Курбатова А.К.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

План лекций

Лекции сопровождаются показом слайдов, иллюстраций и зарисовок

1. Вводная часть.

Изучаемый объем и специфика предмета. Список рекомендуемой литературы. Требования, предъявляемые к зачету.

Древний Египет.

Первые одежды. Используемые материалы. Орнамент.

Мужские одежды. Одежда фараона.

Женские одежды.

Жреческие одежды.

Парики. Головные уборы. Обувь. Косметика и парфюмерия.

Украшения.

2. Древняя Греция.

Влияние восточного костюма на греческий до V в. до н.э.

Костюм V-IV в.в. до н.э. Понятие драпированного костюма.

Ткани. Орнамент. Отделки и цвет костюма.

Идеализированный образ человека, каноны красоты.

Мужской костюм. Прически.

Женский костюм. Прически. Украшения.

Изменения во внешнем облике греков во времена Александра Македонского.

Военный костюм.

3. Древний Рим.

Этрусский костюм. Ювелирное искусство.

Римский костюм периода Республики.

Влияние греческой культуры. Развитие портрета.

Образ римлянина периода Империи. Костюм. Прически. Венки. Обувь.

Образ римлянки периода империи. Костюм. Прическа. Косметика.

Изменения в тканях и костюме под влиянием восточной культуры.

Накладные одежды.

Военный костюм.

4. Византия.

Влияние христианства на формирование нового мужского и женского образов.

Черты восточного и варварского костюмов в костюме Византии.

Ткани. Ювелирные изделия.

Мужской костюм. Костюм императора.

Женский костюм.

Прически. Головные уборы. Обувь.

Разделение церкви. Облачение католических и православных священников.

Влияние византийского костюма на русский.

5. Средневековье.

Костюм варваров. Ткани, отделка.

Романский период.

XI в. Ткани. Символичность цвета. Отделки. Влияние церкви.

Мужской костюм.

Женский костюм. Появление культа беременности.

XII в. Изменения в костюме под влиянием рыцарского костюма.

Увлечение светских элементов в костюме после первых Крестовых походов. Культ "Прекрасной дамы" и его связь с культом богоматери.

XII-XIII в. Усовершенствование техники шитья, разнообразие одежд.

Появление женоподобного силуэта в мужской одежде.

Связь геральдики с одеждой.

Женский костюм. Шнуровки. Прически. Головные уборы.

Отделки и украшения в костюме.

6. Готический период.

XIII в. Развитие феодализма. Классовая дифференциация в костюме.

Издание первых законов против роскоши.

Развитие кроя в одежде. Появление вшивных рукавов.

XIV в. Появление распашных одежд и воротников.

Появление бархата. Цвет и рисунки тканей.

Мужская одежда. Прически. Головные уборы. Обувь.

Женская одежда. Постановка фигуры. Прически. Головные уборы.

XV в. Придворные бургундские моды. "Карнавал мод".

Многообразие форм одежд, пестрота тканей.

Постановление о рангах в одежде. Появление цеховой или должностной одежды.

Графичность костюма.

Мужские одежды. Прически.

Женские одежды. Прически. Головные уборы. Шлейфы и пажи.

Новый женский образ.

7. Возрождение. Италия.

Конец XIV в. Сходство и различие с костюмом Франции XIV-XV вв.

"Готическое Возрождение" северной Италии.

Флорентийский костюм XV в. ткани. Цвет и орнамент.

Мужской образ. Мужской костюм. Прически. Головные уборы.

Женский образ. Женский костюм. Прически. Дополнения.

Влияние на дальнейшее развитие европейского костюма.

Мода — выразитель имущественного положения человека.

Венецианский костюм XVI века.

Ткани. Кружева. Украшения. Дополнения костюма.

Женский и мужской образы.

Мужской костюм.

Женский костюм.

Влияние испанского костюма.

8. Испания XV-XVI в.

Влияние мавританского искусства на ткани, орнамент и костюм Испании.

Влияние католической церкви. Влияние итальянского гуманизма.

Особенности испанского двора. Классовость испанского костюма.

Расцвет Испании в XVI века.

Образ испанского дворянина. Военизированность испанского мужского костюма. Прически.

Женские образы. Костюм. Прически. Корсет.

Дополнения. Украшения. Манера поведения.

Цвет в костюме.

Распространение испанского костюма в Европе.

9. Франция XVI в.

Влияние итальянского и испанского костюма.

Укрепление абсолютизма. Образ жизни французского придворного общества.

Моды третьей четверти XVI в. Женственность мужского костюма.

Прически. Воротники.

Женский костюм. Корсеты. Воротники. Украшения.

"Дворянство носит свои доходы на плечах".

Конец XVI в. Генрих IV. Строгость в костюме. Ограничение роскоши для дворян.

Траурная одежда.


10. Англия XVI в.

Экономика Англии. Изобретение вязальной машины.

Культ абсолютного монарха. Елизаветинский двор.

Влияние испано-французских и французских мод.

Особенности женского придворного костюма. Прически. Воротники.

Мужской придворный костюм.

Английский буржуазный костюм мужской и женский.

11. Немецкие моды XVI в.

Экономическое и политическое положение страны.

Влияние готических форм в костюме. Итальянское влияние.

Костюм ладскнехтов. Отделка. Влияние на мужской костюм.

Женские образы. Сохранение готической кривой.

Цвет в костюме.

Прически. Головные уборы. Украшения.

Отделка в костюме.

12. Нидерланды VI-XVII вв.

Буржуазный костюм.

Влияние испанских и французских мод.

Ткани и цвет в костюме. Отделка. Воротники. Кружева.

Мужской костюм. Военный костюм.

Женский костюм.

13. Франция XVII в.

Франция — законодательница мод.

Первая половина XVII в. Моды при дворе Людовика XIII.

Военный костюм периода 30-летней войны. Мушкетеры. Влияние на мужской костюм

Прически. Воротники. Кружева. Украшения. Головные уборы.

Костюм гугенотов.

Женские образы. Костюм. Прически.

.

14. Барокко. Вторая половина XVII века.

Женские моды. Анна Австрийская.

Людовик XIV — "Государство — это я". Оттенок "детсжости" в костюме. Ренграв.

Женский костюм.

Изменения в костюме 1665-1670-х годах. Дань увлечению рационализмом.

Парики.

Образ жизни при дворе. Отражение вкусов аристократии периода расцвета абсолютизма. Фаворитки Людовика XIV и их влияние на моду.

Женский костюм. Прически. Кружева.

Мужской костюм. Парики. Дополнения.

Большая и Малая Пандора.

15. 1680-1715 гг.

Женский костюм. Фонтанж. Бюск.

Женские костюмы для верховой езды.

Мужской костюм. Искусство париков.

Упадок стиля Барокко. Влияние иезуеитов. Изменение цветовой гаммы и силуэта костюма.

Домашняя одежда.

Испания XVIII в.

"Золотой" век литературы и искусства. Экономический и политический кризис.

Сохранение традиций XVI века, влияние церкви.

"Язык вееров".

Вторая половина XVII века.

Влияние французских мод.

1706 г. — окончательное слияние с общеевропейскими модами.

Испания переходит под власть Бурбонов.

16. Франция XVIII век. Рококо.

Моды эпохи Регентства. 1715 - 1730.

Мужской костюм. Образ. Женственность.

Женский костюм. Образ. Стиль Ватто. Контуш.

Ткани. Орнаменты. Цвет. Кружева.

Галантность.

Парики. Головные уборы. Обувь. Аксессуары. Веера. Табакерки.

1730 - 1760. Расцвет Рококо.

Людовик XV и его фаворитки.

Возникновение стиля Шинуазри. Фарфор.

Цвет в костюме. Язык вееров и цветов. Мушки.

Маркиза де Пампадур.

Орнаменты. Рисунки на тканях. Материалы.

Искусство Буше, Лиотара, Фрагонара и Ван Лоо.

17. 1760 - 1775. "Позднее Рококо".

Мария-Антуанетта.

Академия парикмахерского искусства.

Образ жизни при дворе.

Мужские моды. Прически. Дополнения.

Женские моды. Прически. Панье. Отделки.

Влияние английских мод.

18. 1775 - 1789. Моды конца Абсолютизма.

Турецкое влияние.

Влияние английских мод.

Ткани. Орнаменты и рисунки.

Женские моды. Прически.

Мужские прически. Костюм.

Английские моды. Романтизм. Гейнсборо.

19. Моды периода Революции /1789 - 1794/

и Директории /1795 - 1799/

Костюм улицы /пролетарский/ и его влияние на костюм высших классов.

Проект костюмов для граждан французской республики и художника Давида.

Проявление Классицизма. Ношение античных одежд.

Моды аристократического клуба "Бал жертв" Инкруаябли и мервейезы.

Цвет в костюме. Ткани. Отделка.

Мужской костюм. Образ.

Женский костюм. Образ.

20. Ампер /1800 - 1815/

Холодный стиль империи. Военизированность мужского костюма.

Мужской образ Прически. Головные уборы.

Ткани в мужском костюме. Отделка. Дополнения. Обувь.

Женский образ. Прически. Украшения.

Ткани в женском костюме. Отделка. Обувь.

Цвет в женском костюме. Шали.

Романтизм /1815 - 1830/

Новые герои в литературе и искусстве. Увлечение историей.

Неоготика.

Ткани. Орнамент. Цвет.

Изменения в силуэте женского костюма.

Женский образ. Отделка. Дополнения.

Мужской образ. Костюм. Прически. Головные уборы. Дополнения.

21. Бидермейер 1830 -е.

Мелкобуржуазные моды.

Мужской деловой костюм. Образ. Прически. Головные уборы.

Дополнения. Ткани.

Женский образ. Китайские прически. Увлечение Востоком.

Украшения. Дополнения. Головные уборы.

Женский костюм. Ткани. Цвет. Рисунки. Отделки.

Амазонки.

22. Фешенебли 1840 -е.

Светские "львы и львицы".

Демократизация костюма. Ткани. Рисунки.

Женский костюм. Кринолин. Прически.

Мужской костюм. Прически.

23. Второе Рококо /1850 -1860/

Моды крупной буржуазии.

Развитие швейной промышленности. Искусственные кружева.

"Дешевая роскошь".

Разделение костюма по назначению.

Выставочный стиль. Стиль II-й Империи.

Стабилизация мужского костюма. Ткани. Цвкет. Дополнения.

Женский образ. Прически. Головные уборы. Украшения. Дополнения.

Женский костюм. Кринолины. Рукава "паголь".

Обилие материалов.

Костюм в интерьере. Эклектика.

Второе Барокко /1870 - 1880-е/

Позитивизм.

Женский образ. Прически.

Ткани. Рисунки. Отделки. Дополнения.

Женский костюм. Корсет. Турнюр. Обувь.

Развитие эмансипации.

24. Модерн.

Символизм.

Влияние японского искусства.

Использование новых материалов, техник в прикладном искусстве и костюме.

Новые линии в орнаменте и костюме.

Изменение цветовой гаммы.

Ткани.

1890-е

Женский образ. Силуэт костюма. Годэ.

Прически. Макияж. Головные уборы. Обувь. Дополнения. Постановка фигуры.

1900-е.

Женский образ. Костюм. Прически.

1908 -1914

Эмансипация. Платья "реформ".

Женский образ. Костюм. Дополнения, украшения.

25. Кружево XIX — нач. ХХ века.

Из истории кружев.

Показ коллекции кружев.

Русский придворный костюм XIX - нач. ХХ века.