная пропаганда. Советское кино о народном подвиге. Антифашистская тема в киноискусстве США и Англии. Фильмы о России. Киноэкран фашистской Германии и Италии. “Звезды” кино Ш Рейха – М. Рекк, Ц. Леандер, О. Чехова.
-
Киноискусство послевоенных лет. Изменения в мире и усиление демократических тенденций в мировом кинематографе. Итальянский неореализм. Взлет японского кино. Творчество А. Куросавы. Французский экран 1950-х гг. “Охота на ведьм” и кризис кино в США. Советское кино в послевоенное десятилетие.
-
Традиции и новаторство на экране. Европейское кино 1960-х – 1990-х гг. Французская “Новая волна” и ее экранные варианты. “Свободное кино” в Веоикобритании. Блестящий взлет итальянского кино (Ф. Феллини, М. Антониони, П.-П. Пазолини, Б. Бертолуччи). Итальянский политический фильм (Ф. Рози, Д.-М. Волонте). Комедия по-итальянски (П. Джерми, М. Мастроянни). Кино Швеции (И. Бергман, Б. Видерберг). “Молодое кино” ФРГ. Творчество Р.-В. Фассбиндера.
-
Отечественный экран 1960-х – 1990-х гг. Кино “оттепельной” эпохи. Нравственная, этическая тема на экране, военный подвиг в кино. “Сложные” фильмы А. Тарковского, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, А. Германа, А. Сокурова. Смешная и серьезная эксцентрика Л. Гайдая, “филофская” комедия Э. Рязанова, мир шукшинских героев как отражение духовного кризиса общества. Кумиры уходящего века, “звезды” трудной судьбы на экране и в жизни – В. Шукшин, Г. Шпаликов, Д. Асанова, В. Высоцкий, О. Даль, А, Миронов, А. Папанов, О. Борисов, А. Солоницын, Л. Гурченко, О. Меньшиков и др.
-
Киноискусство конца ХХ в. Кино без границ. Социальная проблематика и ее отражение на экранах США (Ф.Ф. Коппола, О. Стоун, Р. Олтмен). “Старое доброе кино” Голливуда и новые тенденции. Супербоевики и “блокбастеры”. Кино в стиле комиксов и современная жизнь. Бросая вызов Голливуду: киноискусство стран Азии и Латинской Америки. Киноэкран стран Восточной Европы. Новое кино Германии и Польши. Творчество А. Вайды, К. Занусси. Современная “звезда” в контексте политических и духовных реалий конца ХХ в. – А. Делон, Ж.-П. Бельмондо, Ж. Депардье, К. Денев, Ш. Коннери, Б. Уиллис, Д. Николсон, Х. Форд, Т. Круз, Д. Фостер, К. Ривз, С. Марсо и др.
Основная литература
-
История советского кино в 4-х томахю М., 1969-1978
-
Садуль Ж. Всеобщая история кино, т.т. 1-4, М., 1958-1982
-
Теплиц Е. История киноискусства в 5 томах. М., 1968-1973
-
Юренев Р. Чудесное око. Краткая история мирового кино. М., 1983
-
Нечай О. Основы киноискусства. Минск, 1978
Дополнительная литература
-
Александров Г. Эпоха и кино. М., 1976
-
Андрей Миронов глазами друзей. М., 2000
-
Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., 1980
-
Балаш Б. Кино. М., 1968
-
Брагинский А.В. Ален Делон. Ростов-на-Дону, 1990
-
Брюнелен А. Жан Габен. М., 2001-04-26 Бун6юэль Л. Сборник. М., 1979
-
Бутовский Я.Л. Андрей Москвин, кинооператор. СПб, 2000
-
Габрилович Е. Последняя книга. М., 1996
-
Генс И. Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60-70- гг. М., 1988
-
Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963
-
Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 2000
-
Гурченко Л. Аплодисменты. М., 2000
-
Даль О. Дневники, письма, воспоминания. М., 2001
-
Дитрих М. Азбука моей жизни. М., 1997
-
Долматовская Г. Примечание к прошлому. М., 1983
-
Донец Л. Слово о кино. М., 2000
-
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978). М., 1984
-
Жанры кино. М., 1979
-
Зоркая Н. На рубеже столетий. М., 1976
-
Капралов Г. Человек и миф. Эволюция героя западного кино (1965-1980) М., 1984
-
Карцева Е. Вестерн. Эволюция жанра. М., 1976
-
Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. М., 1987
-
Клер Р. Размышления о киноискусстве. М., 1958
-
Козинцев Г. Глубокий экран. М., 1971
-
Кравцов А. Жили-были кумиры.). Звезды ненастного столетия) М., 2000
-
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977
-
Краснова Г. Кино ФРГ. М., 1987
-
Кушниров М. Светлый путь, или Чарли и Спенсер (Г. Александров и Л. Орлова). М., 1998
-
Макгиллиган П. Джек Николсон. М., 1999
-
Михалков Н. Сборник. М., 1989
-
Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М., 1981
-
Сато Т. Кино Японии. М., 1988
-
Стриженов О. Исповедь. М., 1999
-
Торопцев С.А. Очерк истории китайского кино 1846-1966. М., 1979
-
Трауберг Л.З. Мир наизнанку. М., 1984
-
Уитфилд А. Мэри Пикфорд. Смоленск, 1999
-
Утесов Л. Спасибо, сердце! М., 2000
-
Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М., 1992
-
Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000
-
Чехова О. Мои часы идут иначе. М., 1998
-
Шуб Э. Жизнь моя – кинематограф. М., 1972
-
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 томах. М., 1964-1971
-
Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974