Пигров Константин Семенович

Задача курса состоит в том, чтобы познакомить слушателей с основными, сегодня наиболее употребительными  понятиями, методами и идеями современной социальной философии, помочь им в освоении ключевых работ (см. раздел «Обязательная литература»). Курс не предлагает слушателю какой-то одной, «единственно верной» точки зрения. Различные взгляды на социальную реальность рассматриваются как потенциально комплементарные, раскрывающие философию общества с различных сторон.

Тематический план

1.      Понятия социума и общества.

2. Природа социально-философского познания.

3. Личность и общество.

4. Социальная структура общества.

5. Современность как проблема социальной философии.

Програма спецкурса

Тема 1. Понятия социума и общества. Сущность и структура общества. [1] Проблема онтологического статуса социальной реальности.

Целостность и системность социума. Понятие социальной системы. Представление о больших системах применительно к обществу. Философский смысл социального порядка. Роль образования в конституировании социального порядка. Государственность и общественность. Понятие социальной стратификации. Равенство и иерархия. Власть. «Творческое меньшинство»  и «правящее меньшинство».

Функционирование общества и его развитие. Социальный порядок и социальная дезорганизация. Механизмы и формы социальной динамики. Эволюция и революция. Реформа. Социальный кризис. Катастрофа. Проблема «конца социального» (Ж. Бодрийяр).

Социальные отношения. Понятие коммуникации. Отношение и общение. Общение и обособление. Управление и самоуправление в обществе. Социальные функции власти. Государство и право, демократия. Насилие и ненасилие. Проблема социально-философского осмысления войны.

Социальная деятельность. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Общественное производство и его структура. Понятия освоения и отчуждения. Овеществление и опредмечивание. Реификация. Артефакты, техне и техника в контексте социальной деятельности. Собственность в модусах богатства, достатка, бедности и нищеты: социально-философский смысл.

Про­стран­ст­во и вре­мя как формы бы­тия со­циу­ма. Хронотоп ци­ви­ли­за­ции и важ­ней­шие эта­пы его раз­ви­тия.  Социальный смысл архитектуры. Дизайн как организация социального пространства. Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы. Проблемы структуры социального времени. Понятие «осевого времени» ( по К. Ясперсу). Роль идей «золотого века», счастливого будущего и всемирной катастрофы в организации социума. Направленность исторического процесса, модели исторического прогресса. Концепты фатализма и волюнтаризма. Принципы исторической типологии общества.

Тема 2. Природа социально-философского познания.  Методы социального познания и методы социальной философии. Сравнительная специфика социального и гуманитарного форм познания. Логическая  структура социального познания. Методы структурного  функционализма и структурно-функционального  анализа. Понятие историзма. Социальное объяснение и социальное понимание. Рациональный и эмоциональный типы понимания. Герменевтика как метод понимания общества. Проблема специфических методов постмодерна. Шизоанализ.

Доминанты и детерминанты общественной жизни. Дискурсы и модели социальной реальности.

Природная определенность социального. Натурализм как модель социальной реальности. Эвристические возможности биологического объяснения и понимания применительно к социальным явлениям. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины.  Проблема целенаправленного воздействия на эволюцию человеческого вида. Социально-философский смысл евгеники. Натуралистическая модель социальной реальности и социобиология. Ницшеанская модификация натуралистической модели общества. Воля к власти. Сверхчеловек и толпа. Психоаналитическая модификация натуралистической модели общества. Эрос и Танатос. Идея коллективного бессознательного.

Деятельностная  определенность социального. Деятельностные модели социальной реальности. Деятельность как способ существования общественного человека. Роль труда в конституировании деятельностной модели. Понятие практики. Связь деятельностной модели с идеологией новоевропейской цивилизации. Историко-материалистическая модификация деятельностной модели. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Сопоставление формационного и цивилизационного подходов. Техницистские модификации деятельностной модели общества. Проблема роли техники в функционировании и развитии социума. Техника коммуникаций как методологический объяснительный принцип общественного развития. (М. Мак-Люэн). Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово. 

Трансцендентная определенность социального. Реалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Мировой закон и высший закон.  Соборность и общественность в русской социально-философской традиции.

Смысловая определенность социального. Феноменологическая модель социальной реальности. Социальная феноменология (А. Шютц). Общество как феномен жизненного мира. По­ня­тия ин­тер­субъ­ек­тив­но­сти, интенциональности и инструментальности.

Тема 3. Личность и общество. Идея персональности и традиция персонализма. Индивид, личность, индивидуальность. Проблема единства социальной и человеческой реальности. Свобода, достоинство и ответственность личности в обществе. Идентификация и самоидентификация. Социальный символизм. Эзотеризм социального символизма.

Тема 4. Социальная структура общества. Понятие социальной общности. Социальные общности, общественные движения и объединения. Социальный институт. Структура и функции социального института. Проблема иерархии в отношениях общностей: господствующие и подчиненные общности. Маргиналы и маргинальные общности.

Возрастные общности: дети, молодежь, зрелый возраст, старики. Проблема «отцов и детей». Феномен молодежных движений. Проблема возрастной самоидентификации и феномен инфантилизма.

Гендерная (половая) дифференциация в обществе: общности  мужчин и женщин. Исторические формы женских движений. Социальный институт семьи. Семья и брак. Исторические формы брака. Моногамный брак  и его судьбы в цивилизованном обществе. Семья как ценность.

Социально-классовая структура общества. Социально-экономические классы и профессии. Социально-классовая идентификация и самоидентификация («класс в себе», «класс для себя»). Классовая борьба и классовое сотрудничество. Исторические формы социально-классовых общностей. Каста и сословие. Профессиональная идентичность как ценность в новоевропейской цивилизации. Профессионализм и дилетантизм.

Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Проблема этнической дифференциации. Этнические измерения истории. Род и племя – формы доцивилизационных этносов. Народность в традиционных цивилизованных обществах. Роль государства, религии и культуры в конституировании народности. Нация как новоевропейская форма этнической общности. Идеологема национальной идеи. Связь становления нации с буржуазными экономическими отношениями. Этноцентризм. Национализм. Расизм.

Тема 5. Современность как проблема социальной философии. Историософия ХХ века. Идея глобализма и антиглобалистские движения. Актуальные проблемы историософии России.

Обязательная литература

1.                  Августин А. О граде Божием // Блаженный Августин. Творения. Тт. 3-4. СПБ. -Киев, 1998.

2.                  Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

3.                  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4.                  Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Раздел В. Самосознание. СПб., 1992.

5.                  Зиммель Г. Как возможно общество?// Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

6.                  Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Рим-Люблин, 1994.

7.                  Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 13.

8.                  Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.// Маркс К. Социология. М., 2000.

9.                  Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1990.

10.               Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва 13-16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов. СПб, 2000, с.150-211.

11.               Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

12.               Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

13.               Ясперс К. Истоки истории и ее цель.// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Дополнительная литература

1.       Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

2.       Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Введение.// Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

3.       Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

4.       Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. Изд. «Чоро», 1994.

5.       Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

6.       Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem’93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М., 1994.

7.       Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Глава 1. Историцизм и миф о предопределении; Т. 2. Глава 25. Имеет ли история какой-нибудь смысл? М., 1992.

8.       Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни. К., 1998.

9.       Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000.

10.   Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

11.   Слотердайк П. Критика цинического разума. Перевод А. Перцева. Екатеринбург, 2001.

12.   Тойнби А. Постижение истории. Часть первая. М., 1991.

13.   Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

14.   Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

15.   Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16.   Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997.

17.   Эпилог. Повестка дня для будущего. М., 1999.

Учебные пособия

1. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию М.,1996.

2. Крапивенский С.Е. Социальная философия М., 1994.

3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

4. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

5. Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. (Отв. ред. Шевченко В.Н.) М., 1994.

6. Очерки социальной философии. Учебное пособие. Под ред. проф. К.С. Пигрова. СПб, 1998.

7. Социальная философия. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.,1995.

8. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1,2. / Составит. Арефьева Г.С. и др. М., 1994.

9. Философия истории. Хрестоматия. М., 1994.

10. Graham G. Contemporary social philosophy. New York, 1988.

11. Forscher M. Mensch und Gesellschaft: Grundbegriffe der Sozialphilosophie.Darmstadt,1989.

Энциклопедии, словари и библиографическая литература

1. Библиографический указатель: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Философия и социология. М., ИНИОН.

2. Краткая философская энциклопедия. / Составители Губский Е.Ф. и др. М., 1994.

3. Новейший философский словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. Минск, 2001.

4. Реферативный журнал: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РАН ИНИОН, М. Серия 3. Философия.

5. Современная западная социология. Словарь. М., 1991.

6. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

7. Современный философский словарь. Под общ. ред. Кемерова В.Е. М., 1996.

8. Школьный философский словарь. М., 1995.

9. Философская энциклопедия. Т.1-5. М., 1961-1971.

10.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.



[1] Курсивом выделены формулировки из Госстандарта 2000 г.