Светлов Роман Викторович –– профессор, доктор философских наук

Цель курса:

Целью курса является рассмотрение истории исследования феномена религии и религиозного сознания в европейской культуре, формулировка фундаментальных проблем, оказавших влияние на современное религиоведение, исследование традиции рациональности в философии религии.

Задачи курса:

Ознакомить студента с многообразием исторических «решений» проблемы сущности религии.

Сформировать целостное представление о религиоведческой проблематики.

Усвоить основные теории текстов; сформулировать принципы исследования текста.

Проанализировать исторические особенности религиозного восприятия мира.

Тематический план:

1.     Общее понятие религии.

2.     Гнозис вопроса о природе религии.

3.     Вопрос об отношении веры и знания в средневековье и Новом Времени.

4.     От "естественной религии" к Богу как "Абсолютной идее".

5.     "Смерть Бога" и начало "положительного" религиоведения.

6.     Современное религиоведение

Программа спецкурса

Тема 1. Общее понятие религии

Религия и "религиозное сознание". Формальное и содержательное в религиозном отношении. Религия и культура. Антиномии взаимозависимости.

Тема 2. Гнозис вопроса о природе религии

Возникновение проблемы "вера" — "знание" в позднеантичной культуре. Античные теории происхождения религии. "Поэтическая": "Гражданская" и "Философская" религии в античности. Определение религии Цицероном. Спор о существе богов и богопочитания. Христианское понимание религии: теории происхождения язычества. Анализ феномена веры (Ориген, Августин)

Тема 3. Вопрос об отношении веры и знания в средневековье и Новом Времени.

Философия и теология в схоластике: взаимоопределение сфер влияния. Возникновение и судьбы деизма. Возрожденческий антропоцентризм; религия в "картине мира". Деизм в метафизике XVII века.

Тема 4. От "естественной религии" к Богу как "Абсолютной идее".

Идея "естественной религии" во французской философии XVIII в. и в истории Французской Революции. Анализ Юмом псиологических корней религии. "Атеизм" XVIII в. Конт: религия как предмет "практической философии". Гегель: полемика с критицизмом Канта. Всеобщая идея в культе и в истории религиозного сознания.

Тема 5. "Смерть Бога" и начало "положительного" религиоведения.

Концепция "отчуждения" и учение о религии Фейербаха. Исторический критицизм в протестантской теологии XIX в. Марксистское религиоведение. Нигилизм Ницше. Религия как историческая форма.

Тема 5. Современное религиоведение

"Натуралистические" концепции происхождения религии. Психоаналитическое исследование религии. Концепция Юнга. Споры вокруг ритуалистических теорий. Философское религиеведение: Шелер, Кассирер, экзистенциализм. Структурно-социологическая школа. Ритуализм и прамонотеизм. Тенденции к созданию синтетического религиеведения на рубеже ХХ-XXI веков.

Литература:

1.     Платон. "Государство".

2.     Плутарх. “Об Исиде и Осирисе”.

3.     Цицерон. "О природе богов".

4.     Августин. "О граде Божьем".

5.     Юм Д. "Трактат о человеческой природе".

6.     Руссо Ж.Ж. "Эмиль"

7.     Вольтер. "Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов".

8.     Кант И. "Критика чистого разума". "Критика практического разума".

9.     Гегель Г.В.Ф. "Лекции по философии религии".

10. Фейербах Л. "Сущность христианства".

11. Ницше Ф. "Антихристианин".

12. Юнг К.Г. "Психологические типы".

13. Шелер М. Положение человека в Космосе".

13.Элиаде М. "Священное и мирское".