Мусин Александр Евгеньевич

Программа курса

 Целью курса является ознакомление учащихся с основными (фундаментальными, базовыми) понятиями христианского богословия как цельной и развивающейся системой знаний о Боге in se  и ad extra, присущей религиозному сознанию в его общественной функции. Основой такого знакомства служит изучение структуры, истории и современного состояния богословской мысли, укорененной в восточно-христианской (православной) традиции и культуре, что не исключает, но предполагает элементы сравнительного анализа этой традиции с богословскими практиками иных конфессиональных традиций. Приоритетное внимание курса к православной церковно-богословской традиции, особенно в той его части, которая посвящена современному состоянию и проблемам развития богословия, обусловлено двумя причинами: адресацией курса лицам, проживающим в стране с исторической православной культурой и большинством православного населения, возможностью продемонстрировать проблемы разрыва и связей в богословии. Особое внимание уделяется методу богословия с точки зрения религиозной онтологии и гносеологии, принципиальному отличию богословия от философии, идеологии, культуры и науки как иных форм общественного сознания.

Задачей курса является усвоение и свободное владение студентами основными богословскими терминами и категориями, понимание специфики различных отделов богословского знания и главных этапов их развития, представление о сегодняшних проблемах и задачах богословия в России и мире. Предполагается, что результатами курса может быть не только развитие общего кругозора учащихся, но и получение ими некоторой суммы знаний в области истории и культуры, применение которых способно помочь слушателям в их научно-исследовательской и учебно-воспитательной работе.

Программа 

Тема 1. Предмет и задачи христианского богословия.

Тема 2. Понятие богословской науки. Откровение и вера. Богословие и Откровение. Функция риторической разработки Откровения как смысл богословской рефлексии. Писание и Предание. Церковь как результат Откровения. Укорененность богословия в Предании и Церкви. Особенности восточно-христианской гносеологии. Специфика богословия в отношении иных форм общественного сознания.

Тема 3. Проблема соотношения веры и знания. Вера как знание. Богословие как общественная функция веры. Основной вопрос философии и основные философские категории в свете богословских представлений. Богословие в различных типах религиозных систем.

Тема 4. Методы и основные принципы богословия. Христоцентризм, историзм, библеизм, литургичность. Ортодоксия и ересь. Апофатика и антиномия. Рецепция и реакция. Традиция, предание и авторитет в богословии. Догмат, теологумен, богословское мнение. Связь богословия с практической этикой и литургической жизнью.

Тема 5. Структура богословских наук, история и проблематика отдельных дисциплин.

Тема 6. Науки о Священном Писании. Общая характеристика Исагогика, герменевтика и экзегетика Ветхого и Нового Завета, библейская история, библейская археология, библейское богословие. Понятие об основной проблематике отдельных дисциплин, краткий очерк истории, персоналии.

Тема 7. Науки о Священном Предании. Общая характеристика. Церковная история, церковная археология, каноническое право, литургика, патрология, древние языки. Понятие об основной проблематике отдельных дисциплин, краткий очерк истории, персоналии.

Тема 8. Богословская рефлексия: историческое богословие, догматическое богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, гомилетика, сравнительное богословие. Понятие об основной проблематике отдельных дисциплин, краткий очерк истории, персоналии.

Тема 9. Cовременная структура догматического богословия. Общая характеристика и основное вероучительное содержание. Триадология в связи с учением о творении ex nihilo в контексте ангелологии, демонологии и панирологии. Христология, догмат о Боговоплощении и Искуплении. Пневматология. Экклезиология (сакраментология, эортология, богословие образа, иконология). Антропология (амартология, аскетика, агиология, сотериология, мариология). Эсхатология и христианское учение о последующих судьбах творения. Проблема экзистенциальной интерпретации христианства.

Тема 10. Основные этапы развития богословской мысли и особенности богословского развития в России.

Тема 11. Поместные Православные Церкви и современные проблемы православного богословия.

Тема 12. Проблемы современной христианской миссии, инкультурации и рецепция. Вызов секуляризации и глобализации. Календарная проблема.

Тема 13. Краткий очерк истории и современного состояния Восточных Патриархатов и Поместных церквей. Канонические взаимоотношения Православных Церквей сегодня.

Тема 14. Вопросы православного единства и проблема созыва Всеправославного собора.

Тема 15. Вопросы экуменизма, межконфессиональный диалог и христианские взаимоотношения, диалог с нехристианами.

Тема 16. Социально-политические аспекты богословия и проблема самоопределения Русской Православной Церкви в современной России.

Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.

2. Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М.1998; СПб.2000.

3. Богословский диалог между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами. М.2001.

4. Булгаков С., протоиерей. Православие, Очерки учения православной Церкви. Париж.1989.

5. Воронов Л., протоиерей. Догматическое богословие. М.2000.

6. Деликостопулос А. Вера Православия. Православная догматика для современного человека. Кипр.1993

7. Джерози Л. Каноническое право в Католической церкви. М.1996.

8. Зарин М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.1996

9. Иванов М.С., Беляев Л.А., Бусева-Давыдова И.Л., Лозовая И.Е., Турилов А.А. Церковная наука в России. XVII-XX вв. // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.2000.С.427-467.

10. Иларион (Троицкий), архиепископ. Христианства нет без Церкви. М.1991.

11. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. М.1999.

12. Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. М.2000.

13. Каллист (Уэр), епископ. Православная церковь. М.2001.

14. Кураев А., диакон. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. М.1994

15. Кураев А., диакон. Вызов экуменизма. М.1997

16. Кураев А., диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. М.1994.

17. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М. 2000.

18. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.1991

19. Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. М.1993.Т.I, II.

20. Мейендорф И., протопресвитер. Ведение в святоотеческое богословие. М.1993; Клин. 2000.

21. Мейендорф И., протопресвитер. Живое предание. СПб.1997

22. Мейендорф И., протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение.СПб.1997

23. Мейендорф И., протопресвитер. Православие в современном мире. М.1997.

24. Мусин А. Церковь, общество, власть. Взаимные отношения Церкви, общества и государства, по учению ранних отцов Церкви и церковных писателей. Опыт патрологического исследования. СПб-Петрозаводск. 1997

25. Николай (Кожухаров), епископ. Введение в литургику. М.1997.

26. О вере и нравственности по учению православной Церкви. М.1991.

27. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб.1997.

28. Половинкин С.М. Русская религиозная философия // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.2000. С.468-484

29. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель. 1964.

30. Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. Составитель А.Юдин. М.2001.

31. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 7-9 февраля 2000 г. М.2000.

32. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М.1994.

33. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.2001.

34. Столяров А.А. Патрология и патристика. М.2001.

35. Успенский Л А.. Богословие иконы Православной Церкви. М.1996

36. Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М.1999.

37. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин. 2000.

38. Флоровский Г., протоиерей. Догмат и история. М.1998.

39. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. М.1991.

40. Христиане и мусульмане. Проблемы диалога. Составитель А.Журавский. М.2000.

41. Цыпин В.А. Церковное право. М.1993.

42. Шмеман А., протоиерей. Введение в литургическое богословие. Париж.1961; М.1999.

43. Шмеман А., протоиерей. Евхаристия. Тайна Церкви. М.1993; М.2001.

44. Шмеман А., протоиерей. За жизнь мира. Нью-Йорк. 1983; М.2000.

45. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь Православия. Париж.1985.

46. Шмеман А., протопресвитер. Введение в богословие. курс лекций по догматическому богословию.М.1993.

47. Шмеман А., протопресвитер. Водою и Духом. О таинстве крещения. М.2000.

48. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православной богословие. М.1992