Составитель программы:
Доктор философских наук, профессор Немиро О. В
 

Задача курса - познакомить слушателей с основными этапами художественно-духовного и культурного развития отечественного искусства за последнее столетие. Проблематика рассматривается в рамка трех конкретно-временных "отрезков" исторического развития отечественного искусства и культуры: дореволюционного (до 1917 г.), послереволюционного, охватывающего семь десятилетий, и "современного", отличающегося рядом новаций и поисков выхода из явно кризисной ситуации в сегодняшних условиях жизни.

История отечественного искусства (главным образом изобразительного, декоративно-оформительского, частично - театра и художественной критики) рассматривается в широком спектре культурно-исторического бытия времени. Каждое занятие базируется на вопросах функционирования культуры времени: поисков стилистического многообразия, взаимодействия традиций и новаторских исканий, оценочного характера творческих явлений и сопровождается демонстрацией цветных и черно-белых диапозитивов.

I. Отечественное искусство конца XIX - нач. ХХ веков

Общественно-политическая, социально-экономическая и культурно-художественная жизнь России на рубеже "уходящего" и "наступающего" веков. Общественное настроение и философские размышления эпохи, поиски выхода из кризисной ситуации. Академизм и реализм поздних передвижников. Своеобразие творческих индивидуальностей А.П. Рябушкина, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, К.А. Коровина и др. Тенденции и направления отечественной культуры грани веков. Анализ программ-деклараций и творчества представителей ведущих художественно-выставочных объединений предреволюционных лет - "Мира искусства" (1898-1904, 1910-1924 гг.), "Голубой розы" (1907 г.) и "Салона Золотого Руна", "Бубнового валета" (1910-1916 гг.).

Стиль и стилизация (ретростилизация) времени. Практическое воплощение тенденций реализм: импрессионизма, постимпрессионизма, позднего академизма в творчестве мир искусников, голуборозовцев и бубнововалетовцев. Отечественный авангардизм и футуризм. Искания молодых художников в области живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства, литературы. Манифесты и теоретические обоснования художников "левых" ориентаций в предреволюционный период (М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, В. Кандинский и др.). Практическая деятельность выставочных объединений "Ослиный хвост", "Треугольник", "Мишень", "Товарищество независимых", "Футуристы. Лучисты. Примитивисты" и др..

II. Отечественное искусство первых послереволюционных лет (1917-1920 гг.)

Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в годы первой мировой и гражданской войны. Расслоения творческой интеллигенции и ее отношение к новой политической власти. Политика советского государства в области искусства и культуры. Вовлечение интеллигенции в творческую жизнь времени: специфика агитационно-массового искусства - монументальная пропаганда, политический плакат, художественное оформление праздничного города, агитпоездов и агитпароходов, агитационный фарфор. Проблема традиций и новаторства, охраны памятников и сохранения культурных ценностей. Творческие искания представителей "старой" и "новой" художественной интеллигенции. Анализ деятельности первых послереволюционных художественных объединений. Идейно-творческая борьба направлений и ориентаций в искусстве периода гражданской войны и иностранной военной интервенции.

III. Искусство 1920-х годов

Размежевание художественных сил: искания сторонников реалистического искусства, "левого" экспериментаторства, производственных концепций, художественного конструктивизма и пр. Манифесты, декларации и программы художественно-выставочных объединений изучаемого десятилетия - "Мира искусства" (до 1924 г.), "Союза молодежи" (1910-1923 гг.), "Объединения новых течений" (1921-1923 гг.), "УНОВИС" (1919-1926 гг.: Витебск, Петроград, Москва), "ОБМОХУ" (1919-1922 гг.), "Маковец" (1921-1925 гг.), "НОЖ" (1921-1924), "Бытие" (1921-1929 гг.), "АХРР" (1922-1932 гг.), "ОМХ" (1924-1932), "ОСТ" (1924-1932 гг.), "Круг художников" (1925-1929 гг.). Борьба художественных направлений конца 1920-х и начала 1930-х гг.: декларативная и практическая деятельность "Октября" (1928-1932 гг.), "ФОСХ" (1930-1932 гг.), "РАПХ" (1931-1932 гг. ). Полемика вокруг творческих исканий художников 1920-х годов.

IV. Искусство 1930-х годов.

Роль и место Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" в дальнейших судьбах отечественного искусства. Достижения и просчеты в политике: экономике и культуре времени. Изобразительное искусство в условиях утверждения тоталитарного режима и начала культа личности И.В. Сталина. Первый съезд писателей (1934 г.) и сущность "искусства социалистического реализма". Интерпретация в творчестве исторической и общественно-политической тематики. Поиски в области синтеза искусств и архитектуры. Анализ крупнейших выставок изучаемого периода. Достижения в области живописи, скульптуры, станковой и книжной графики, театрально-декорационного искусства.

V. Искусство периода Великой Отечественной войны

Война и культура. Агитационно-массовые виды и жанры творчества: политический плакат, наглядная агитация, "Окна ТАСС", "Боевой карандаш" и маскировочно-декоративная работа блокадных ленинградских художников. Трактовка тем исторического прошлого и военно-патриотические произведения отечественных художников - живописцев: скульпторов, графиков.

VI. Отечественное искусство первого послевоенного десятилетия

Анализ негативных явлений в области культуры, искусства, литературы, театра, музыки, кино, как следствие издержек партийной идеологии (Постановления ЦК по вопросам культуры и искусства 1946-1948 гг.). Борьба-кампанейщина с так называемым "буржуазным космополитизмом", "преклонением перед Западом". Ограничительная политика в понимании реализма, традиций и новаторства в искусстве ХХ века. Размывание художественно-эстетических критериев в творческой практике. "Теория бесконфликтности", "положительного героя", "производственной темы" и пр. Лучшие произведения изучаемого десятилетия в живописи и графике.

VII. Искусство конца 1950-х и 1970-х годов

Пути и судьбы искусства в условиях смены общественно-политических ориентиров, пересмотра политики в области традиций и новаторских исканий, переоценки художественно-эстетических критериев. Полемика и дискуссии о поисках нового стиля времени - "сурового стиля". Творчество нового послевоенного поколения художников. Первые съезды художников СССР и России. Художественная критика времени о достижениях и просчетах в творческом процессе эпохи, о своеобразии исканий ведущих московских и ленинградских мастеров, и молодежных выставках.

VIII. Искусство на современном этапе

Отечественные культура и искусство в контексте мирового культурно-исторического процесса времени (выставки, дискуссии-симпозиумы, творческие командировки и пр.). Практические выступления художников всех поколений и различных творческих ориентаций. Выявление тенденций реализма, примитивизма (фольклоризма), ретростилизации, натурализма (слайдизма) в исканиях молодежи. Проблемы творческой личности и индивидуального своеобразия мастеров. Художник - зритель - критика - окружающая среда.

Пути дальнейшего развития культуры и искусства в экстремальной современной ситуации и кризисных явлений политической, экономической и культурной жизни общества, остракизма накопленных духовных ценностей, смены ориентиров: модных увлечений, роста массовой культуры (китча) и в условиях глобальных процессов коммерциализации культурной и художественной жизни. "Официальное" и "неофициальное" искусство, современный "соцарт", неоавангардизм и андеграунд (так как в настоящее время отсутствует специальная литература по вопросам конфигуративного творчества: соц-арта и неофициального искусства, то для интересующихся современной ситуаций в культурно-художественной жизни общества, отсылаем к журнальной периодике, а именно: Искусство - 1988 (NN 10, 12), 1989 (NN 4 и 8), 1990 (N 1); Творчество - 1988 (N 7), 1989 (NN 1, 7, 8), 1990 (N 9); Декоративное искусство СССР - 1989 (NN 2, 7, 10, 11) и 1990 г. (N 9); Архитектура и строительство Москвы - 1988 (N 11); Новое время - 1988 (N 9); Нева - 1988 (N 3).

Рекомендуемая основная литература

  1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х гг. Материалы. Документы. Воспоминания . /Ред.-сост. В.Н. Перельман. - М., 1962.
  2. Искусство Советского Союза. - Л., 1981.
  3. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, В.С. Кеменова. - М., 1957-1964. - тт. Х, XI, XII, XIII.
  4. История русского и советского искусства \ Под ред. Д.В. Сарабьянова. - М., 1979.
  5. Ильина Т.В. История искусств: русское и советское искусство. - М., 1989.
  6. Лебедянский М.С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи 1920-1930-е гг. - М., 1986.
  7. Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. - М., 1930.
  8. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. - Л., 1987.
  9. Изобразительное искусство Ленинграда / Сост.: В.И. Гапеева, В.А. Гусев, А.В. Цветова. - Л., 1981.
  10. Молодые живописцы 70-х годов / Сост.: А. Дехтярь. - М., 1979.
  11. Московские живописцы / Вст. ст.: И.Н. Филонович. - М., 1979.
  12. Неизвестный русский авангард .Сост.. А.Д. Сарабьянов. - М., 1992.
  13. Очерки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. - М., 1980.
  14. Советское декоративное искусство. 1917-1945. Очерки истории. --/ Отв. ред. В.П. Толстой. - М., 1984.
  15. Советское искусство. 1920-1930 годы. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство / Каталог. - Л., 1988.
  16. 1920-1930. Живопись. Государственный Русский музей. - М., 1989.
    Художники Ленинграда / Сост. И.Н. Вьюнова. - Л., 1977.