Уваров Михаил Семенович

Цели курса

В спецкурсе рассматриваются проблемы взаимовлияния светского и религиозного опыта в духовной ситуации XX века. Анализируются основные тенденции отношения к христианству со стороны внерелигиозных форм сознания. Большое внимание уделяется проблеме «христианство и постмодернизм», а также общим тенденциям развития христианской антропологии в конце XX века.

Источниковедческой базой анализа являются тексты Священного Писания, отцов христианской церкви, средневековой христианской апологетики, философско-религиозные трактаты Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется феномену русской философско-религиозной традиции (философы и культурологи XIX-XX веков), а также творчеству выдающихся мыслителей, искавших в христианском учении о человеке ответы на наиболее трагические вопросы бытия (И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Гоголь, В. Несмелов, Ф. Достоевский, В. Розанов, П. Флоренский, Л. Шестов и др.). В религиозно-антропологической перспективе рассматриваются некоторые проблемы современной философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г.-Э. Хенгстенбергер, М. Хайдеггер и др.)

Задачи курса

Задачей спецкурса является ознакомление студентов с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения мира. Большое внимание уделяется антропологическому смыслу христианской догматики и апологетики, проблемам теодицеи и антроподицеи. Специальный раздел спецкурса посвящен истории исповедальных текстов в христианстве.

Тематический план

1.  Основные проблемы и принципы религиозной антропологии.

2. Проблема антропологических оснований мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм).

Тема 3. Мессианизм, мессия, Спаситель, Христос.

4. Бог и Адам, Адам и Христос.

5. «Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу» (Н. Бердяев).

6. Антиномизм и Богопознание.

7. Проблема универсальности моральных принципов.

Тема 8. Конфессиональные особенности понимания человека в рамках христианской антропологии.

9. Психоанализ и религия. «Женские» и «мужские» религии.

10. Религия и пост(не)классические типы рациональности.

11. Эстезис религиозного опыта.

 

Программа

Тема 1.  Основные проблемы и принципы религиозной антропологии.

Типы религиозных антропологических учений. Рефлексия и внутренний духовный опыт. Вера и разум, рациональное и иррациональное. Культ и культура. Антроподицея и теодицея. Человек и эйдос. Миф и Логос. Дух и Душа. Проблема антроподицеи в истории богословия и философии. Антропология «после «Освенцима и ГУЛАГа». Тезис Ницше «Бог мертв» и его судьба в XX веке. Идея смерти в культуре XX века. Религиозная антропология на рубеже веков. Судьба христианства. Проблема Холокоста.

Тема 2. Проблема антропологических оснований мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм).

Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Монотеизм как проблема. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Философия Библии. Книга Экклезиаста. Иудейская апокалиптика. Гностицизм. Символа веры. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие.

Тема 3. Мессианизм, мессия, Спаситель, Христос.

Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. «Имена Христа». Иисус как личность и личность Христа. Бог Слово. Христос и Антихрист. Проблема искушения Религия страдающего Бога. Мистерия Голгофы. Символика искупления, жертвоприношения и воскресения.. Смерть и бессмертие.

Тема 4. Бог и Адам, Адам и Христос.

Творение и эманация. Тварное ничто. Бытие и небытие. Небытие как привилегия твари. Тело (плоть) и дух. Религия и пол. Любовь. Грехопадение, добро и зло. Учение о родовом грехе. Метафизика страсти. Страстное и мирское. Смысл религиозной аскезы. Исихия как духовная практика. Метафизика аскезы. Проблема чуда.

Тема 5. «Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу» (Н. Бердяев). Основы христианской догматики и апологетики. Пространства священного и профанного. Специфика христианской антропологии. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека. Исторические и философские основания христианского учения о человеке. Религиозный идеал и его смысл. Богосознание и Богопознание. «Интеллектуальная техника» религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Самоидентификация и «удостоверение» личности.

Тема 6. Антиномизм и Богопознание.

Основная антиномия религиозного сознания. Религия и классическая рациональность. Бог и Трансцендентное. Категорический императив И. Канта в зеркале христианской морали. Метафизический смысл Нагорной проповеди. Категорический императив и Нагорная проповедь Кант и Псалмопевец. Человеческая нравственность в призме евангельского учения.

Тема 7. Проблема универсальности моральных принципов.

 Притчевая парадигма в Библии. Завет и Заповедь. Патриархи и пророки. Бог и Моисей. «На весах Иова» (метафизический смысл «Иов — ситуации»). «Жест Авраама» и проблема «рыцаря веры» (С. Кьеркегор). Мораль Божественная и человеческая. Метафизика греха. Смертный грех. Грех гордыни. Грех отчаяния.

Тема 8. Конфессиональные особенности понимания человека в рамках христианской антропологии.

Откровение, Св. Писание, Св. Предание. Апофатическое и катафатическое богословие в отношении к проблеме человека Проблема христианской экзегетики (бл. Августин и последующие). Спор о Filioque. Метафизический смысл таинства крещения и его интерпретация. Грех и искупление греха. Реформация и «протестантский человек». Эразм Роттердамский и Мартин Лютер. Протестантская этика и ее судьба в XX веке. Протестантизм и Россия.

Тема 9. Психоанализ и религия. «Женские» и «мужские» религии.

Психоаналитические практики и проблема исповеди. «Идеал — Я». Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного слова. Тема исповеди в духовном опыте человечества. Проблема «участного мышления» (М. Бахтин). Формы и виды исповедальных практик. Покаяние, исповедь и проповедь. Архитектоника и метафизика исповедального слова.

Тема 10. Религия и пост(не)классические типы рациональности.

 Христианство и постмодернизм. Антихристианские тенденции в культуре и социальная мифология XX века. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового «религиозного универсализма». «Сатанизм для интеллигенции»? Рерихи и христианство.

Тема  11. Эстезис религиозного опыта.

Художественное творчество и религия. Откровение и творчество. Метафизический смысл свободы и эстетические идеалы православия. Проблема Достоевского (на примере «Легенды о Великом инквизиторе»). Христианские мотивы в мировом искусстве. «Умозрение в красках»: историко-философский и религиозно-антропологический смысл православной иконы.

Литература

1.    Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1989

2.    Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Изд-во «Канон», 1995

3.    Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993

4.    Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Проблематика и апологетика христианства. М.: Республика, 1994

5.    Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995

6.    Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990

7.    Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М.: Республика, 1995 

8.    Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1976 (Жизнь Иисуса, Дух христианства и его судьба, Фрагмент системы 1800 г.).

9.    Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996

10. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (или другое издание, 1998-2002)

11. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев: Изд-во «Путь и истина», 1992

12. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998

13. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. М.: Изд-во Российского госуд. гуманитарного унив-та, 1997

14. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1980.

15. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993

16. Кюнг Х. Религия и культуры. СПб., 1999.

17. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения (приложение, с. 290-545). М.: наука, 1987

18. Мистическое богословие. Киев: Изд-во «Путь и истина», 1991

19. Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1898-1906 (репринт – 1994, 2000)

20. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: «Молодая гвардия», 1991

21. От Бытия до Откровения: Пятикнижие Моисеево. М., 1993

22. Позов А. Основы древнецерковной антропологии: В 2 т. Мадрид, 1965

23. Тиллих П. Мужество быть. Динамика веры. М., 1995

24. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: центр «Петербургское востоковедение», 1997

25. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994

26. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб: Алетейя, 1998

27. Учение. Пятикнижие Моисеево. М.: Республика, 1993

28. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990

29. Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Изд-во «Юристъ», 1996

30. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим // Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993