КОЗЫРЕВ Федор Николаевич

 

Цель курса

 

Обеспечить будущих преподавателей и катехизаторов методологической базой для решения следующих педагогических задач.

 

Задачи курса

 

Задача-минимум - на основе сопоставления Библии с другими памятниками литературы раскрыть специфические черты и уникальный характер библейского Откровения;

Задача-максимум - сформировать представление о христианском вероучении как о мировоззренческой системе, позволяющей построить целостную картину мира.

Программа сочетает следование православной экзегетической традиции и догматическому учению Православной Церкви с обращением к вопросам философии и широким привлечением фольклорного и научно-фактического материала.

Тематический план

1. Методологические подходы к изучению Библии в школе и на курсах катехизации

2. Формирование целостной картины мира на основе христианского учения

3. Перспективы и фермы использования достижений науки в религиозно-просветительской деятельности

4. Христоцентрический принцип преподавания Св. Истории

 

Программа

 

Тема 1. Методологические подходы к изучению Библии в школе и на курсах катехизации

Аксиологическое отношение буквального и иносказательного в религиозной литературе. Применение сравнительно-мифологического метода для раскрытия библейского символизма.

 

Тема 2. Формирование целостной картины мира на основе христианского учения

Христианский "мистический реализм" как наиболее последовательное утверждение монотеистического дуализма. Основное гносеологическое противоречие и его преодоление в тринитарном богословии. Особенности христианской антропологии.

Христианский гуманизм как нравственно-этическое учение.

 

Тема 3. Перспективы и фермы использования достижений науки в религиозно-просветительской деятельности

Библейская космология в свете естественнонаучных открытий последних веков.

Археологические и библиографические данные о времени происхождения библейских текстов и исторической достоверности событий Священной Истории.

 

Тема 4. Христоцентрический принцип преподавания Св. Истории

Мессианское содержание ветхозаветного профетизма. Евангелие как центр истории.

Раскрытие евангельского Откровения в трудах св. отцов и опыте Церкви.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Голосовкер Э. Я. Логика мифа. М., 1987.

2. Иванов Вяч. Мысли о символизме.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа.

4. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972.

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.

6. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

7. Толковая Библия / под ред. А. П. Лопухина.

8. Честертон Г. К. Ортодоксия // Вечный человек. М., 1991.

9. Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. М., 1994.

10. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.

11. Герцен А. И. Письма об изучении природы / Собр. соч.

12. Зенъковский В. Основы христианской философии. М., 1992.

13. КанкеВ.А. Философия. М., 1996.

14. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. М., 1991.

15. Лосский Н. О. Обоснование интивитуизма // Собр. соч..

16. МеньА. Дионис. Логос. Судьба. Брюссель.

17. ПозовА. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.

18. Соловьев В. С. Чтение о Богочеловечестве //Собр. соч.

19. Феофан, en. Что есть духовная жизнь...

20. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990.

21. АмусинИ.Д. Находка моря. М., 1964.

22. Библия и наука. М., 1996.

23. Геллей Г. Библейский справочник.

24. История всемирной литературы в 9-ти томах. М., 1983.

25. Кураев А, Размышления о первой главе книги Бытия // "Альфа и Омега", № 2, 3.

26. Хобринк В. Христианский взгляд на происхождение жизни. Киев, 1994.

27. Кураев А. Школьное богословие. М., 1997.

28. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль,

29. Зенъковский В. История русской философии. Л., 1991.

30. МенъА. Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972.

31. Михаил Грибановский, еп. Над Евангелием.

32. Кассиан, еп. Христос и первое христианское поколение.

33. Поеное М., еп. История Христианской Церкви. Брюссель, 1964.

34. Честертон. Вечный человек. М., 1991.

35. Шмеман А. Исторические пути православия.

36. Шмеман А. Евхаристия.